Сегодня разберёмся в плюсах и минусах ваговской «шестёрки» 2.7/3.0 TDI, а также вместе со специалистом столичной СТО изучим мотор на Audi A6, преодолевшей более 400 тысяч километров.
Один из эталонных двигателей Volkswagen Group
Установки серии EA896 (2.7 TDI и 3.0 TDI) пришли на смену ЕА330 (2.5 TDI) — первого дизеля с четырьмя клапанами на цилиндр. Отличались они от своих предшественников кардинально: вместо радиального ТНВД Bosch VP44 с насосами-форсунками стали устанавливать топливную систему Common Rail с пьезоэлектрическими форсунками, турбины Garrett GTB1756VK, Garrett GTB2260VK, BorgWarner (KKK) BV50 с изменяемой геометрией, вместо одной цепи ГРМ применяли четыре (!), впускной коллектор оснащался вихревыми заслонками. Обе головки блока цилиндров выполнены из алюминиевого сплава, в каждой из них — по два распределительных вала верхнего расположения. Сам блок цилиндров изготавливался из чугуна с вермикулярным графитом (GJV-450), что позволило снизить вес на 5—10% в сравнении с обычной чугунной конструкцией. Если EA330 получил репутацию ненадёжного двигателя, то EA896 уже может похвастаться заслуженным доверием «ваговодов».
На смену EA896 пришли не менее крепкие EA897, которые выпускаются заводом по сей день, только уже в версии, адаптированной к биодизелю (с начала 2022 года).
Немного о модификациях E896
Двигатель представлен двумя рабочими объёмами: 3,0 и 2,7 л. Мотор со вторым параметром официально не поставлялся на наш рынок.
Трёхлитровый агрегат прошёл шестнадцать модификаций: ASB, CAPA, CARA, CASA, CARB, BUG, BKS, BKN, BMK, CASC, CPNB, CDYC, CDYA, CCWA, CEXA, CATA. С-версии относятся ко второму поколению. Мощность двигателей варьируется от 204 до 240 л. с./4 000 об/мин, крутящий момент — 450—550 Нм. Устанавливались на ряд моделей: Audi A4, А5, А6, А8, Q5, Q7; Volkswagen Touareg, Phaeton; Porsche Cayenne.
Модификациями EA 896 2.7 TDI оснащались только автомобили Audi: A4 (B7, B8), A5, A6 (C6). Мощность варьируется от 163 до 190 л. с./4 000 об/мин, крутящий момент — 350—450 Нм.
Версий было всего семь: BSG, BPP, CAMA, CANA, CANB, CANC, CGKA. Среди них BSG и BPP считаются самыми надёжными.
Двигатели 2.7 TDI и 3.0 TDI различаются между собой только рабочим объёмом. Ход поршня трёхлитровой установки составляет 91,4 мм, двухлитровой — 83,1 мм.
Сильные и слабые стороны моторов ЕА 896
Плюсы — превосходная динамика и надёжность при умеренном расходе топлива, выносливые блок и головка блока цилиндров. При качественном и своевременном обслуживании турбина, ТНВД, пьезоэлектрические форсунки и демпфер крутильных колебаний выхаживают до 300 000 км и более, ресурс цепей — свыше 250 000 км. Поэтому поклонники немецкого концерна зачастую выбирают этот двигатель, несмотря на высокую стоимость обслуживания.
Но у каждого силового агрегата есть и слабые места. Рассмотрим их.
Вихревые заслонки
Во впускном коллекторе установлены вихревые заслонки с бесступенчатым регулированием. Путём создания завихрения обеспечивают оптимальное наполнение камеры сгорания, тем самым снижая токсичность отработавших газов и уменьшая расход топлива. В движение их приводит сервомотор шатунного толкателя. На холостом ходу и при низкой частоте вращения заслонки закрыты, открываются при пуске двигателя, в режиме полной нагрузки и в аварийном режиме работы (от 1 250 об/мин). При образовании значительного слоя нагара наблюдается снижение мощности, ухудшается отклик на педаль акселератора, теряется динамика. Проблему устраняют чисткой.
Также со временем изнашиваются оси заслонок, сам сервопривод и шарниры тяг. Решением является новый ремкомплект.
Некоторые автомобилисты ликвидируют неисправности данного узла путём его удаления и «перепрошивки» блока управления двигателем на работу без вихревых заслонок.
Двухмассовый маховик
Проблема с данным элементом затрагивает владельцев авто с парой 2.7 TDI + МКПП 6HP19 (2008). Каждые 100—150 тысяч километров требуется его замена, а ещё больше сокращает его ресурс езда на низких оборотах. Специалисты считают, что причина кроется в ненадёжности конструкции. Признаками неисправности компонента являются посторонние звуки при запуске и остановке двигателя, повышенный расход топлива, вибрации при нажатии педали сцепления, а также жёсткое переключение передач.
Катализатор
Проблемы с катализатором появляются на пробеге около 200 000 км. Когда деталь забивается, владелец сталкивается с увеличенным расходом топлива, потерей динамики и другими трудностями. Зачастую данный компонент удаляют и «перепрошивают» блок для работы без него.
Клапан EGR
При выходе клапана EGR из строя, как правило, наблюдаются потеря мощности, рывки при разгоне, нестабильная работа двигателя в режиме холостого хода, появление чёрного дыма. Решением является замена элемента или удаление с «перепрошивкой» блока управления двигателем.
Цепи ГРМ и натяжители
Хотя ресурс цепей достаточно большой, следует готовиться к тому, что при замене необходимо будет снимать мотор и коробку.
Заклинивший толкатель и дорогостоящий ремонт
Сегодня отправились на СТО, чтобы увидеть своими глазами, какие проблемы возникают у дизельной V-образной «шестёрки» объёмом 2,7 л (в паре с АКПП 6HP19) при пробеге 420 000 км. Рассмотрим на примере Audi A6 в кузове С6.
— Автомобиль приехал к нам на эвакуаторе. После десятиминутной остановки владелец не смог запустить двигатель, при попытках запуска был слышен металлический стук со стороны подкапотного пространства, — начинает рассказ Александр, специалист столичной станции технического обслуживания. — Когда открыли капот, с первого взгляда стало понятно, что прокладки клапанных крышек уже не выполняют свою функцию. Признаки просачивания масла налицо.
Двигатель со следами масла и охлаждающей жидкости
После снятия клапанных крышек обнаружили поломанные коромысла клапана.
Причиной оказалось нарушение синхронизации валов вследствие заклинивания толкателя одной из цепей привода.
Конструкция данного мотора позволяет добраться до цепей ГРМ только при демонтаже двигателя с коробкой.
— В итоге заменили комплект цепей и натяжителей (по всем признакам до нас их замена ещё ни разу не производилась), задний сальник коленчатого вала, все двенадцать коромысел с гидрокомпенсаторами.
— Свечи накала также заменили: четыре из шести уже не работали исправно. Данные компоненты головки блока цилиндров обеспечивают холодный запуск, а также подключаются к работе при необходимости повышения температуры двигателя. Замену следует производить через каждые 60—100 тыс. км. Бывают случаи, когда они ходят и дольше, — продолжает специалист.
— На вихревых заслонках виден достаточно большой слой сажи, шарниры тяг — с признаками износа. По-хорошему все эти проблемы необходимо устранять. Это же напрямую влияет на мощность, динамику. Отклик на нажатие педали акселератора ухудшается. Но владелец автомобиля отказался от ремонта, а желание клиента, как известно, закон, — делится с нами Александр.
Турбина, несмотря на достаточно большой пробег, находится в хорошем состоянии, задиров и сколов на рабочей поверхности нет. За состоянием данного компонента стоит следить: при появлении неисправностей увеличивается расход масла, топлива, не исключено плавание оборотов в режиме холостого хода, а также мощность мотора может быть существенно снижена.
— На двигателе и навесном оборудовании видны капли охлаждающей жидкости — признаки течи со стороны насоса ОЖ. Подшипник и резиновые элементы, естественно, имеют ограниченный ресурс, поэтому периодически необходимо выполнять замену данного элемента. Выход насоса из строя приводит к перегреву двигателя, что негативно сказывается на его работе и может вызвать поломку, — рассказывает нам специалист.
Стоимость обслуживания и ремонта:
- - комплект цепей и натяжителей — 1 600 рублей;
- - две прокладки клапанной крышки — 110 рублей;
- - шайбы под форсунки — 30 рублей;
- - задний сальник коленвала — 30 рублей;
- - коромысла и гидрокомпенсаторы (12 штук) — 360 рублей;
- - ремень привода генератора — 35 рублей;
- - насос охлаждающей жидкости — 80 рублей;
- - свечи накала (6 штук) — 150 рублей;
- - моторное масло и масляный фильтр — 240 рублей;
- - масло для АКПП — 340 рублей;
- - воздушный фильтр — 60 рублей;
- - масляный фильтр — 50 рублей;
- - работы — 2 000 рублей.
Вывод
— Дизельный V6 зарекомендовал себя как экономичный, мощный и довольно надёжный агрегат. К его недостаткам можно отнести неудачное расположение цепей привода ГРМ: оно усложняет процесс замены, а значит, и стоимость данной процедуры не будет низкой. При покупке автомобиля с большим пробегом необходимо проводить полную диагностику, обращая особое внимание на уязвимые узлы и компоненты. Также следует всегда помнить о том, что обслуживание установки должно быть качественным и своевременным во избежание дорогостоящих поломок.
av.by выражает благодарность СТО