Непонятный документооборот и бешеные ставки: перевозчики и грузовладельцы о работе на восточных направлениях

В связи с введением санкций и закрытием европейских границ белорусский и российский грузопоток развернулся на восток. Так, в 2022 году перспективность перевозок в страны Средней Азии и Закавказья резко возросла. Однако восточный логистический рынок существенно отличается от западного. И это создаёт определённые трудности как для перевозчиков, так и для грузовладельцев, решивших работать по этим направлениям.

150 часов ожидания. Вот как выглядит транспортный коллапс в пункте пропуска «Берестовица» («Бобровники»)

Для того чтобы выяснить, какого рода проблемы встречаются чаще всего, международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди своих пользователей. У перевозчиков и грузоотправителей из Беларуси и России спросили, с какими сложностями они сталкиваются при работе со странами Средней Азии и Закавказья. Пользователи могли выбирать несколько вариантов из предложенных и оставлять свои комментарии. Вот что показали результаты.

«Никаких. Успешно работаю со странами Средней Азии и Закавказья» — такой вариант ответа выбрали 10% опрошенных.

Ещё 13% от принявших участие в опросе только присматриваются к этим направлениям, но пока не работали по ним.

19% отметили высокую конкуренцию.

23% выбрали вариант: «Безопасность как водителей, так и грузов оставляет желать лучшего». 

26% пожаловались на низкий уровень комфорта водителей, отсутствие инфраструктуры и придорожного сервиса.

Голая правда от дальнобойщика. Россияне о нас говорят: «В Беларуси всё по ГОСТу»

Самым же распространённым стал ответ: «Непонятный документооборот и задержки с оплатой». За такой вариант проголосовало 29% опрошенных.

Несмотря на то, что конкуренция, как видно из опроса, высока, в комментариях некоторые грузоотправители отмечают «бешеные ставки» у перевозчиков. Сами же перевозчики чаще пишут о плохом качестве дорог. Выделили респонденты и такие проблемы, как низкая пропускная способность КПП «Верхний Ларс», высокая стоимость казахского и монгольского ОСАГО, небольшое число перевозчиков по направлениям Армения/Турция/Азербайджан, которые предоставили бы полный пакет документов для проверки их надёжности.

По словам директора компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяны Солдатенко, высокая стоимость перевозок в страны Средней Азии и Закавказья — значимая проблема на сегодня.

— Часто заказчики оказываются не готовы к ставкам, по которым могут работать перевозчики. Но у высоких цен есть объективные причины: перевозки в эти регионы связаны с большими затратами, следовательно, и ставки приходится поднимать, — комментирует Татьяна Солдатенко.

Однако, как отмечает эксперт, популярность перевозок в страны Средней Азии и Закавказья только растёт с начала года. И такая тенденция, скорее всего, сохранится в дальнейшем.

— Этому способствует, с одной стороны, хорошая рентабельность таких маршрутов для перевозчиков, с другой — укрепление партнёрских торговых отношений со странами Востока. А вместе с ростом товарооборота между государствами упрощается и бюрократическая сторона логистики: выдаются дополнительные разрешения, оптимизируются трансграничные процедуры, — говорит Татьяна Солдатенко. 

Что касается безопасности, придорожного сервиса, документооборота (сложностей, которые чаще всего выбирали участники опроса), то решение этих проблем не такая уж и далёкая перспектива. Надо учитывать, что страны Средней Азии и Закавказья осознают рост своей значимости в логистических цепочках и заинтересованы в том, чтобы максимально использовать свой транзитный и экспортный потенциал.

— Во многих странах развитие логистики уже поставили в приоритет на государственном уровне. Это значит, что можно рассчитывать на решение вопросов с качеством дорог, безопасностью и комфортом водителей. В отношении же проблем с документооборотом и задержек оплаты хочу сказать, что мы уже видим на среднеазиатском рынке резкий рост спроса на автоматизацию процессов и цифровые инструменты. Так, только на бирже ATI.SU в Казахстане, Узбекистане, Киргизии количество зарегистрированных пользователей за этот год значительно выросло. А использование онлайн-площадок и инструментов автоматизации и цифровизации напрямую влияет на повышение прозрачности всех этапов логистических процессов. В том числе упрощает документооборот и позволяет проверять контрагентов на надёжность, — отмечает директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram