Популярные «бюджетники» — надёжные машины? Автомалиновка знает ответ

Некоторые белорусские потребители ошибочно полагают, что раз автомобиль бюджетный, значит о качестве или надежности не может быть и речи. Тем не менее большая часть машин по доступной цене отличается высокими эксплуатационными характеристиками, экономичностью потребления топлива и, конечно же, безопасностью.

Дабы убедиться в этом воочию, начиная с осени минувшего года Автомалиновка загоняла на подъёмник и детально рассматривала различные варианты слегка подержанных бюджетных автомобилей, принадлежащих классу B. Раз в неделю мы выбирали новую модель, связывались с собственником и приглашали на бесплатную диагностику. В общей сложности нам удалось проверить техническое состояние порядка 12 автомобилей и узнать о всех нюансах эксплуатации из уст самих владельцев.

Согласно отзывам автолюбителей, среди основных требований, предъявляемых к транспортному средству данного сегмента были минимальный расход топлива, недорогое обслуживание и возможность использования авто в любой сезон. А теперь обо всем по порядку.

Итак, первой на нашем пути оказалась Skoda Rapid российской сборки — машина 2014 г.в. с пробегом около 20 000 км. Комплектация средняя. Под капотом простой «атмосферник» — двигатель MPI объемом 1,6 литра и мощностью 105 л.с., работающий в паре с 5-ступенчатой МКПП.

По словам владельца Леонида, машина в идеальном состоянии: «сверчков», скрипов за эти годы не появилось. Порадовал и расход топлива: 6-6,5 литров АИ-92 в смешанном цикле. Интерьер и экстерьер, за исключением нескольких вмятин на порогах (метки под установку домкрата) в полном порядке.

Специалисты авторизованного центра Bosch осмотрели днище и подвеску и не нашли там ни ржавчины, ни проблемных элементов. К диагностическому оборудованию Rapid не подключали, так как автомобиль на гарантии, а вмешательство вне официального сервиса может вызвать вопросы у дилера.

Как оказалось, двухлетний бюджетник практически в идеальном состоянии. Судя по всему, Rapid подтверждает теорию о том, что современные недорогие машины действительно стали полноценными автомобилями, которые не будут рассыпаться на ходу через пару-тройку лет. 

Следующим на очереди стал трехлетний Hyundai Accent с пробегом 80 тысяч км — машина покупалась у белорусского дилера в 2013 году. Автомобиль на момент осмотра находился еще на гарантии, которая составляет 5 лет либо 100 тысяч километров пробега.

Комплектация — Comfort. Двигатель базовый — 1,4 литра на 107 лошадиных сил, который сочетается с пятиступенчатой «механикой». Владелец Александр нашёл лишь одну проблему: «На больших скоростях Accent нужно «ловить» на трассе. Сильным потоком воздуха — при разъезде с фурой, например, — его может немного сносить». Расход АИ-92 по трассе составляет около 5,5-5,7 литров на 100 км пути. В городе подскакивает где-то до 8,5 литров.

Александр обращался по гарантии к дилеру с вопросами, касающимися шаровой опоры и внешней антенны, которая не откручивалась (дело в том, что её необходимо снимать на автоматических мойках). В сервисе проблему признали и согласились все исправить. Больше никаких нюансов не было.

После осмотра мастер-приемщик Bosch Service записал в графу неполадок только один пункт: перегорела лампочка подсветки номера. Видимо, хозяин за машиной следил. Проверка через диагностическое оборудование также не дала результатов — ошибок не было.

Попавший к нам экземпляр Hyundai Accent порадовал отличным техническим состоянием. К тому же, серьезных поломок не было, а шаровая опора и антенна — не самое худшее, что может произойти с автомобилем спустя 80 000 км.  

Третий «бюджетник» — KIA Rio 2013 г.в., пробег которого составляет 70 тысяч км, был приобретен в России. Седан в предтоповой комплектации Prestige. Под капотом — автоматическая коробка передач с 1,6-литровым мотором на 123 л.с. Расход по городу составляет порядка 8-9 литров АИ-95.

На данную машину гарантия не распространялась, так как белорусский дилер KIA, впрочем как и представители ряда других марок, не принимает на гарантию автомобили, купленные за рубежом. По рассказам владельца автомобиля в салоне достаточно просторно, а стоимость расходников вполне приемлемая.

Передний бампер перекрашен. Со слов Романа, машину зацепили на парковке, остались следы, поэтому пришлось покрасить элемент. При стандартном осмотре на станции Bosch ничего критичного не нашли. Мастера заметили лишь приваренную к рычагу шаровую опору (для владельца это не стало неожиданностью), износ передних и задних колодок на 50% (с таким показателем можно еще примерно полгода ездить и не заморачиваться) и маленькую вмятину на днище. Коррозии на кузове не было.

Доступный Rio приятно удивил своей комплектацией: найти бюджетник с подогревом руля и климат-контролем в Беларуси — задача не из простых, да и чаще в этом классе отдают предпочтение механической коробке передач, нежели «автомату».  

После Rio мы обратили внимание на редкий в Беларуси бюджетный автомобиль — Peugeot 301, который был куплен в начале 2014 года. Нам попался экземпляр испанского производства в топовой комплектации Allure с 1,6-литровым двигателем мощностью 115 л.с и АКПП. Расход по трассе — 6,5 литров, в городе поднимается до 9 л. В смешанном цикле порядка 7,5-8 литров на 100 км.

Со слов хозяина авто Алексея, проблем с обслуживанием 301-я не доставляла: просто регламентные работы. За 80 тысяч километров были заменены лишь передние колодки – машина почти все время ездила по трассе.

По итогу осмотра на подъёмнике, мастер сервиса Bosch пришёл к выводу о необходимости замены двух опорных подшипников и одного ступичного — и то его не пришлось бы трогать, если бы замена колодок была произведена качественно. Также сгнило крепление выхлопной трубы. Все остальное нареканий у специалистов не вызвало. 

В сравнении с «бюджетниками» других марок, Peugeot 301 — довольно редко встречающийся в РБ автомобиль. Тем не менее наших реагентов, применяемых на дорогах в зимний период, он не испугался и продолжает радовать хозяина прилежным видом и бодрой ездой. 

Далее наш список пополнил народный любимец — VW Polo Sedan, который за год успел проехать почти 60 тысяч километров. Комплектация Comfortline — вторая снизу, идет за начальной Trendline. Двигатель на машину ставился только один – 1,6-литровая «четверка» мощностью 110 лошадиных сил. Автомобиль пригнали из РФ.

Можно было встать на гарантию у белорусского дилера Volkswagen, но тогда пришлось бы проходить все ТО по регламенту на официальном сервисе. Хозяин автомобиля Павел не стал этим заниматься и обслуживался на сторонних станциях. Владелец не был доволен мотором, который стучит по утрам и очень медленно прогревается, а также у него были претензии к жёсткой подвеске. По словам Павла, Polo Sedan весьма экономичный: расход по трассе составляет 6-6,5 литров, в городе — 7-8 литров АИ-92.

При проверке на станции Bosch был замечен небольшой износ тормозных дисков и просадка по опорной подушке амортизатора (слева стоит как положено, а справа чувствуется люфт). За исключением этого, машина в полном порядке. Электронная диагностика проблем не выявила.

В целом Volkswagen Polo Sedan оправдывает звание «народного автомобиля», который без особых проблем способен много ездить при достаточно небольших затратах.

Вслед за VW Polo мы рассмотрели еще один популярный автомобиль данного сегмента — двухлетний Nissan Almera российской сборки. Пробег составил почти 28 тысяч км. Машина в комплектации Comfort без кондиционера. Двигатель на Almera ставится лишь один — 1,6-литровая «четверка» мощностью 102 л.с., которая предлагается в двух вариантах трансмиссии — 5-ступенчатая «механика» и 4-диапазонный «автомат». Расход по трассе — 6,5 литров, в городе порядка 8,6-9 литров АИ-92.

По словам владельца Владимира, Nissan Almera был куплен у белорусского дилера в 2014 году за $13.700, но на официальном сервисе ТО по регламенту не проходил по причине нежелания переплачивать. За время эксплуатации на кузове автомобиля не появились ни сколы, ни царапины. Владелец только один раз заехал на фирменный сервис, и то в связи с отзывной кампанией Nissan по данным моделям: при тряске отлетала клемма на заднем стекле, в результате чего пропадал его обогрев. Неисправность устранили.

Несмотря на то, что машина практически новая, мы всё-таки отправили её на станцию Bosch для диагностики, в результате которой выяснилось лишь то, что остаток передних тормозных колодок составляет от 30 до 40% и в ближайшем времени потребуется их замена. Других проблем нет. Электронная диагностика каких-либо неисправностей также не обнаружила.

Nissan Almera можно просто назвать доступным и надежным автомобилем. 

Потом Almera сменил 5-летний Renault Logan с ГБО — пробег 47 тысяч км. Данный экземпляр оснащён 75-сильным бензиновым мотором объемом 1,4 литра, работающим в паре с 5-ступенчатой МКПП.

Со слов владельца Андрея, за все время машина особых хлопот не доставила, обслуживалась у гаражного мастера. В автомобиле помимо штатного бензинового агрегата, дополнительно установлен блок управления газовым оборудованием. Заводится Logan на бензине, затем система сама переводит автомобиль на потребление газа. Если же газ в баллоне закончился, она автоматически переводит машину обратно — на бензин. К примеру, в городских условиях расход отличается лишь на литр — 7 литров АИ-92 против 8 литров пропан-бутана на 100 километров. 

Как отметили специалисты «Бош Авто Сервис», Logan оказался изрядно подуставшим — подкрашивались и деформированы некоторые элементы кузова, не работал звуковой сигнал, требовала замены левая шаровая опора, левый рулевой наконечник, сальник-пыльник полуоси, поликлиновый ремень, сайлентблоки рычагов передней подвески, сайлентблоки задней балки, нижняя опора ДВС. А также была необходима замена комплекта сцепления, трубки гидроусилителя руля, которая протерлась провисшим приводным ремнем то ли из-за неисправного механизма натяжения, то ли по другим причинам.

По результатам электронной диагностики тоже нашлись неисправности: пропуск зажигания, приводящий к разрушению катализатора, скорее всего связан с установкой ГБО. В противном случае ошибка могла бы иметь отношение к высоковольтным проводам или катушке зажигания. Двигатель работает неустойчиво («троит»). Из-за снятия тонировки под замену заднее стекло (не работает подогрев).

Таким образом, Renault Logan прекрасно подойдет не только для выполнения каких-то рабочих целей, но и для обычных поездок по городу, когда главными критериями выбора машины являются экономия топлива и недорогое обслуживание.  

Не прошли мимо и Renault Sandero Stepway — внедорожной версии субкомпактного хэтчбека Sandero. Машина 2013 г.в. c пробегом почти 100 тысяч километров. Как и некоторые вышеперечисленные авто, была приобретена у белорусского официального дилера Renault. Мотор бензиновый 1,6-литровый мощностью 85 л.с., работающий в паре с 5-ступенчатой МКПП. По словам хозяина трехлетнего Stepway, в автомобиле все работало исправно. Среди минусов машины отмечалась лишь слабая динамика разгона с работающим кондиционером и посредственная шумоизоляция.

За три года эксплуатации Sandero Stepway Иван (владелец авто) несколько раз обращался к белорусскому дилеру Renault по гарантии. Вопросы касались регулировки водительской двери (перестала нормально закрываться), отзывной кампании (искали недостающий сварной шов) и антенны (начала капать вода из микрофона). Все неполадки были устранены. А вот что касается регламента технического обслуживания, где указано какие работы на каком сроке выполняются, там у Ивана возникли разногласия с официальным сервисом, в результате которых владелец «бюджетника» решил отказаться от обслуживания у дилера Renault.

На станции Bosch диагностировали подтекание масла, предположительно, передний сальник коленвала. По тормозной системе также нашлись нюансы — на момент осмотра это был лишь видимый бурт, что показывает износ тормозных дисков. Было вмешательство по выхлопной системе — коррозия крепежного кронштейна, но крепление восстановили.

Компьютерная диагностика выдала ошибку датчика положения очистителя ветрового стекла (дворники зависают в первой позиции) и ошибку с микрофоном (это даже ошибкой не является, радио могут перепрошить). В целом автомобиль находился в хорошем состоянии, каких-то особых проблем больше замечено не было. 

В качестве бонуса мы посетили еще и диностенд компании Auto-diagnostic. В результате измерений Sandero Stepway с 8-клапанным мотором мы получили мощность 82 л.с. и 125 Нм крутящего момента с учетом прогретой трансмиссии. Замеры проводились на 95-м бензине.

Исходя из полученных результатов, потери оказались несущественные — всего 3 л.с. и 3 Нм крутящего момента от того, что было заявлено заводом-изготовителем (согласно заводским данным, мощность этого автомобиля 85 л.с. и 128 Нм крутящего момента). То есть на поверку оказалось, что у нашего трехлетнего Renault Sandero Stepway лошадей под капотом чуть меньше заявленного.

Renault Sandero Stepway — идеальный бюджетный автомобиль для того, кто живет за городом, где нужен пусть и не внедорожник, но в любом случае авто с высоким клиренсом. Для городской эксплуатации это тоже неплохой вариант — Stepway достаточно маневренный и юркий автомобиль, парковаться очень удобно.  

От «французов» мы плавно перешли к представителям российского автопрома, загнав на подъёмник трёхлетнюю Lada Granta с пробегом около 116 000 км. Нам достался экземпляр с 1,6-литровым 8-клапанным двигателем мощностью 82 л.с. и 132 Нм крутящего момента, работающий в паре с 5-ступенчатой «механикой». Расход топлива по трассе составляет около 6,8—7,0 л на 100 км, по городу — порядка 7,5 литров АИ-92.

За три года использования автомобиля компания, которой принадлежит автомобиль, всего один раз обращалась к дилеру Lada по гарантии — спустя 10 000 км пробега сломалось сцепление, пришлось его заменить. По словам механика Павла, за 115 000 км пробега подвеска особых проблем не вызывала — поменяли два задних ступичных подшипника, передние шаровые опоры и рулевые наконечники. При беглом осмотре трехлетней машины были замечены небольшие сколы на капоте и наличие одного «жука». В районе правого крыла и на на правой завесе капота также виднелись следы коррозии. 

Диагностика на сервисе Bosch показала лишь люфт ШРУСов. В целом по подвеске и ходовой все было в порядке, кроме небольших очагов коррозии по днищу. Был замечен кривой колесный диск (вероятно, из-за наездов на ямы и препятствия). По мотору визуально тоже все оказалось в норме. Провести компьютерную диагностику на станции Bosch, к сожалению, не удалось, виной тому электронный блок управления двигателем «Январь», установленный на Lada Granta, под который имеющееся оборудование не подошло.

По итогам произведенных замеров на диностенде — мощность мотора «Гранты» составила 87 л.с. и 140 Нм крутящего момента. Честно говоря, сразу возникло подозрение, что под капотом скрывается двигатель иной модификации, по заводу мощность которого как раз и соответствует полученным значениям — 64 кВт (87 л.с) и 140 Нм крутящего момента. В любом случае — потери мощности нет. 

Вообще Lada Granta — это простая и дешевая машина, которая быстро себя окупает и которую не жалко использовать в самых жестких условиях. Отлично подходит для использования в различных организациях в качестве служебного автомобиля. 

За Granta последовала четырехлетняя Lada Priora в кузове универсал с пробегом около 106 000 км. Priora Wagon имеет только один вариант бензинового двигателя: 1,6-литровый 16-клапанный мощностью 98 л.с. и 145 Нм крутящего момента, сочетающийся с 5-ступенчатой механической коробкой передач. При визуальном осмотре кузова была замечена неравномерность лакокрасочного покрытия — так называемая шагрень. Также в глаза бросались многочисленные «жуки» на капоте и крышке багажника.

Проверив подвеску и ходовую часть на станции Bosch, обнаружили лишь то, что гудит подшипник передней левой ступицы. В остальном — ничего критичного. Машина оказалась относительно в неплохом состоянии. Следов коррозии по днищу и подвеске замечено не было. Плюс к этому, сделали стандартный Check-list, в результате чего заметили следующие отклонения: не горит подсветка номера слева и спускает заднее левое колесо по золотнику, в остальном — все в порядке.

Компьютерная диагностика у «Приоры» прошла без проблем, но показала целый ряд неисправностей: по блоку управления двигателем присутствовала ошибка по лямбда-зонду, первому (параметры не соответствовали рабочим) и код неисправности был в блоке управления подушками безопасности (ошибка не активна). В блоке центра электроники обнаружены 2 ошибки: реле противотуманных фар, замыкание на массу и реле сирены — замыкание на массу. По блоку управления рулевого управления ошибка не активна — была удалена.

На диностенде компании Auto-diagnostic по итогам произведенных замеров универсал Priora показал мощность гораздо больше той, что указал завод-изготовитель: 114 л.с. и 159 Нм крутящего момента. Быть может, завод аппроксимирует крутящий момент и просто берет среднее значение. Ситуация здесь не ясна. Но факт остается фактом — разбежка в значениях действительно вышла немаленькая. И все в пользу «Приоры».

По большому счёту, Lada Priora — это простая, практичная и надежная машина. Автомобиль многоцелевой и, как считает владелец универсала, предназначен для тех, кому не нужен шильдик Audi, VW или Skoda на подобных «бюджетниках». Неприхотливая машина на каждый день для людей разных возрастных категорий, которая станет незаменимым помощником во всех делах.


В дополнение к уже имеющимся в нашем списке автомобилям российского производства мы хотели добавить Lada Vesta, но, к сожалению, владельца Vesta, который смог бы приехать на диагностику и рассказать о своей машине, найти не удалось. Дело в том, что в продаже таких машин сейчас единицы, да и пробеги минимальные. Поэтому рассказывать пока особо не о чем. Тем не менее, если среди наших читателей есть владелец Lada Xray или Vesta — пишите нам на news@av.by. Мы будем только рады с Вами пообщаться!

Далее наше внимание привлёк Chevrolet Aveo — седан 2015 года, который за полтора года эксплуатации проехал 53 тысячи км. Машина приобреталась в московском автосалоне. Под капотом Aveo — 16-клапанный ECOTEC, являющийся разработкой компании Opel, объемом 1,6 литра и мощностью 115 л.с. Комплектация — LT. По кузову нареканий не было. Если верить словам Дмитрия (собственника авто), расход топлива в городе зимой балансирует у 8 литров на «сотню», на трассе — 6,5 л.

В результате осмотра на подъёмнике сервиса Bosch было рекомендовано при очередном ТО обратить внимание на состояние тормозных дисков, а по достижению износа колодок заменить их вместе с дисками. Стойки стабилизатора целые, в целом по подвеске проблем нет. При визуальном осмотре обнаружено масляное пятно на корпусе коробки в районе крышки. Скорее всего это течь по крышке коробки или начинает протекать сальник приводного вала. Шины в хорошем состоянии и соответствуют сезону. В общем, состояние авто оказалось вполне удовлетворительным, разве что со временем понадобится косметический ремонт в виде полировки кузова. Компьютерная диагностика никаких проблем не выявила.

Замеры на диностенде компании Auto-diagnostic показали, что мощность и крутящий момент у Aveo меньше заявленных заводом-изготовителем: 107,6 л.с. и 143 Нм вместо положенных 115 «лошадей» и 155 Нм. По мнению специалиста, расхождения с заводским показателем в пределах 10 л.с. (как плюс, так и минус) для авто с пробегом можно считать нормой.

Chevrolet Aveo может похвастаться приемлемой ценой, которая станет решающим фактором для тех, кто хочет оказаться за рулём новой машины, хоть и российской сборки (этот факт уже давно не пугает потребителей), но при этом не думать о серьёзных затратах на обслуживание и топливо.

А венчает список бюджетных автомобилей данного сегмента стильный трехлетний седан испанской сборки — Citroen C-Elysse, на одометре которого порядка 123 000 км пробега. C-Elysse по факту является «клоном» Peugeot 301, от которого отличается лишь внешним видом и немного меньшей длиной, в остальном они практически идентичны. Под капотом попавшего к нам экземпляра C-Elysee находится бензиновый трехцилиндровый двенадцатиклапанный мотор — 1.2 VTi мощностью 72 л.с. и 110 Нм крутящего момента, работающий в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. 

В 2013 году новый C-Elysee был приобретен у официального дилера Citroen в Минске, где и обслуживался весь гарантийный период. За время эксплуатации автомобиля были заменены лишь передние тормозные диски. Испанская сборка заметно выделяется качеством: зазоры ровные и одинаковые.

Специалисты Bosch Service прокомментировали техническое состояние C-Elysee следующим образом: «По ходовой части критичных неисправностей не обнаружено. Выявлено подклинивание тормозных колодок в барабанах. Эту проблему можно решить при частичной разборке, посмотреть тормозные колодки или тросы ручника. Сгнили крепления глушителя, тут либо его менять, либо варить. Также присутствует небольшое масляное запотевание на двигателе и коробке по сальнику. Приводной ремень генератора является расходным материалом, от определенного пробега появляются трещины на ручейках — также необходима замена. В остальном все в порядке».

Компьютерная диагностика, в свою очередь, показала ряд неисправностей: BSI — блок управления бортовой сети (фары, стеклоочистители и прочее) — ошибка по LIN-шине (возможно, где-то отсоединялся разъем от какого-то из актуаторов либо что-то подобное), ошибка информации о скорости автомобиля, неисправность включения заднего левого указателя поворота (либо сам выключатель, либо просто лампочка перегорела), неисправность включения левого фонаря стоп-сигнала (перегорела лампочка), неисправность управления включением передней левой фары ближнего света (возможно, отсоединялась), реле аксессуаров (либо что-то снималось, либо не было контакта), ошибка информации пристегнутого ремня безопасности для определения присутствия водителя (как позже выяснилось, при диагностике просто не убрали заглушку), далее ошибка стартера и отсутствие связи с автомагнитолой (либо снят разъем, либо вообще снимался разъем с блока от BSI), неисправность цепи подушки безопасности водителя уровня 1 (либо обрыв, либо подушка, либо контакты в разъеме), неисправность системы питания, открытая цепь, прерывистый режим работы. В плане значимости выявленных ошибок, по последней может иногда пропадать руль, тяжелеть; по питанию в основном дело в предохранителе, либо проводке, но так как прерывистый режим, то, возможно, контакты в разъеме, либо сам блок. В целом, не считая проблемы с подушкой безопасности, ничего критичного нет.

Измерения на диностенде компании Auto-diagnostic проводились при аномально холодной для нашего региона погоде (прим. на улице было порядка 22-23 градусов со знаком минус), поэтому можно сказать, что данные, полученные в результате замеров, полностью соответствуют заявленным заводом-изготовителем: мощность двигателя — 77,8 л.с. и 117 Нм крутящего момента.

Седан Citroen C-Elysse привлекателен в первую очередь своей экономичностью и отличными ходовыми качествами. Это универсальный семейный автомобиль с большим багажником, высоким клиренсом и, что немаловажно, с маленьким расходом топлива, который можно смело эксплуатировать как в поездках по городу, так и по сельской местности.

**

Таким образом, кратко пройдясь по всем рассмотренным нами «бюджетникам», можно смело утверждать, что бояться таких автомобилей точно не стоит. Это вполне себе надежные, неприхотливые в обслуживании и экономичные машины, которые можно эксплуатировать как в городе, так и в сельской местности. Причем некоторые из них могут похвастаться ещё и наличием таких опций, как подогрев руля и климат-контроль, как правило, доступных лишь в более дорогих автомобилях.