Пусть сырая, но теплая и комфортная осень, которая в последние дни радует пешеходов и не пугает автолюбителей, по заверениям синоптиков продлится до конца ноября. Так что пока еще можно не спеша колесить по городу, сбивая на лету желто-красные листья, и позабыть на время о главном: сезонной смене летних шин.
Между тем ГАИ еще в конце октября напомнила водителям о своевременном переходе на зимнюю обувь. Отметим, в период с 1 декабря по 1 марта зимняя резина или "всесезонка" на всех колесах транспортного средства обязательна. Более того, с этой даты техосмотр автомобиль на летних шинах не пройдет!
Нельзя сказать, что раньше водители поголовно пренебрегали сменой "обуви" по сезону - все-таки с "зимой" на колесах надежней. Но некоторые ограничивались лишь одной осью ТС, как правило, устанавливая зимние покрышки лишь на ведущие колеса. И зря! По словам инспекторов ГАИ, такой экономически вынужденный метод многократно увеличивает риск увода автомобиля в занос и легко может привести к аварийной ситуации, так как на мокром или обледенелом покрытии сцепление лишь одной оси с дорогой крайне низкое.
О предпочтениях белорусов в вопросе выбора шин мы уже
Как показал выборочный обзвон некоторых шиномонтажей разбросанных по разным районам столицы, сейчас нигде нет очередей, а ценник на популярную у автомобилистов услугу балансирует в районе 400-500 тысяч рублей в зависимости от радиуса колеса.
"В целом, по Минску ценник на данный вид услуг этой осенью с курсом доллара ожидаемо подрос. Можно смело говорить о плюс 15- 20% по сравнению с весенним прейскурантом, - рассказал нам владелец частной станции
Правда, сэкономить можно по-другому. Так, за процедуру снятия/установки 4 колес в зависимости от радиуса на этой СТО придется заплатить от 120 тыс (R12-R15) до 240 000 тысяч (R22). Поэтому если есть желание – готовьтесь снимать и устанавливать колеса сами. "Снимать и ставить колеса владельца мы не запрещаем. Правда, последние годы я не видел ни одного автовладельца, который сам изъявил желание откручивать болты и таскать колеса. Больше выпачкаетесь, да и времени затратите гораздо больше, чем подготовленный сотрудник СТО. Стоимость работ не зависит от типа дисков. На литые диски и штамповку цены одинаковые, исключение составляют лишь клеющиеся грузы, поэтому итоговая цена на "литье" оказывается где-то 20% дороже, в зависимости от израсходованного материала, " - рассказывает Артем.
Так, переобувка 4 колес R15 обойдется в 340 000 тысяч, R16– от 376 000 "зайцев". Что касается довольно распространённых летом R17 и R18, то полный комплекс работ (снятие/установка, балансировка, подкачка) обойдется клиенту в порядка 450-480 тысяч белорусских рублей. И это не учитывая расходных материалов.
"Сейчас на шиномонтажах затишье, очередей нет. По нашим наблюдениям переобулись порядка 50% столичных автовладельцев, остальные продолжают ездить на том, что осталась от летнего сезона, - говорит владелец частной мастерской. - Возможно, водители не спешат переобуться из-за погоды, а может, просто денег у людей нет. Можно ведь приехать поменять покрышки, а при балансировке окажется, что диск нуждается в правке и тут уже и 1 миллиона рублей не хватит.»
Литые диски изготавливаются из алюминиевого или магниевого сплава, поэтому легко деформируются попади вы на высокой скорости колесом в яму. Как следствие, такой диск невозможно отбалансировать, колесо начнет "бить", что приводит к ускоренному износу подвески, рулевого управления, самой покрышки. На высоких скоростях вибрация ощущается сильнее, что создает дискомфорт и снижается управляемость автомобиля. А это, в свою очередь, сказывается на безопасности. Конечно, отказаться от правки диска прямо на станции, всегда можно, но отложив этот вопрос "на потом" вы, в лучшем случае, потеряете немалые деньги ремонтируя подвеску, а в худшем можете оказаться в кювете.
«У нас правка железного диска начинается от 150 тысяч рублей, литого – от 250 тысяч. Если диск имеет повреждение в виде «восьмерки», готовьтесь отдать не менее 400 тысяч,» - рассказывает о ценообразовании на этот вид услуг владелец столичной СТО. По словам Максима, "в столице услуги шиномонтажа всегда были традиционно дороже на 10-15%, но не более того."
Выходит, переобуться в Минске нынче в среднем обойдется в 400 тысяч рублей. И это если у вас стандартные железные диски небольшого радиуса R13 - R15. На самый распространенный размер R16 ценник балансирует у 450 тысяч белорусских рублей. На все что больше - расценки выше. По словам Максима, "в столице услуги шиномонтажа всегда были традиционно дороже на 10-15%, но не более того."
И таки-да. Уже беглый мониторинг цен за "кольцевой" показал, что в этом году с минскими ценниками не спешат сравняться СТО в пригороде столицы. Более того, местные мастерские привлекают столичных автовладельцев щедрыми акциями. Так, в 15 км от МКАД за весь спектр услуг (читай, снятие/установка, балансировка ) за «пятнашку» просят 340 тысяч белорусских рублей. "Колесо R15 - 80 тыс, R16 -85 тыс, R17 - 90 тысяч белорусских рублей. Если у вас "литье" добавьте к цене еще где-то по 10 тысяч с колеса за грузы. В среднем получается 350-370 тысяч с машины на колесах радиусом R15-R16," - рассказали нам на шиномантаже в деревне Василевщина, что недалеко от Фаниполя.
Чтобы не растерять старых клиентов и привлечь новых, руководство этой СТО решило провести сезонную акцию: приезжай с другом и получи скидку 30%. «Людей пока не много, погода вносит свои коррективы, поэтому, чтобы активизировать спрос решились на такой шаг. Согласитесь, переобуться дешевле – это всегда приятно. Приезжайте к нам, в столице традиционно дороже,» - добавил сотрудник мастерской. С учетом акции, экономия с комплекта R16 выходит порядка 100 тысяч. Приятный бонус! И всего в 10 минутах езды от Минска.
Практически аналогичные цены озвучили на СТО в Заславле и Дзержинске. Разбежка в 10-20 тысяч скорее повод выделиться и привлечь клиента. Такой вот маркетинг в городах-спутниках столицы. Но на конечной сумме клиента такой "бонус", согласитесь, никак не сказывается.
То есть нынче в пригороде можно переобуться дешевле. И это факт. А что же в регионах? Звоню на малую родину в Брестской области. На мой вопрос о стоимости услуг на одном местном шиномонтаже сразу ответили... долгим молчанием. Видимо, вниманием местная пресса эту СТО не балует. Все что удалось узнать, так это то, что "большие размеры у нас не в ходу ". "В основном приезжают перекинуть резину, да отбалансировать. В среднем выходит 200 тысяч с машины на колесах 15-го радиуса. Снимают и устанавливают колеса сами водители," - рассказал сотрудник СТО в Брестской области.
Из озвученного скороговоркой прейскуранта цен выяснилось, что переобуть резину на металлические диски R15 выходит 50 тысяч за колесо , R16 – 55 000 Br. На литых дисках переобуться традиционно выходит дороже, за счет грузов, но "в 250 тысяч за R15 уложиться можно". Как видим, в регионах прайс более гуманный, поэтому если в ближайшие выходные засобираетесь на Брестчину - имейте ввиду: сменить лето на зиму можно дешевле. Правда, при этом придется захватить с собой комплект сменных шин и быть готовым закатать рукава и поработать с домкратом и гаечным ключом - белоручек там не жалуют.
Чем же порадуют сервисные станции официальных дилеров? Как оказалось, цены у официалов традиционно выше. Объяснение этому на другом конце провода находят простое: высокое качество обслуживания и европейских сервис уже по определению не может обходиться дешево.
"Конкретную стоимость назвать сложно, так как нужно учитывать класс автомобиля, вид дисков и необходимое количество грузов при балансировке. Если же ориентироваться по стоимости шиномонтажа на седан со стальными дисками без дополнительных грузов, то комплект R15 обойдется в 700 тыс. рублей, - рассказали нам в сервисном центре Mazda
А вот у официального дилера Peugeot ценник на шиномонтаж не зависит от радиуса колес – 600 тысяч рублей. В объем работ входят снятие, установка, монтаж и балансировка. Вот только стоимость грузов традиционно надо прибавить. «Автоидея», официальный дилер BMW, предлагает своим клиентам сменить комплект летней резины R14 за 753 000 рублей. Автоцентр KIA на пр-те Независимости готов переобуть машину минимум за 580 000 белорусских рублей, но уже с учетом грузов.
Как рассказали представители импортера
Что касается цен, то дилеры Volkswagen рассчитывают стоимость работ в зависимости от автоцентра и модели автомобиля. Это необходимо уточнять у выбранного дилера. "Сейчас у нас проходит акция на услуги шиномонтажа для VW Polo sedan. Стоимость переобувки популярного седана обойдется в 453 800 рублей. К этой стоимости надо добавить цену балансировочных грузов (30 - 50 тыс. по акции). Но в среднем, без акционных предложений, набегает сумма около 1 млн 100 тыс рублей в зависимости от модели," - рассказал специалист сервисного центра Атлант-М Сухарево.
Новый "Audi Центр Минск" также готов порадовать своих клиентов сезонной акцией. «Стоимость шиномонтажа у нас, конечно, зависит от радиуса дисков. Автомобиль физлица с колесами до R16 переобуют за 714 тысяч без учета стоимости грузов. Это по акции. Но в среднем ориентируйтесь на сумму около 1 млн рублей. Стоимость норма-часа - 660 тыс. рублей," – рассказал сотрудник сервисной зоны.
А вот у минского дилера Mercedes-Benz расценки слегка выше. Правда, радиус колес на итоговой сумме в заказ-наряде никак не сказывается. "Стоимость шиномонтажа для легкового автомобиля составляет 1,4 млн. На все уходит около 2 часов. Стоимость норма-часа у нас - 696 тыс. рублей. - рассказал сотрудник сервисного центра
Многие скажут, что дорого. Но в плане цены дилерам куда проще - к "официалам" в основном едут обеспеченные граждане, которых ценник на услуги волнует не в самую первую очередь. Куда важнее условия, качество и гарантия на выполненные работы. К тому же разбежка в цене на аналогичные услуги у частника и сервисной станции дилера кое-где не такая и существенная, а вот условия для цивилизованного отдыха с чашечкой кофе в руках на голову выше.
Что касается сезонного хранения шин, то здесь выбор остается только за хозяином. Единственное, не советуем хранить шины на балконе или в сыром подвале. Плюс не лишним будет учесть несколько простых правил:
- Снятые колеса необходимо тщательно отмыть от грязи и песка
- Лучше всего для "зимней спячки" подойдет сухое, прохладное и темное помещение
- Ни в коем случае нельзя ставить резину с дисками на ребро. Колеса можно подвесить, если есть такая возможность, или просто сложить в аккуратную стопку.
- Покрышки без диска хранятся с точностью до наоборот: их нельзя подвешивать или складировать. Они ставятся на ребро, и желательно пару раз за время «зимовки» поворачивать их на новую точку опоры, чтобы избежать деформации.
Если заморачиваться не хочется, а вопрос с хранением шин не терпит отлагательств (подсобного места для хранения попросту нет), воспользоваться услугой "шинных отелей" можно без особых проблем. Только учтите, что обойдется сезонная гостиница в копеечку.
Например, в шинном центре TYREPLUS стоимость хранения шин составляет 900 рублей за 1 колесо в сутки. Однако минимальный срок заключения договора -3 месяца ( 324 000). На такой же срок, но за 300 тыс рублей ваши 4 покрышки приютит «Автосеть», «Атлант-М Уручье» предлагает воспользоваться подобной услугой за 870.000 рублей на срок в 6 месяцев, а вот «Audi Центр Минск» оценивает свой «шинный отель» почтив 2 раза дороже - 1 млн 400 тысяч рублей.
В среднем по рынку хранение одного комплекта на срок в 6 месяцев обойдется потенциальному клиенту в 600 000 - 700.000 рублей. При этом большинство компаний предлагающих эту услугу устанавливает минимальный срок хранения шин - не менее трех месяцев. Но если хорошенько поискать, то можно найти шинный центр, в котором ваши покрышки примут на хранение совершенно бесплатно! Необходимо лишь воспользоваться их услугой шиномонтажа и спокойно попрощаться с летними шинами до следующего теплого сезона.
Фото: автора из открытых источников