Несмотря на то, что активную государственную поддержку сегодня имеет только один китайский автомобильный бренд, выпускающийся в нашей стране, с ним сосуществуют и другие марки из Поднебесной. К примеру, у Zotye клиентская база не столь обширна, а дилерские точки на карте Беларуси можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом возраст некоторых его автомобилей измеряется пятилетками и часть из них уже добралась до вторичного рынка. Сегодня мы приценимся к «бэушным» моделям Zotye и порассуждаем, во что выльется их дальнейшая эксплуатация.
Почти «Тойота»
Ни для кого уже не секрет, что китайцы любят «заимствовать» идеи у своих более опытных и знаменитых коллег по автомобильному рынку. Самыми почетными для «переосмысления» у них являются японские и немецкие бренды. Так, намерившись выпустить новый седан С-класса, дизайнерский отдел Zotye сработал по лекалам дорестайлинговой модели Toyota Allion образца 2007 года. Этот автомобиль в свое время сменил ветерана Toyota Carina и на момент китайского дебюта в 2011 году существовал на конвейере в двух поколениях: несмотря на то, что деятели из Поднебесной заимствовали дизайн самой «свежей» генерации авто, конфликта интересов между производителями не возникло.
Внешние отличия Zotye Z300 и Toyota Allion ограничились только формой фальшрадиаторной решетки
Итак, седан Zotye Z300 предстал перед покупателями почти точной копией японского автомобиля. То же касалось и его технической начинки, за исключением силового агрегата и трансмиссии. Полуторалитровый мотор TNN4G15A сделан по лицензии Mitsubishi и является почти полной копией «донора» 1NZ-FE, отличаясь лишь разницей хода поршня в одну десятую миллиметра: и степень сжатия (10.5:1), и диаметр цилиндров (75 мм) у них идентичны. Кстати, Zotye Auto — не единственный китайский производитель, полюбивший этот агрегат: он встречался также в моделях Haima 3 и Brilliance H230.
Трансмиссия в Zotye Z300 — производства ZF SACHS. Причем диск сцепления с логотипом Mitsubishi обойдется для нее в $90, а от оригинального бренда SACHS — в $150 (на момент выпуска модели. — Прим. ред.). Все остальные детали взаимозаменяемы с Toyota Allion и легко подбираются по каталогу модели.
Бренд Zotye, больше известный своими перелицованными минивэнами Daihatsu и Fiat, при выпуске седана Z300 ориентировался на таких конкурентов, как Ford Focus, Renault Fluence и Skoda Octavia, хотя ценник его топовой версии не выбивался за рамки гольф-класса даже со всеми допами ($14 500). Казалось бы, отчего не взять машинку? Но качество китайского металла и самой сборки, которыми прославились китайские автомобили в конце «нулевых», заставило осесть эту модель на самое дно авторынка…
Впрочем, нашлись энтузиасты, которые были не прочь раскошелиться и устроить седану Z300 самый длительный тест-драйв, который он только сможет выдержать. Как обычно, таксисты тут были одними из первых. Поэтому те экземпляры, что были куплены в далеком 2013 году на заводе в Обчаке, сейчас получили прописку в нашем каталоге. Эти машины, конечно, повидали жизнь, и следы активной эксплуатации отбились не только внушительной цифрой на одометре — они заметны и на внешности тоже.
Ржавые пороги — болезнь этого седана
Так, владелец китайского седана белорусской сборки, разместивший объявление о продаже машины с пробегом в 270 тыс. км, слабым местом называет проржавевшие задние арки и пороги: «По-хорошему перед дальнейшей эксплуатацией ее всю надо облить. Передние арки вроде бы ничего, но вот задним от наших зим досталось. Подмарафетить ее можно и за $250. Но если делать для себя, то потратить придется больше. Например, водительское сиденье надо привести в порядок — там экокожа уже потрескалась».
«Эта машина 2013 года выпуска, но я покупал ее в 2014-ом, — продолжает рассказывать владелец. — Она выпущена по технологии крупноузловой сборки в Беларуси. За все время в мотор я ни разу не лазил: это надежный 1,5-литровый агрегат Mitsubishi. Правда, не для гонщиков — в нем 113 "лошадок" всего. Уже менял сцепление, на выполненную работу есть все документы. Недавно загудели два подшипника в коробке — заменил все комплектом. Также чистил систему охлаждения, обновил антифриз и опорные подшипники (слева и справа)».
Внутри Zotye Z300 почти не отличается от «донора» Toyota Allion
По сути, владелец здесь перечислил почти все основные проблемы, которые случаются с Z300 в процессе длительной эксплуатации. Также большинство пользователей жалуется на сгнивающий за 4 года от соли радиатор кондиционера; на шумный салон и плохой звук штатной стереосистемы; глючную прошивку мультимедиа (кое-где вместо букв показывающую иероглифы); на хромированный декор на крышке багажника, который поставлен без уплотнительных резинок и является причиной коррозии. Кроме того, любители агрессивного стиля вождения поначалу не могли найти тормозные колодки, которые приходится менять каждые 30 тыс. км. Впрочем, сейчас на эту модель можно найти практически все: от кнопок руля до банки глушителя.
«Антикором я обрабатывал авто сразу при покупке, но это, к сожалению, не помогло, — говорит о наболевшем владелец Z300. — Комплектация самая полная: есть штатный монитор с USB-разъемом, полный электропакет и кондиционер. Имеется место для пищалок в передних дверях, но самих динамиков нет (их и по заводу не было). Надо иметь в виду, что с включенным в городе кондиционером автомобиль становится тихоходом. Расход топлива по городу составляет 7-8 литров. Машинка неплохая, в плане эксплуатации я ей доволен. Но ржавеет "китаец", ничего не поделаешь».
За неполных пять лет эксплуатации Z300 подешевел почти в пять раз!
Ликвидность машины на «вторичке» — еще один жирный минус для тех, кто всерьез рассматривает покупку китайского авто. Наравне со ржавеющей кузовщиной эти два фактора делают данную модель непривлекательной даже в глазах отъявленных энтузиастов. Поэтому и наш таксист, вопреки обыкновению, умерил свои аппетиты, продавая седан за скромные... $3 000! Напомню, что в 2014 году этот Zotye Z300 стоил 139 200 000 неденоминированных рублей (!), что было эквивалентно $14 400. В настоящий момент купить новый седан в Беларуси не удастся, зато в России этот автомобиль доступен в обновленной комплектации (1,6-литровый мотор, АКП) за 680 тыс. рублей ($10 800 по текущему курсу). И владельцы оного исчисляются даже не сотнями, а тысячами.
Клонированный «Туарег»
Другой самостоятельной массовой разработкой Zotye является «паркетник» Т600, который принято считать перелицованным VW Touareg второго поколения. Впрочем, делит эта модель общие черты и с Audi Q5, и с Hyundai Veracruz, на одной платформе с которой и была построена.
Дебютировал данный китайский «паркетник» на рынке в 2013 году. Как и в случае с седаном, в этот раз дизайнеры Zotye продолжили заимствования проверенных решений в области кузовного дизайна, что и стало главной «фишкой» модели: не разглядев значка, за какую только иномарку наши люди ее не принимают! А для китайского автомобиля это скорее плюс, чем минус.
По части интерьерных решений производитель пошел еще дальше, повторив стиль Mercedes GLS и Range Rover и насовал внутрь столько вставок «под дерево», сколько нет даже в Bently Bentayga. И это второй ощутимый плюс: по части первого впечатления Т600 способен расположить к себе даже убежденного китайского антиглобалиста. Придраться можно разве что к обшивке руля, выполненной из все того же дешевого кожзама.
Для «паркетника», масса которого перевалила за полторы тонны (1 616 кг), китайцы использовали лишь турбированные агрегаты: 1,5-литровый SAIC 15S4G мощностью 162 л. с. и 2,0-литровый на 177 л. с. Первый работает в паре с 5-ступенчатой «механикой», второй сочетается с преселективным 6-ступенчатым «роботом». Причем сперва для белорусских покупателей Т600 была доступна версия только с младшим мотором (аналог агрегата Mitsubishi Colt). Позже комплектация расширилась и турбированным агрегатом объемом 2.0, а вот «робота» в продаже так и не появилось — такие авто завод «Юнисон» экспортировал прямиком в Россию.
Впрочем, отзывы наших соседей о роботизированной коробке Т600 разнятся: некоторые жалуются на медлительность и неадекватную работу агрегата. Другие предъявляют претензии к вялой динамике турбомоторов — до 2 500 об/мин они как будто не едут. При внезапном маневре водителям стоит быть особенно внимательными: на 2 000 об/мин велик риск угодить в турбояму. Ну а если стрелку тахометра частенько загонять в красную зону, топливный расход вырастает до 12-13 литров, отчего брови владельцев непроизвольно ползут вверх. Получается не автомобиль, а какой-то тренажер для лицевой гимнастики…
Еще одним недостатком Zotye T600 владельцы отметили жесткую подвеску: ее удается «пробить» на «лежачих полицейских» даже на невысокой скорости, не говоря уже о настоящих ухабах. Решается вопрос банальной заменой оригинальных амортизаторов на аналогичные от Hyundai Tucson — те встают на место, как родные, обеспечивая должную плавность хода.
Семейным людям также не нравится малый объем багажника (всего 344 литра) и дефицит пространства на заднем диване. Оно и понятно, ведь даже визуально Т600 уступает благородному прародителю VW Touareg по габаритам: «китаец» на 170 мм короче и на 47 мм уже «немца», да и колесная база у него меньше на 86 мм.
В сухом остатке флагманский «паркетник» Zotye нравится людям богатым наполнением даже в стартовой комплектации и невысокой ценой. Так, за версию Luxury белорусский дилер просит 28 990 рублей ($14 200), а за комплектацию Royal — 31 500 рублей ($15 450). И хотя в свободной продаже у нас эти авто значатся не более полутора лет, что-то из них уже появилось на вторичном рынке.
«Новая машина, всего 6 тыс. км пробега, — бодро отвечает по телефону владелец. — Она на гарантии, прошла только нулевое ТО, на котором заменил масло и фильтры (записи об этом имеются). Стоит ксенон, салон кожаный (экокожа). Планшет в автомобиле хороший, можно навигацию закачать».
«До 2 тыс. км расход был зверский, — продолжает мужчина. — После этого аппетит движка уменьшился до 7,8 литра; по трассе вообще 5,5 литра БК показывает. Но и "под хвост" я особо ей не давал, потому что обкатка еще не закончилась. Покупал авто в ноябре, зиму машина хорошо пережила: сразу сделал антикор, оклеил капот пленкой и поставил защитную сетку в радиатор. В эксплуатации "Зоти" оказался достойным автомобилем. Продаю, потому что нужно деньги в бизнес вложить, а так бы дальше ездил».
О неликвидности Zotye на нашей «вторичке» продавец, видимо, знает не понаслышке, но цену снизил лишь минимально ($14 700), надеясь на относительную новизну авто. Впрочем, у пользователей этот Т600 вызывает немалый интерес, так что при умелом торге кто-нибудь из них и рискнет обновить автопарк.
На самом деле модельный ряд Zotye Auto намного шире и не ограничивается двумя моделями. Так, в 2017 году китайский бренд запустил амбициозный проект электрокаров, один из которых, E200, уже можно найти у белорусских дилеров. К сожалению, эта идея не получила государственной поддержки, поэтому итоговая цена в $19 500 не прибавила данному ситикару популярности — наоборот, сегодня это самая дорогая (в базовой версии) модель у дилеров Zotye. Зато обновленный Т600, «паркетник» Coupa, заинтриговал потребителя и потихоньку находит своих покупателей. Продажи данного авто стартовали совсем недавно. Как он себя проявит — покажет лишь время.
Слава о китайских автомобилях, прогремевшая в 2008-2010 годах, закрепила в массовом сознании неприятный образ. С тех пор китайский автопром прилагает максимум усилий, чтобы его исправить. И надо сказать, что они неплохо продвинулись на этом пути. Качество сборки таких машин улучшилось в разы, а ценник некоторых брендов (по сравнению с европейскими моделями) остается лояльным к клиенту. Но страх выбросить деньги на ветер, купив такое авто, еще не покинул белорусов. И вряд ли это произойдет в ближайшие 2-3 года.