«Поднимут аренду  — начнётся бунт». Шинник о доходах и будущем малого бизнеса

В колёсном бизнесе сегодня работают те, кто стал торговать шинами в 1990-х — начале 2000-х. Это касается как новых, так и бэушных образцов. Сегодняшний собеседник (назовём его Виктор) связан с покрышками уже более 20 лет. Когда-то возил новые корейские шины из Эмиратов, а потом переключился на подержанные колёса: сначала сам тащил их из Германии, а сейчас покупает у фирм и перепродаёт на рынке. 

Заработки нынче далеко не те, что были в «золотые» годы предпринимательства, но уже поздно что-то менять. Про превратности бизнеса, безденежье и советы, как остаться на плаву в кризисные времена, — в свежем интервью из цикла «Голая правда».

Новые корейские шины из Эмиратов, потом «бэушка» из Германии

— Больше 20 лет в колёсном бизнесе — это солидный срок. Как вы попали в эту сферу?

— Не думал, что так получится. В 90-х я уже был оформлен как ИП и продавал на рынке аксессуары из Эмиратов. Сам возил их и растаможивал. Свечи, брелоки, наклейки — всё подряд. По соседству со мной военные на пенсии торговали бэушной резиной, и у них всегда была очередь. Ради интереса сравнил цены со стоимостью новых шин из ОАЭ и вместе с товарищем решил попробовать ввезти покрышки. Первая фура на 1 200 шин с заработком $2 за одну ушла за неделю! Так мы стали брать колёса под заказ. Сами покупали — сами продавали. Это была качественная корейская резина Kumho и Hankook. Здесь же, на рынке, стоял наш контейнер. Дважды в месяц я летал в Эмираты. Всё было как в сказке! Отличная резина, да и у людей в те времена водились деньги. Называешь им цену в 100 долларов за колесо — они отвечают: «Ок, забираем».

Дела шли настолько хорошо, что я выключал телефон и на неделю уезжал за границу, чтобы выпить водки. Просто съезжала крыша от звонков! В месяц поднимал минимум $500, а на заводе тогда платили максимум 20 долларов. Так отработали примерно четыре года, пока не пошла «подделка» из Литвы. Литовцы просто штамповали покрышки с таким же рисунком, писали «made in Korea» и продавали по ценам, которые равнялись моим закупочным в Эмиратах! В общем, с появлением контрабанды пропала выгода возить покрышки из ОАЭ, но я до сих пор люблю корейские шины.

В начале 2000-х переключились на «бэушку» из Европы. Во-первых, наш народ и тогда жил небогато, поэтому возник спрос, а во-вторых, я брал колесо где-то за 5 немецких марок (монеты и банкноты оставались законным платёжным средством до 1 января 2002 года. — Прим. ред.) и хорошо зарабатывал на этом. Во время одной из поездок в Германию резко поднялись таможенные пошлины. Помню, взял у немца всего 100 отборных колёс по 15 марок, чтобы отбить дорогу, загрузил ими машину и въехал на границу. А там налетели таможенники, обступили меня со всех сторон, стали проверять документы и интересоваться: «Почему так мало?» А я им отвечаю: «Это надо у вас спросить!»

— Однако рост таможенных пошлин — это не единственный удар по колёсному бизнесу в Беларуси. Как на нём отразился запрет на ввоз подержанных шин?

— Это не совсем полный запрет. Если на диск установлена даже бывшая в употреблении шина, такое колесо ввозить можно. Но не более четырёх штук на каждый автомобиль раз в два года — это ограничение для физлиц. А вот ипэшник может доставлять столько колёс, сколько захочет. Раньше растаможивали шины по накладным и платили какой-то процент, а сейчас вроде растаможка стоит около 1,8 евро за килограмм. Попробуй заработай на колесе, когда только диск весит минимум 7—8 кг!

Когда раз за разом стали вводить запреты и выросли таможенные пошлины, многим пришлось уйти из этого бизнеса. Как вам удалось остаться на плаву?

— Накопления — вот весь секрет. Две недели работал здесь, доставал деньги из оборота, потом на две недели уезжал в Германию и там снова закупался. Так у меня накопилось много колёс. В основном я брал «одиночки», которые никому не нужны, собирал их в пары/комплекты. Я возил и растаможивал шины сам и официально. Постепенно всё сошло на нет: ездить в Германию самостоятельно уже не выгодно. Какое-то время катался за границу, скупал там «одиночки», а потом искал им пару в наших местных фирмах. Последние десять лет я работаю только с несколькими крупными компаниями, которые занимаются авторазборкой в Беларуси.

Запрет на подержанные покрышки ввели в первую очередь из экологических соображений, мол, это мусор и загрязнение окружающей среды…

— Ага! Так если это мусор, то почему государство его сейчас скупает по копейке за килограмм? Точно так же, как и стеклотару, бумагу, металл. Это же они покупают отходы, а говорят, якобы мы засоряем природу. Даже когда шины доезжают своё, они идут на переработку.

— По какой цене вы покупаете б/у шины для перепродажи?

— Раньше брал «одиночку» за 40 рублей, а сейчас цена поднялась до 50—65. Покупать сразу комплект — дорого. Он стоит в среднем в районе 100 долларов в зависимости от качества и состояния. Бывает, столько возьмут и за два колеса. За 25 лет работы у меня сформировалась скидка от 12 до 20% — это я могу накрутить при продаже. Если хочешь сбывать одиночные колёса, надо иметь пять тысяч таких же «одиночек» у себя, чтобы «допарить» их. Вот тогда будет выгодно.

Я в курсе того, какие машины разбираются, в каких есть запаски, какого они типоразмера и так далее. Если беру на фирме одно колесо, то знаю, что через неделю у них появится ещё одно такое же. Но всегда думаю: брать или нет? Надо разбираться в этих вопросах и следить за конъюнктурой рынка. Иначе тут никак. 

— Б/у шины как хорошее вино — с возрастом становятся только лучше?

— Ну, не все. Чаще всего я беру такие бренды, как Continental, Goodyear, Bridgestone, Dunlop, Pirelli. Год выпуска не так страшен, как конкретная модель. Кто-то считает, что хорошая «бэушка» не должна быть старше пяти лет, мол, после она перестаёт работать и теряет свои эксплуатационные свойства. Но у меня на этот счёт другое мнение. Даже 20-летняя немецкая покрышка может ходить лучше, чем та, что выпускается сейчас. Некоторые модели, которые шли в качестве запаски, пригодны для езды и по сей день.

В то же время у Michelin и Continental, которые экспериментировали в 90-х, не каждая линейка покрышек может похвастать долгим сроком эксплуатации. Не говоря уже про европейские бренды российского производства — они явно хуже. В целом тенденция нынче следующая: шины делают с таким расчётом, чтобы вы долго на них не ездили. Год, два — и уже вылазят нитки корда.

Раньше глубина протектора была 9 мм, а сейчас — 7. Состав резины тоже уже не тот, каучук в неё теперь практически не добавляют. Это связано с экономией и снижением стоимости. Смотрите сами: когда-то новое немецкое колесо стоило 120 евро, а сейчас — в два раза дешевле! Общался с одним знакомым немцем, говорю ему, мол, ваш Michelin у нас уже нормально не ходит. Он отвечает: «Так у нас тоже не ходит! Надо останавливать заводы, резины сейчас много, конкуренция большая».

В 90-х годах покрышки выпускали на пробег и давали гарантию на 90—120 тысяч км. Сейчас он всего 30 тысяч, в лучшем случае 40—50 тысяч! Хотите, я покажу вам колесо, которое точно отходит 80 тысяч? Это Hankook 2009 года со старым рисунком протектора. Могу даже дать гарантию на пробег! Понятное дело, кто как ездит — любое колесо ведь можно ухандохать! Но здесь я уверен стопроцентно. 

Однако это факт, что люди ездят на шинах, которым 13—15 лет, и они служат. Вот реальный пример. Моя жена уже шестой год передвигается на покрышках, выпущенных в 2001-м. Это Michelin. Да, появились микротрещинки, но глобально проблем никаких! Сам я пробовал ездить на «Китае», но на второй год там повылазили нитки! Новая китайская шина значительно хуже любой старой европейской. Таково моё мнение. Хотя моя душа больше лежит к корейским покрышкам.

5—10 рублей с колеса — это гуд!

Вот вы упоминали про старые корейские шины, на которые готовы дать гарантию. А разве она предоставляется на «бэушку»?

— На любой бэушный товар гарантии нет, но я всегда даю две недели, зная, что ко мне не придут. Из ста колёс могут вернуть одно! А когда у меня открылся шиномонтаж, стало намного проще: после установки шин, когда их подкачали и отбалансировали, видно, что нет дефектов, а это значит, всё будет в порядке. Обманывать и скрывать недостатки нет смысла. Я уже больше 20 лет работаю на рынке — репутация дороже любой прибыли.

— Согласны с тем, что бэушные шины берут не от хорошей жизни?

— На все 100%! Как правило, на рынке продают б/у шины с глубиной протектора 5—6 мм. Такие берут в начале лета, а потом спрос смещается почти на «лысые» покрышки. Я вижу, что людям нужны слабенькие колёса, чтобы просто докатать сезон. Процентов 80 берут «одиночки». Причём не только европейских брендов. Когда белорусы приезжают на рынок за новыми шинами, то старые сдают в счёт шиномонтажа (если они ещё поездят). Так в продажу попадают подержанные покрышки разных производителей, в том числе российских, а иногда и китайских.

— Сколько удаётся заработать с одного колеса?

— В среднем это 5—10 рублей. Дорогая резина лежит — дешёвую разбирают вмиг! Она стоит до 50 рублей за пару. Это шины, которые в Европе выбрасывают. У нас же на таких ещё доезжают лето. И они пользуются большим спросом на рынке. С другой стороны, если надо добить сезон, то почему бы и нет? Это нормально! Докатал и выбросил! Пара Hankook R16, которую я показывал, стоит 80 долларов. Они вообще без износа, но для белорусов цена за б/у всё же кусается. В среднем комплект нормальных покрышек обойдётся в $150.

«Пара месяцев шинника весь год кормит? Это неправда»

— Войти в этот бизнес с нуля сейчас сложно. За время работы в шинной сфере обрастаешь связями, знакомствами, за долгие годы сотрудничества фирмы дают скидки. У тебя должно быть в запасе много колёс, которые можно доукомплектовать «одиночками». Их выгоднее всего покупать на авторазборках.

Малый бизнес, в том числе шинный, кое-как шевелится. Считайте сами: оплатил аренду, налоги — на выходе получил минимум. Да я сам только вчера рассчитался за аренду с просрочкой! А у нас за каждый день капает пеня в размере 2% от суммы — поблажек нет! Когда-то всех пытались загнать под крышу ТЦ «Автомолл „Кольцо“», поэтому год мы платили аренду по сумасшедшим ставкам — 50 евро за 1 м2. Сегодня уже легче: отдаём по 0,5 евро за «квадрат» на открытой площадке и 13 евро — в киоске. В месяц надо отстегнуть где-то 1 300—1 400 рублей.

— А не прижимает государство налогами?

— Любому «гаражнику» можно легализоваться, платить налоги. Однако работать честно на 100% не получается. Даже 5% с прибыли по «упрощёнке» — это неподъёмная сумма. Иногда ты столько и не заработаешь, поэтому нас толкают к тому, чтобы нарушать закон. Людям приходится скрывать свои доходы, чтобы меньше отдавать. В Германии шинников никто не дёргает, они создают рабочие места, платят налог раз в год, тихонько собирают себе на пенсию. У нас же загоняют людей чуть ли не в криминал.

«Сейчас не время шиковать»

— Тем не менее вы ежедневно на авторынке, вот и сегодня продаёте шины. Значит, что-то заработать получается?

— На одной торговле шинами далеко не уедешь. Чтобы иметь какой-то заработок, нужно предоставить человеку полный комплекс услуг, «привязать» его к точке. Надо не только сбывать покрышки, но и «переобувать» машины. В среднем с одного авто получишь 40 рублей. Пару рублей заработаешь на заправке кондиционера или раскатке дисков. Так за день что-то набежит. А если просто продавать шины — ничего не наваришь. Это уже известный факт.

У меня есть шиномонтаж и один помощник. Где-то 30—40% от стоимости выполненных работ надо отдать сотруднику. А без него никак. Ну «переобуешь» ты сам четыре машины, получишь 50 рублей — и тут же ляжешь! В прошлом году я так сорвал спину, что неделю ходить не мог! Поэтому гнуть её надо с умом.

Приходится крутиться! Зимой разбираешь остатки в фирмах, которые отдают «одиночки» по 3 рубля, продаёшь их по 10—15 рублей и по крупицам собираешь на аренду. В начале весны мы, шинники, собираемся вместе и делаем взаимообмен, чтобы укомплектовать свои пары. Плюс, когда едут машины из Европы, там всегда есть запаска. На одной из «разборок» сейчас лежит 40 новых колёс. Через две недели я приеду и возьму их с 20-процентной скидкой. Чтобы выгодно забрать «одиночку», её цена должна быть в районе 30 рублей. Это потолок.

Шинники зарабатывают только в октябре и ноябре, а в январе, феврале, июле, августе достают деньги из своего кармана, чтобы погасить аренду. Говорят, будто пара месяцев кормит весь год. Неправда! Этих средств хватает на аренду за зимний период. У меня есть своя бухгалтерия. В июне я вышел в небольшой плюс, за июль у меня минус 170 рублей, а за август будет ещё больше. Вот я и думаю, стоит здесь торчать или нет. А тут ещё жена намедни говорит: «Может, пора уже что-то менять?»

— Так, значит, подумываете уходить из этого бизнеса?

— Если поднимут налоги и увеличат стоимость аренды, на рынке начнётся бунт. Люди соберут свои пожитки и уйдут. Лично я работаю до первой проверки. Если придут — закроюсь и стану торговать в гараже. До сих пор держусь по одной причине: я предпенсионного возраста и мне надо работать официально. Пока есть здоровье стоять у станка, бортировать колёса и крутить гайки, я буду это делать. Лет десять назад я мог летать на отдых в Эмираты, ездил в Ниццу. А сегодня... сегодня нас можно считать нищими. Это всё печально. Ну куда идти старикам?

Если вы работаете в автомобильной сфере и хотите честно рассказать об изнанке своей профессии (специфике, доходах, конкуренции и многом другом), пишите нам на news@av.by. Анонимность (если она важна) гарантируется!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.