Чтобы выгодно продать машину, нужно вложить в нее энную сумму денег, произвести некоторые операции по улучшению ее товарного вида и технического состояния — и вуаля! Однако все кажется таким простым только в теории. На самом деле при реализации или покупке автомобиля на рынке неискушенного человека поджидает множество подводных камней, будь то способы «полевой диагностики», умение торговаться или легальное оформление сделки. Об этом не понаслышке знают работники автохаусов: им часто приходится выкупать не самые беспроблемные варианты, чтобы довести их до ума, а потом продать. Как это происходит и с чем они сталкиваются в ежедневной рутине, согласились рассказать сотрудники одной из площадок.
«Внешний вид — это вторично»
С этих слов начинает свою речь Сергей, работающий в автохаусе на авторынке в Ждановичах. Он со своими коллегами не только принимает авто на комиссию, но и часто выкупает транспортные средства, затем ремонтирует их и продает. «Чтобы подготовить машину к продаже, в первую очередь нужно проверить ее техническое состояние на подъемнике: выявить течи масла по мотору, коробке, неисправности по подвеске, чтобы их устранить, — вводит в курс дела Сергей. — Конечно, можно продавать автомобиль в таком виде, как он есть, сделав скидку на все нюансы, но выкупленные машины мы всегда диагностируем и ремонтируем. Чаще всего имеются вопросы по подвеске, тормозам, нужно менять коробку, сцепление. С "убитыми" моторами мы не связываемся. Как правило, обычное ТО никто не делает — любой нормальный покупатель после приобретения сам заменит масло, даже если его залили 1000 км назад. По необходимости можем поменять и масло, и ремень ГРМ».
После того, как разобрались с подвеской и ходовой, Сергей советует проверить, все ли работает по электрике. Чтобы на приборной панели горела «гирлянда» ошибок — такого быть не должно однозначно.
«Внешний вид — это вторично. Когда машину довели до ума по технике и электрике, нужно привести в порядок и кузов, — отмечает в разговоре мужчина. — Если в автомобиле, допустим, вварены четверть кузова или крылья, мы его не выкупим. А вот восстановление кузова после ДТП — это не всегда приговор. Самое главное, чтобы не был поврежден каркас безопасности (пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота транспортного средства). Практически на каждой машине нужно красить (а иногда заменять) элементы или часть кузова (из-за царапин, вмятин, "жуков"). Важно, чтобы авто было красивым, ровным и покрашенным одним цветом».
Вообще вся эта затея с подготовкой машины к продаже связана с тем, чтобы человек пришел на рынок и купил автомобиль за максимально возможную для него сумму денег, не заботясь о вложениях как минимум в ближайшее время. В автохаусе приводят пример со Skoda Octavia 2002 года, на восстановление которой они потратили 3400рублей: это слесарные работы, покраска кузова, за исключением капота и крыши, а также замена лямбда-зондов и датчика ABS. Что-то ремонтируется своими силами, что-то устраняется или красится на партнерских СТО.
На вопрос о том, что чаще всего приходится делать во время подготовки машины к продаже, Сергей выделяет электрику и покраску кузова: «Это связано с тем, что это долго и дорого. Но зачастую приезжают автомобили со всеми подряд неполадками, и мы многое устраняем. Единственное, чего не нужно делать однозначно, — мотать пробег».
Следующий шаг — предпродажная подготовка. Как правило, это мойка, частичная или полная полировка ЛКП (при необходимости), устранение наиболее заметных и очевидных дефектов (например, замена лобового стекла с трещиной), химчистка салона, чернение резины и мойка дисков.
С азартом и со знанием дела
Когда машина отремонтирована, покрашена и вымыта, определяют ее реальную стоимость, ориентируясь на аналогичные предложения в интернете (модель, год выпуска, тип двигателя, КПП).
«Цвет тоже имеет значение: белый и красный продаются хуже всего, — упоминает Сергей. — Цену определяют также пробег, комплектация (хотя бы кондиционер, но желательно, чтобы были климат-контроль, подогревы сидений, парктроники) и — самое главное — состояние, точнее, имеющиеся нюансы: без них не бывает ни одного б/у автомобиля».
Тем не менее многие белорусы нередко завышают реальную стоимость. С торгом все предельно просто: то транспортное средство, которое уже не требует вложений, нужно покупать по указанной цене или спросив о торге у продавца. А вот царапина или потертость, техническая неисправность — однозначно повод для торга, даже существенного (в зависимости от состояния).
С азартом и со знанием дела торговаться умеют лишь спекулянты. Чтобы сбить цену, они пускают в ход и рациональные доводы (перечисление всех царапин и мельчайших вмятин на машине), и психологические трюки. «Это рынок — здесь есть что купить и продать в разных ценовых сегментах. На площадке в Ждановичах проходимость довольно большая. Обычно белорусы просят скидку в размере 500-700 долларов, но все зависит только от состояния автомобиля», — подчеркивает Сергей.
Реальный пробег, один владелец
Другое дело, когда сам пришел на рынок, чтобы приобрести автомобиль. Сергей отмечает, что почти каждый покупатель сразу смотрит на стоимость и спрашивает: «Какая последняя цена?» Все остальное — потом.
Многие мечтают о дизельной машине 2000-х годов с пробегом 220 тысяч км — любят верить в чудеса. «Поэтому некоторые перекупщики их мотают, даже меняют руль в салоне, рычаг КПП и обшивку сидений, — поясняет мужчина. — С другой стороны, не все понимают каких-то нюансов — допустим, того, что у пластмассового руля износ будет больше, чем у кожаного. Был реальный случай: у Skoda, принадлежащей банку, значился пробег в 130000км, но состояние руля указывало на цифры вдвое больше, хотя она ездила только по путевым листам».
В описаниях ко многим экземплярам можно прочитать примерно следующее: «бабушка ездила в церковь, не бита, не крашена, только один владелец» — подобные клише при продаже машины объясняются не иначе как белорусским менталитетом. «Недавно на рынок приходили чехи, чтобы посмотреть на автомобили, на которых они ездили 10 лет назад, — вспоминает Сергей. — Знаете, что их удивило? Многие пишут про одного владельца! В Европе принято: купил машину — сразу ее обслужил. Соответственно, чем чаще меняется владелец, тем чаще ее обслуживают. Хотя это тоже не панацея: нужно оценивать в первую очередь непосредственно автомобиль. Зачастую если он старше 10 лет, сервисных документов уже не будет, люди сами что-то делают, записывают на бумажках: хотите — верьте, хотите — нет».
С перекраской машины то же самое. Многие хотят приобрести ту, что не бита, не крашена, при этом без вложений по кузову. «Если элемент или часть кузова были перекрашены, то это не проблема, — считает сотрудник автохауса. — Другое дело, если нарушен каркас безопасности или вварена четверть — тут уже нужно хорошенько смотреть, как все сделано, а также подумать, стоит ли с этим связываться».
На примере Audi A6 Сергей показывает, как можно бегло оценить автомобиль. Для начала обходим его со всех сторон, проверяем кузов (крашен или нет, есть ли сколы, царапины или вмятины).
Дальше открываем капот — нужно постараться послушать, как мотор работает «на холодную»: значительная часть шумов при прогреве просто пропадает, а потому узнать о проблеме уже после покупки будет очень обидно. Под капотом смотрят также наличие течей, проверяют состояние антифриза.
Затем Сергей обращает внимание на резину — из-за того, что машина ездила на колесах с низким давлением, случился повышенный износ наружных частей покрышек. Для дальнейшей эксплуатации они уже непригодны. Вместе с тем следует визуально осмотреть подвеску, тормозные колодки и диски.
В салоне смотрим на любые потертости, состояние сидений, руля, рычага КПП — насколько они адекватны пробегу, проверяем работоспособность кнопок, световых приборов, наличие ошибок на приборной панели (компьютерная диагностика тоже практикуется) и прочее.
За рулем машины можно проехаться и по площадке авторынка, и выехать за ее пределы, совершив так называемый круг почета.
«Во время тест-драйва проверяются подвеска, тяга двигателя, цепкость тормозов, биение руля, любые вибрации — в общем, вся техническая часть, — объясняет Сергей. — Нюансов хватает. Допустим, синий дым, идущий из выхлопной трубы бензинового мотора, с запахом масла свидетельствует про необходимость замены маслосъемных колпачков. Черный дым указывает на несгорание топлива. Иногда дизель может дымить синим цветом из-за того, что машина стоит 2-3 недели и ее только прогревают. Достаточно немного проехать — и все будет в порядке. В автомобиле с АКПП обращают внимание на пинки и толчки при переключении передач. Зачастую эти нюансы устраняются обычной заменой масла, а вообще ремонт коробки в 10-15-летних машинах стоит недорого».
Оформление сделки
Сегодня крайне важно не только выгодно купить автомобиль, но и переоформить его правильно, чтобы потом не столкнуться с реальной проблемой. Есть один-единственный легальный способ продажи машины между физическими лицами — по договору купли-продажи авто в ГАИ. Однако абсолютное большинство сделок купли-продажи транспортных средств осуществляется «комиссионками» посредством счет-справок.
«Несмотря на то, что мы как автохаус легально продаем машины по счет-справкам, иногда возникают вопросы, — комментирует Сергей. — Например, автомобиль снят с учета, завтра приходит человек, покупает его. Мы выписываем счет-справку, но за время, что покупатель едет домой, он "ловит" три камеры, а штраф приходит на прежнего владельца. Тот обращается к нам за документом о совершении сделки купли-продажи, а в ГАИ доказывает, что не был за рулем. Не то чтобы часто, но такое случается. Чтобы поставить машину к нам на комиссию, обязательно должны быть белорусский паспорт, техпаспорт, а вот страховка и техосмотр — как получится, но эти документы требуются, чтобы выехать на СТО».
С белорусскими машинами проще: снята с учета — значит не в залоге. С авто на российских номерах или сроком до полугода с момента постановки на учет мы не связываемся. Обычно оплата проводится либо через кассу наличными, либо через расчетный счет. В большинстве случаев белорусы платят на рынке наличкой, доля продаж в лизинг составляет примерно 30%, а вот кредит берут единицы».
**
Чтобы продать машину, на рынке советуют основательно ее подготовить. Не только помыть и пропылесосить, но, если требуется, покрасить кузов, отполировать его, перебрать подвеску, заменить сцепление и прочее. Для покупателя совет будет попроще: если перед вами стоит сияющий автомобиль за смешную цену, а у продавца бегают глаза, то несложно догадаться, что с машиной что-то не так.
Конечно, интуиция и внимательность при покупке — это половина успеха, но при отсутствии опыта лучше всего привлекать специалистов или диагностировать автомобиль на СТО. Даже если машина ослепит вас своей чистотой, отполированными боками или свежей покраской, продавец может что-то недоговаривать или даже скрывать, так что вкупе с внимательностью тщательная проверка не помешает.