Вопрос создания единой страховки для автомобилистов России и Беларуси обсуждается с весны 2022 года. Планируется, что соответствующий закон союзные парламентарии одобрят в марте 2023-го. О том, какие преимущества это даст,
В данный момент белорусским автовладельцам для передвижения по территории РФ и российским автомобилистам для поездок по Беларуси требуется оформление на территории своей страны «Зелёной карты» либо национального полиса в стране посещения — ОСАГО в России и ОСГОВТС в Беларуси.
По словам исполнительного директора бюро «Зелёная карта» Российского союза автостраховщиков Сергея Разувана, введение полиса, действующего и в Беларуси, и в России, избавит от необходимости приобретения при каждой поездке дополнительных страховок.
— Можно будет сделать всё один раз через «одно окно» при покупке национального полиса ОСАГО и заключить при желании одновременно соглашение о расширении покрытия, — отметил руководитель бюро в комментарии изданию.
Собеседник считает логичным заключение такого договора в виде электронного документа (аналогично электронному авиабилету), поскольку модельным законом предусмотрено, что подтверждением страхования является наличие договора в автоматизированных системах.
На вопрос о цене единого автополиса в бюро ответили так:
— Стоимость полиса с покрытием на территорию всего Союзного государства, естественно, будет выше стоимости стандартного национального полиса, так как будет включать в себя дополнительные риски по возмещению ущерба не только в своей, но и в соседней стране. Но бремя этой дополнительной нагрузки будут нести только те водители, которые выберут для себя территориальное расширение.
Руководитель организации предположил, что новый полис окажется актуален прежде всего для жителей приграничных регионов, грузоперевозчиков, совершающих регулярные поездки в другую страну.
— Стоимость расширения, как и базового полиса ОСАГО, будет определяться законодательством той страны, на территории которой он оформляется. Те, для кого новый продукт окажется неинтересен, смогут по-прежнему для разовых коротких поездок покупать «Зелёные карты», — подчёркивает исполнительный директор бюро.
В настоящее время для белорусов, выезжающих в Россию на легковой машине, полис на 15 дней стоит 10 евро, на месяц — 19 евро, на год — 108. Отдельные «Зелёные карты» действуют для выезда в Украину и Молдову, ещё одна категория страховок с другими ценниками предусмотрена для всех остальных стран мира.
При этом разработчики закона заверяют: объединённое ОСАГО может работать не только в Беларуси и России, но и в дальнейшем также в Казахстане, Армении и других странах ЕАЭС.
— Система будет открыта для любой страны, которая захочет стать её участницей, и в первую очередь — для стран ЕАЭС, — акцентировал Разуван.
Тем не менее в Белорусском бюро по транспортному страхованию журналистам сказали: нормы будущего закона о едином ОСАГО комментировать пока преждевременно. Ещё могут возникнуть концептуальные вопросы, и потребуется некоторый срок для того, чтобы достичь согласия по ним. Поэтому говорить о сроках одобрения документа рано. Однако он уже подготовлен и сейчас проходит стадию согласования с заинтересованными и компетентными органами.
При этом пока неясно, как такие страховки будут получать граждане обеих стран.
— Предстоит поэтапная работа, необходимо будет внести изменения в национальные законодательства, которые регулируют вопросы этого вида страхования. Чтобы система заработала, нужно подготовить подзаконные акты, — подчеркнули в бюро.
Там также добавили, что нюансы документа станут понятнее после того, как его одобрят союзные парламентарии и в нём не будет замечаний и разногласий.
Фото: из открытых источников, архив av.by