Новый календарный год уже месяц и шесть дней как вступил в свои законные права. Это значит, что у большинства автодилеров в продажу поступили свежие авто 2019-го модельного года. Но по какой цене их будут реализовывать в сравнении с «постаревшими» прошлогодними экземплярами? Опросив пять дилеров самых популярных марок в стране, мы спешим поделиться полученными результатами.
Трудности перевода
Председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич
Но прежде чем переходить к сухим цифрам, обратимся к экспертному мнению. На памятной конференции БАА, состоявшейся в середине января, много внимания уделялось вопросу ценообразования. Председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич обстоятельно указал на все моменты, регулирующие стоимость нового авто в нашей стране, предсказав скорое повышение цен на 10-15%. Вот некоторые из нюансов.
«Если сложить объемы продаж за 2018-ый год, мы увидим, что лишь 10 брендов чувствуют себя на нашем рынке уверенно, — сообщил Михневич на конференции БАА. — Продажи остальных брендов исчисляются десятками или даже единицами. А ведь в бюджетном классе продажа менее тысячи единиц в год — это убыточно. Поэтому с уверенностью сказать, что отечественный авторынок на подъеме, мы не можем. Кроме того, нас беспокоит ситуация в России: с первого января у них поднялся НДС, и это уже сказывается на нашем авторынке. Если рецессия экономики РФ продолжится, последствия для нас могут быть тяжелыми».
Там же Сергей Евгеньевич отметил прямую зависимость белорусского рубля от российского. В 2018 разница курсовых колебаний достигла 10%:
«Помимо инфляции на повышение цен влияют курсовые колебания. У тех брендов, чьи производственные мощности находятся и в России, есть определенная степень локализации. Объем комплектующих, производимых в странах ЕС, является сдерживающим фактором курсовых колебаний. В России НДС подняли на 2%. Нас это коснется в меньшей степени, потому что мы не покупаем авто с НДС. Тем не менее степень локализации играет важную роль в ценообразовании. У кого-то поставщики покупают комплектующие в долларах, у кого-то — в евро. Все это, конечно, влияет на цены».
Эксперты не рассчитывают и на повышение зарплат белорусов. Снижение потока наличности, зафиксированное уже в декабре 2018 года, — тревожный знак, особенно для страны, где три из четырех автомобилей куплены в кредит. К тому же председатель БАА остался не очень доволен условиями кредитования, которые предлагают наши банки своим клиентам:
«Напомню, мы живем в стране, где финансовые инструменты очень дорогие. Пусть в прошлом году они стали чуть более доступными, но когда мы говорим о больших сроках рассрочки и низкой процентной ставке в первые года два, не нужно забывать о ставке в 15% на оставшийся срок кредитования. А это, поверьте, удовольствие не из дешевых. В европейских странах такие условия кредитования считались бы кошмарными».
О причинах отсутствия мировых новинок на белорусском рынке Сергей Михневич также говорил много. Немало факторов, тормозящих этот процесс, набралось с обеих сторон белорусско-российского содружества:
«Сегодня многие ведущие бренды имеют производство в России и заинтересованы в том, чтобы сборка и объем продаж имели максимальную прибыль. Российский рынок обвалился в 2014 году из-за девальвации. С тех пор машины, произведенные в странах ЕС и США, стали для россиян значительно дороже (в отличие от авто собственного производства). В том числе российские "бюджетники" стали более доступными и для нас. А вот сами бренды понесли огромные потери. Держать цены на одном уровне они не могли: за последние четыре года самые популярные модели серьезно подорожали. Вспомните, сколько стоили те же Renault Logan, Duster, VW Polo Sedanпару лет назад. Но постепенно их стоимость увеличивается, и этот процесс необратим».
«При этом автопроизводитель и импортер, исходя из прайс-индекса, присутствия конкурентов и емкости рынка в каждом из сегментов, определяют экономическую целесообразность той или иной модели, — добавляет специалист. — Соответственно, тот модельный ряд, который мы имеем, представляет собой золотую середину как для производителей, так и для импортеров и дилеров в нашей стране. Страдает от этого только покупатель, ведь его выбор значительно сузился по сравнению с тем, что было десять лет назад».
Напоследок председатель БАА вспомнил и о системе вызова экстренной помощи «ЭРА-РБ», являющейся местным аналогом российской «ЭРА-Глонасс». Несмотря на то, что она до сих пор не функционирует, а отсрочка на введение этой нормы закончилась, «тревожной кнопкой» обязаны оснащаться все ввозимые в Беларусь автомобили. Особенно это ударило по премиальным брендам, часть из которых навсегда покинула местный рынок: из-за непомерно дорогой сертификации и потенциально низких продаж присутствовать в Беларуси им стало невыгодно.
Skoda ко всему готова!
Вопреки нашим ожиданиям, модельный ряд чешской марки пока еще только слегка затронут подорожанием. Рост цен составил 1,5-2%, и то в зависимости от модели и комплектации. Но белорусский дилер бренда уже получил от завода-изготовителя соответствующие указания: в среднем цены вырастут за год на 10-12%, а подорожание будет проходить постепенно, в несколько этапов.
«Все это происходит в связи с ослаблением российского рубля, — сообщает заместитель директора по маркетингу и продажам автомобилей Skoda Auto Нечипуренко Сергей. — В связи с этим производство в России является низкорентабельным, если не убыточным (ведь комплектующие для сборки машин покупаются за евро). В среднем на модельный ряд цена поднимется на 10-12% в российских рублях. Будет ли для белорусов это повышение разорительным, неизвестно. Возможно, очередная порция санкций сделает для наших людей покупку "Шкоды" российской сборки еще более выгодной, чем в прошлом году».
Также Нечипуренко отметил, что на остатки прошлого модельного года цена осталась прежней, даже проходят акции. А вот авто 2019-го года выпуска продаются уже по новой цене. При этом появились интересные предложения в комплектациях Business Line и Premium Line.
«Они предлагаются в рамках всего модельного ряда. Даже "Рапид" можно купить с максимальным набором опций, которые раньше на эту модель не ставились, — говорит директор по маркетингу. — То есть и в бюджетном седане мы можем увидеть решения, применяемые раньше только в автомобилях бизнес-класса».
Skoda Rapid. Цены в прайсе актуальны на 6 февраля 2019 года
Исходя из этого, мы видим, что седан Skoda Rapid, предлагавшийся в базовой комплектации в январе 2018 года за 26 252 рубля, сегодня оценивается в 26 169 рублей. «Сегодня "Рапид" 2018 года будет стоить дешевле на 5% или 2 000 рублей, чем его собрат 2019-го модельного года. Для многих это решающий фактор, поэтому машин в наличии не так и много», — сообщает мне сотрудник отдела продаж Skoda.
Тотальная распродажа у Nissan и тишина у Volkswagen
В бюджетном сегменте Nissan настоящий ажиотаж: самые популярные модели — седан Almera и «паркетник» Terrano— продаются по акционным ценам. Как сообщил менеджер, разница в цене между 2018-ым и 2019-ым модельными годами может достигать 3 500 рублей. Но это касается лишь Terrano. А вот для седана минувший год стал последним: модель уже снята с производства и больше выпускаться не будет.
Nissan Almera. Цены в прайсе актуальны на 6 февраля 2019 года
Кто ее сменит на конвейере, пока непонятно. Зато по специальной цене Nissan Almera с 1,6-литровым 102-сильным «атмосферником», «механикой» и в комплектации Comfort можно купить за 20 200 рублей (прайсовая цена 21 900 рублей). Напомним, в начале 2018-го за такую модель просили 22 700 рублей.
«Весь модельный ряд Volkswagen обновился, впрочем, как и цены. Машины 2018 года продаются с хорошими скидками, но многое зависит от комплектации и модели автомобиля. У российского VW Polo Sedan исчезла топовая комплектация Highline, а покупателям мы предлагаем машины в версиях Trendline, фиксированной Drive (можно дозаказать несколько опций) и в наиболее популярной в Беларуси Comfortline. Еще мы ждем новое поколение Jetta, будет обновляться Passat», — коротко проконсультировал меня продавец.
Доступные в Беларуси Volkswagen. Цены актуальны на 6 февраля 2019 года
Так, за 24 200 рублей публике предлагают Polo Sedan Trendline. Если поднять архивы, увидим, что цены на «Поло» в начале 2018 года начинались от 21 810 рублей. То есть машина подорожала чуть более, чем на $1000.
«Минск-Лада»
«Цены на новые модели остались такими же, как и были в прайс-листе 2018 года, — говорит Наталья Гиро, маркетолог автоцентра «Минск-Лада». — А на модельный ряд прошлого года мы вообще снизили прайс в рамках специального предложения. При этом цены фиксированы и к твердой валюте не привязаны. Поднимать в ближайшее время стоимость модельного ряда Lada мы не планируем. На все автомобили 2019 года выпуска, проданные до конца февраля, тоже действуют акции: покупателям мы дарим полезные подарки».
Действительно, на сайте дилера Lada Vesta Cross 2018 года выпуска в комплектации Luxe с 1,6-литровым «шестнадцатиклапанником» и «механикой» отдают за 24 050 рублей против 26 050 за такую же, но «свежую» машину. Напомним, в начале 2018 года стоимость такого автомобиля составляла 27 040 рублей.
Lada Vesta. Цены в прайсе актуальны на 6 февраля 2019 года
Седан Vesta в комплектации Classic с 1,6-литровым двигателем и 5-ступенчатой механической коробкой передач можно было купить за 18 490 рублей. Сейчас за «Весту» просят минимум 20 020 рублей.
Салоны Renault
Не дремлют и дилеры Renault. Скидки по прайс-листу на год «постаревших» моделей составляют от 2 200 рублей до 4 200 рублей. К примеру, Sandero Stepway в «базе» и с учетом спецпредложения оценили в 22 800 рублей, Logan — 17 700 рублей, Duster — 24 900 рублей (комплектация Expression).
Renault Sandero Stepway. Цены в прайсе актуальны на 6 февраля 2019 года
Прошлогодние предложения были менее щедры: Renault Sandero STEPWAY в комплектации Privilege с 1,6-литровым мотором и МКП стоил 26 600 рублей, а «новый» Logan в такой же версии — 21 400.
«На текущий момент у нас сформирован прайс на 2019 год. Цены можно увидеть на сайте. Автомобили 2019 года есть в наличии и активно продаются. При этом на складе имеются авто и 2018 года, которые реализуются с существенными скидками (могут достигать 10 000 рублей). Учитывая рост курса российского рубля и общий рост цен на новые автомобили у всех производителей в России, покупателям стоит поторопиться, чтобы успеть приобрести машины по акционным ценам», — прокоментировал ситуацию дилер.
**
Как видим, обещанное спикером и председателем БАА подорожание новых автомобилей началось, а кое-где даже набирает обороты. При этом у дилеров еще полно нереализованных авто прошлого года, от которых они спешат избавиться, а значит, в любом случае сумеют договориться со своим покупателем. Посмотрим, удастся ли белорусам в 2019 году увеличить рынок на те самые 10%, о которых говорили специалисты.
*Цены и количество моделей на складе актуальны по состоянию на 6 февраля 2019 года