Паркуются во дворах и играют в кошки-мышки. Как минчане привыкают платить за парковку

Платные машино-места в районе бульвара Толбухина местные офисные работники еще с лета окрестили одним словом - парковочной зоной, простирающейся от проспекта Независимости до улицы Кедышко. Начиная с 23 октября, парковка, насыщенная современными технологиями, работает в платном режиме. Спустя месяц, мы решили узнать, насколько востребовано европейское ноу-хау практически в центре столицы и как относятся жители города к новаторским идеям по автоматизации парковок и взиманию оплаты с автовладельцев.

Мнения минчан о парковке на Толбухина и размерах тарифа расходятся от «гуманный тариф по сравнению с Лондоном» до «удобно, но дороговато». У каждого своя правда: кто-то не видит в организации платной парковки ничего плохого:  «бывает, колесишь полчаса в поиске свободного места, а толка никакого». А для кого-то платить втридорога не совсем по карману – не позволяют средства. О том, как относятся жители города к платным парковкам в столице вообще и считают ли тариф в 10 тысяч рублей/час дорогим, смотрите в нашем видеоопросе.


Парковочная зона на Толбухина - это совместный проект столичных властей и технического оператора, предназначенный для демонстрации современных технологий по управлению парковочным пространством. Все средства, полученные за счет оплаты машино-мест, поступают в бюджет города.

Напомним, что оплатить парковку здесь можно несколькими способами. Например, через паркоматы, или платежно-справочные терминалы (ПСТ) – в них возможен как наличный, так и безналичный расчет. Как вариант, можно оплатить машино-место через специально разработанное мобильное приложение в Google Play и App Store или скачать его на сайте parkme.by благодаря бесплатному Wi-Fi.

Правда, как говорят разработчики ПО, согласно первым итогам платного месяца, оплата машино-места через сайт и мобильное приложение является самым низким по сравнению с такими вариантами, как смс-сообщения или паркоматы. Среднее число пользователей приложения и веб-сайта в сутки по отдельности составляет более 10 человек. В то время как за машино-место через паркомат в среднем за сутки платит более 50, а посредством смс-сообщений – более 100 человек.

Столичным автолюбителям пока не с руки платить за парковку через мобильное приложение, как это принято, к примеру, в Европе. А ведь этот способ оплаты там считается более интересным и выгодным. Однако выгода от использования мобильного приложения у нас станет заметной после того, как появится возможность оплаты за парковку в большинстве парковочных зон города.

Немного другой вариант платежной системы работает на закрытой парковке возле здания Минского часового завода. Въезд на нее осуществляется через шлагбаум, а выехать с этой территории можно только после оплаты через паркокассу или с помощью карты. Правда, пока на этом участке парковочной зоны в глаза уж очень бросаются пустующие машино-места.

«Вероятно, людей пугает шлагбаум, - объясняет всего одну-две сиротливо припаркованные иномарки парковочный инспектор. – Хотя ничего сложного в системе оплаты закрытой парковки нет. Попасть туда можно по въездному талону со штрих-кодом, а при выезде этот талон прикладывается к сканеру и тем самым определяется факт оплаты или неоплаты машино-места. Бесплатно находиться здесь можно на время до 15 минут».

Непопулярность закрытой парковки подтверждают и цифры за первый итоговый месяц. За неделю количество парковочных сессий на ней составило немногим более 300, когда открытой парковкой за платный период (с 23 октября по 23 ноября) воспользовались более 3 тысяч человек.

«Среди наиболее ключевых ошибок наблюдается некорректный способ оплаты. Например, некоторые водители пытались оплатить машино-место на закрытой парковке с помощью СМС-сообщения и удивлялись, почему не поднялся шлагбаум. Или неправильно вводили номер своего автомобиля во время оплаты открытой парковки через SMS. Также некоторые водители не обращают внимание на то, что оплачивать парковку необходимо сразу после занятия парковочного места, а не после окончания времени парковки», - рассказал технический специалист.

Как и обещали ранее, с контролем процесса оплаты дело не постояло. Сегодня дежурный специалист ГУ «Парковки столицы» совершает обход всей парковочной зоны каждые 15 минут (прим. 15 минут можно стоять бесплатно), фиксируя автомобили с помощью двух планшетов. Один из планшетов представляет собой обычный электронный гаджет, оснащенный специальным ПО. А вот второй - специальное устройство, предназначенное исключительно для фиксации нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств.

Пеший инспектор патрулирует всю парковочную зону и с помощью планшета фотографирует номер автомобиля, а затем специальное ПО определяет его с фотографии. После полученная информация сверяется с ядром системы. Если человек заплатил за парковку, то есть указал номер машины и время парковки, то эта информация попадает на сервер и там сверяется, в результате чего проверяется оплата или неоплата машино-места.

«А что, парковка уже платная? Где написано, что она платная? А что мне будет за то, что я не заплатил?» – именно с такими вопросами чаще всего сталкивается парковочный инспектор. С последним вопросом дела обстоят интересно. Так, если водитель заехал на парковку и не оплатил ее, то его вежливо попросят это сделать. И никакого штрафа!

«В настоящий момент в КоАП пока нет административной статьи за неоплату платной парковки, поэтому нарушителю не стоит опасаться «писем счастья». Однако неплательщикам парковочной зоны не стоит сильно обольщаться на сей счет. Ответственность за неоплату находится в сфере гражданско-правовых отношений между владельцем парковки и водителем, и факт неоплаты будет рассматриваться в порядке, определенном Гражданским правовым кодексом Республики Беларусь. Хотя в этом случае процедура привлечения к ответственности сложнее, а степень наказания может оказаться достаточно серьезной (для особо злостных неплательщиков могут быть приняты ограничительные меры)», - рассказали нам.

«В парковочной системе иностранных государств за неоплату машино-места в установленное время предусмотрен дополнительный платеж, или платеж с повышенной стоимостью. К примеру, в Польше, если водитель превысил время стоянки и не оплатил ее, то он получает квитанцию с требованием оплатить повышенный тариф, в противном случае, он уже несет административную ответственность в виде штрафных взысканий. Похожие изменения планируется ввести и в законодательстве Беларуси. Однако пока неизвестно, к какому окончательному решению в КоАП все-таки придут наши законодатели», - добавил технический оператор.

Кроме того, хоть наказать пока и не могут, все равно номера автомобилей «нарушителей» попадают в реестр базы данных, который сохраняется и в будущем рискует заиметь эффект наподобие «плохой кредитной истории». "К административной ответственности будут привлекать должностные лица органа, ведущего административный процесс, и не факт, что это будут сотрудники ООД ЕСФНСР (отдел по обеспечению деятельности Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима МВД РБ)", - рассказал специалист. 


Что касается второго планшета, то это специальное устройство, которое используют в ГАИ для фиксации нарушений правил остановки и стоянки ТС. «С его помощью будет вестись фиксация автомашин, которые припаркованы с нарушением действующих требований ПДД (прим. под запрещающим знаком, на тротуаре, бордюре, зеленой зоне и т.д.). Устройство призвано только фиксировать посредством фотосъемки нарушение автомобиля и место нарушения. После чего данные оправляются в систему и на основании этих данных сотрудниками отдела обеспечения деятельности Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима МОБ МВД Республики Беларусь выносится постановление о нарушении правил остановки / стоянки ТС», - ранее пояснял нам технический оператор проекта.

Некоторые водители играют с инспектором в «жмурки»: умудряются простоять на парковке некоторое время, наблюдая за тем, пока специалист обойдет полностью всю территорию, а, завидев фигуру инспектора на горизонте, мигом ретируются. «Водители неохотно расстаются с деньгами. Отмечу, что смысл новаторской парковочной зоны вовсе не в том, чтобы заработать. Он заключается в том, чтобы предоставить водителям, приезжающим сюда, к примеру, в офис или банк, гарантии на стоянку автомобиля, а за это, естественно, нужно заплатить», - признается инспектор.

Пока одни играют в «кошки-мышки» с дежурным инспектором, другие ищут иные обходные пути, чтобы не платить, – как вариант, паркуются во дворах близлежащих домов. Как говорится, фабрики – рабочим, а газоны – автомобилистам. Еще месяц назад жильцы этого района парковались у своего подъезда, разделяя кусочек асфальта только с соседом по лестничной площадке. А теперь сюда «понаехало» еше больше автомобилей - тех, кто решил и в центр на машине приехать, и сэкономить на цивилизованном ноу-хау. Но долго продолжаться это не будет, говорят в УП «Гаражи, автостоянки и парковки».

Для офисных работников из прилегающих к парковочной зоне зданий, которые нуждаются в стоянке личного авто на протяжении, как минимум, 8 часов в сутки, рассматривается возможность выпуска парковочных абонементов.

В настоящий момент обсуждается вопрос о привилегиях жителям близлежащих домов в виде резидентного разрешения на парковку во дворах. Во-первых, уже сейчас с 20 часов вечера до 8 часов утра за открытую парковку платить не нужно. А в ближайшей перспективе, по словам представителей унитарного предприятия, будет наведен порядок и в расположенных рядом дворах. Планируется оставить право стоянки в них только за жителями домов, а остальным минчанам запретить парковать здесь личное транспортное средство. Каким будет порядок оформления разрешения, кто его получит – только собственники или наниматели жилья, а также кому поручат контролировать и освобождать дворы от припаркованных здесь «чужих» автомобилей, станет известно в ближайшее время.


Напомним, что услуги автостоянок, которые находятся в ведении ГО «Гаражи, автостоянки и парковки», вновь подорожали с 21 ноября. Тариф на Толбухина останется прежним – 10 тыс/час, а стоимость абонементной карточки открытой парковки на месяц сегодня составляет 700 тысяч рублей.


Тем не менее парковка на Толбухина является пилотным проектом в том смысле, что парковочная зона на европейский манер - с применением современных средств оплаты, бесплатным Wi-Fi, заправкой электромобилей и светодиодными табло – пока еще совершенно в новинку для минской публики автовладельцев.

Стоит признать, у белорусского водителя менталитет, очевидно, не западный, а первое время его попытка припарковаться здесь приравнивалась чуть ли не к стрессу от посещения дантиста. Однако теперь он потихоньку приобщается к культуре платной парковки и по достоинству оценивает ее технические преимущества. Авторы же проекта, в свою очередь, надеются на то, что эксперимент на Толбухина закончится успешно и продолжит свое триумфальное шествие в масштабах всей Беларуси.

Алина Вислоус
Автомалиновка

Фото: Дмитрий Аниськов

 

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.