Проблемы на старте: как определить поломки стартера и генератора

Любой автомобиль, каким двигателем он ни был бы оборудован, нуждается в электроэнергии. Без электрического заряда он просто не сможет завестись — и для этого нужен аккумулятор (именно он подает ток на стартер двигателя). А чтобы аккумулятор не терял заряд, в дороге его подпитывает генератор. Именно так вот уже не одно десятилетие выглядит схема пуска и электроснабжения бортовой сети автомобиля. И если где-то в ней возникают проблемы, рано или поздно автомобиль просто не сможет двинуться с места. Как распознать и устранить наиболее типичные поломки?

После поворота ключа в замке зажигания электрический ток от аккумулятора через тяговое реле стартера подается на маховик двигателя, который приводит в движение поршни. Искра от свечей зажигания воспламеняет топливо — и мотор заводится. На этом узел выполняет свою задачу и отключается до следующего запуска.

Как только двигатель завелся, в работу вступает генератор, основная задача которого — обеспечивать подзарядку аккумулятора, преобразуя механическую энергию от вращения мотора в электрическую. Кроме того, генератор во время движения автомобиля питает все находящиеся на борту электроприборы: от фар до прикуривателя.

Несмотря на то, что стартер включается в работу лишь эпизодически, нагрузку он берет на себя колоссальную: небольшому электромоторчику, по сути, нужно раскрутить весь тяжелый двигатель автомобиля. А если условия для запуска не идеальные (загустевшие от холода рабочие жидкости или не самое лучшее состояние самого мотора), стартеру приходится особенно нелегко.

Генератор же — настоящий труженик, который без отдыха работает все время, пока автомобиль находится в движении. Поэтому оба устройства подвержены износу и рано или поздно вырабатывают свой ресурс. Первые проблемы могут стать заметны уже через 4–5 лет после покупки нового автомобиля, а в машине с пробегом к работе этих узлов следует внимательно прислушиваться после первых 120 тыс. км на счетчике. Итак, на что обращать внимание?

Признаками неисправности стартера могут быть:

  • отсутствие реакции на поворот ключа зажигания: стартер срабатывает лишь после нескольких попыток или не срабатывает вовсе;
  • отсутствие запуска двигателя, притом что сам стартер начинает вращаться (слышен характерный звук при повороте ключа зажигания);
  • ситуация, в случае которой после запуска двигателя стартер не отключается, а продолжает вращаться;
  • заметные во время движения посторонние звуки (шум, скрежет).

Единственная причина, которую можно оперативно устранить своими силами, — это проблемы с питанием стартера от АКБ: разряженный аккумулятор, плохо зажатые контакты и т. д. Если же вы уверены, что по этой части проблем нет, следовательно, стартер однозначно нуждается в ремонте или замене.

Что касается генератора, то его основная задача — восполнять заряд АКБ и питать всю бортовую электронику автомобиля в дороге. Именно здесь и стоит искать подсказки, определяющие проблемы с генератором. Это, например, такие признаки, как:

  • постоянно низкий уровень заряда аккумулятора (даже если его недавно меняли или проверяли);
  • проблемы с запуском двигателя (силы тока от АКБ не хватает на то, чтобы запустить стартер);
  • более тусклый, чем положено, и мерцающий свет фар;
  • постоянно горящая или периодически включающаяся контрольная лампа зарядки аккумулятора на приборной панели.

Если в исправности аккумулятора вы уверены, еще одним слабым местом при генераторе в хорошем состоянии может оказаться приводной ремень, соединяющий его с двигателем. У этой проблемы есть свой характерный признак: после запуска двигателя из-под капота раздается свист — временами или постоянно. Обычно он указывает на то, что приводной ремень генератора провис или износился и его нужно подтянуть или заменить.

Все остальные признаки — повод проверить работу генератора, и чем раньше, тем лучше. Промедление чревато тем, что в пути аккумулятор останется без зарядки, а двигатель — без источника энергии и двинуться с места вы сможете только на буксире или эвакуаторе.

Разобраться, что именно произошло со стартером или генератором, в теории можно самостоятельно. Но на практике разумнее обратиться за помощью на специализированную СТО, где есть соответствующий диагностический стенд. Дело в том, что большинство поломок этих узлов требуют либо сложного ремонта, либо замены стартера или генератора на новый.

Выбор, что лучше: ремонт или замена, — это вопрос целесообразности. Главное преимущество ремонта — более низкая стоимость (при условии, что вы доверили работы не гаражному умельцу, а профессионалу). Главный плюс замены — она позволяет не волноваться за судьбу узла ближайшие несколько лет, причем это спокойствие подтверждается заводской гарантией.

Впрочем, нет правил без исключений. Так, Bosch при ремонте стартера и генератора в условиях фирменных мастерских дает на восстановленные узлы такую же гарантию, как и на новые, причем недавно компания увеличила ее с двух до трех лет. Вот и еще одна причина не откладывать диагностику и ремонт стартера и генератора и обращаться за этим в проверенные СТО.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.