Парковка, отдых с детьми и концерт в одном флаконе. Посмотрите, какие восхитительные паркинги строят в Европе

Белорусские автовладельцы обычно воспринимают паркинги просто как очередное место, где можно без лишних хлопот и относительно безопасно оставить свою машину. Однако современная городская жизнь требует всё больше комфорта не только для водителей, но и для горожан, у которых нет личного транспорта. Это заставляет власти и строительные компании искать компромиссные решения, которые устроили бы сразу и автолюбителей, и пешеходов.

av.by вместе с компанией «А-100 Девелопмент» решил узнать, какие неочевидные функции выполняют автопаркинги в современных городах Европы, а также разобраться, когда такие объекты появятся и в Беларуси.

Паркинг-амфитеатр (Швеция, город Питео)

В середине 2010-х власти шведского города Питео, расположенного примерно на 130 км ниже Полярного круга, захотели построить новый большой автопаркинг. Но, посовещавшись, решили сделать объект мультифункциональным. В результате из многоуровневой автостоянки вырос холм для катания на санях и амфитеатр для публичных мероприятий. Похожее решение есть и над въездом в подземный паркинг в Новой Боровой. Тоже устроена небольшая горка и зелёная зона, которые активно используются жителями. Проект Stadsberget, что со шведского переводится как «городская гора», был разработан бюро White Arkitekter в сотрудничестве с Henning Larsen Architects и стал уникальной территорией для развлечений местных жителей, важной достопримечательностью города.

Пятиэтажная стоянка вмещает 228 парковочных мест, но молодёжь чаще говорит о её сопутствующих функциях. Летом она служит популярным местом прогулок благодаря пышной зелени и цветам, посаженным на холме. Склон спроектирован как открытая площадка для кинопоказов и музыкальных событий, где люди также могут наслаждаться закатом. А с наступлением снежной зимы местная детвора оккупирует паркинг для катаниях на санях и тюбинге.

Особенностью Stadsberget является его приятный дизайн. Фасад украшен плотной решёткой из лиственницы, что вместе с мягкой подсветкой в вечернее время создаёт эффект домашней лампы.

Подземный паркинг-дюна (Нидерланды, город Катвейк-ан-Зее)

Очутившись на морском курорте, ожидаешь встречи с какой угодно достопримечательностью, но только не с паркингом, да ещё и замаскированным под местный ландшафт. Но именно такой объект удивляет туристов небольшого голландского города Катвейк-ан-Зее, расположенного на побережье Северного моря.

Незаметная автостоянка вмещает 663 парковочных места, скрытых в песчаных дюнах вдоль побережья курортной линии. Паркинг построили в 2016 году, сохранив местную природную экосистему и приняв во внимание особенности активного туризма, которым славится эта часть Нидерландов. 

В результате подземная стоянка отлично вписалась в местный ландшафт. Для этого были созданы искусственные дюны, которые служат входами и выходами для автовладельцев, приехавших к морю на машине. Органичность формы паркинга позволяет естественному дневному свету проникать в подземный гараж, улучшая ориентацию на длинной вытянутой парковке, а также не нарушает красоты морского пейзажа. Вечером входы и выходы загораются разными цветами, становясь маяками вдоль побережья.

Расположение паркинга на границе жилой территории и зоны отдыха сделало этот проект уникальным для Нидерландов.

Умиротворяющая парковка университетской клиники Сен-Люк (Бельгия, Брюссель)

Согласитесь, поездка в больницу — событие не из приятных, даже если ничего страшного со здоровьем не произошло. Чтобы сгладить впечатление от столкновения со сферой медицины, бельгийские власти в 2016 году создали для клиники Сен-Люк пятиуровневый паркинг с приятным и успокаивающим дизайном.  

Этого строители достигли за счёт использования натуральных материалов (дерева и камня) и плавных элементов, напоминающих ложбины и уступы горной гряды или каньона. Архитектура позволила солнечному свету попадать на первые три нижних уровня паркинга. Крыша превращена в зелёный сад, который соединяется с соседними жилыми домами.

Результатом стала необычная, умиротворяющая и комфортная парковка, удачно внедрённая в жилую застройку и имеющая дополнительную ценность для жителей города.

Паркинг Park 'n' Play (Дания, Копенгаген)

Вписать новое здание в сложившийся за десятилетия архитектурный облик города — не такая простая задача, как может сперва показаться. Особенно если у будущего объекта сугубо практическая функция — парковки автомобилей. Но датские строители подошли к этому вызову творчески, решив сразу несколько задач нового района застройки Нордхавн.

На одном из причалов Копенгагена возвели девятиуровневую парковку, напоминающую видавший виды жилой дом. Для этого была использована ржавеющая сталь с карнизами, в которые посадили зелёный плющ.

Оживила паркинг созданная на самом верхнем ярусе активная площадка для детей и молодёжи, где можно как развлекаться, так и заниматься спортом. Все указанные особенности только укрепили отношения местных жителей и автовладельцев — на этой территории они пришли к взаимопониманию. 

Художественная автостоянка 2KM3 (Франция, Сен-Жерве-ле-Бен)

Проблема большинства крупных городов в том, что их отдельные районы с годами вымирают, приходя в упадок и запустение. Чтобы вернуть жизнь на притихшие улицы, местные власти или городские активисты занимаются джентрификацией — обустройством окружающего пространства за счёт привлечения современных художников, музыкантов, арт-менеджеров.

По такому же принципу действовали владельцы 11-уровневой стоянки во французской коммуне Сен-Жерве. Они пригласили художников со всей страны для оформления внутреннего пространства паркинга с расчётом один автор на две тысячи кубических метров пространства для самореализации.

Так из обычной бетонной коробки у владельцев получилась настоящая галерея современного французского искусства, в которой можно не только парковать автомобили, но и просто приятно прогуляться.

«Точка притяжения для горожан»

Как видно, европейцы уже активно внедряют нестандартные решения при строительстве городских автопарковок. На вопрос, появится ли что-то подобное в нашей стране, мы попросили ответить Андрея Турубчука, архитектора ГК «А-100 Девелопмент».

— В Европе и США уже давно пришли к тому, что земля стоит дорого и строить большие плоскостные парковки не рационально. Необходимое количество автомобилей не получится разместить вдоль улиц и проездов. Также плоскостные парковки плохо влияют на визуальные характеристики застройки и качество среды проживания. Исходя из этого, строятся различные паркинги — подземные и надземные.

Строящийся паркинг с торговыми объектами и супермаркетом в Новой Боровой в «Центральном парке», будет построен до конца года

— Они способны играть различные роли. Это могут быть перехватывающие паркинги, позволяющие разгрузить крупные города от большого количества автомобилей, паркинги, пристроенные к общественным зданиям и зданиям торгового назначения или находящиеся в непосредственной близости от них, паркинги в жилой застройке и т. д. В них располагаются помещения различного назначения, позволяющие человеку, приехавшему на автомобиле, по пути домой или на работу приобрести необходимое или получить нужные услуги (сдать что-то в ремонт, забрать из пункта самовывоза и пр.). На площадках размещают также парковки для СИМ (средств индивидуальной мобильности). Причём может быть организован и прокат. Это позволяет быстро добраться от паркинга до необходимой точки и обратно. Строят СТО и мойки автомобилей. Сейчас многоуровневые паркинги при правильном подходе могут быть не просто красивыми — они способны стать точкой притяжения, архитектурной достопримечательностью района. Таких примеров на Западе очень много.

Проблема решается за счёт строительства многоуровневых объектов. Это позволяет обеспечить максимально комфортную среду для жизни, а также избавить придомовые территории, дороги и проезды от припаркованных автомобилей.

Готовый паркинг в Новой Боровой на ул. Камова с возможностью не только купить, но и арендовать машиноместо

— Описанные выше принципы мы активно стараемся внедрять в наших проектах. Яркими примерами являются постройки в Новой Боровой. Один паркинг на 500 машино-мест уже введён в эксплуатацию. У него запоминающийся внешний вид, и он отлично вписывается в окружающую застройку. На первом этаже располагается автомобильная мойка. Здесь же находится велопарковка, благодаря которому владельцы машин, живущие в некотором отдалении от паркинга, могут добраться туда на велосипеде и оставить его там же.

Строящийся паркинг с торговыми объектами в Новой Боровой в «Центральном парке», будет построен до конца года

— Сейчас на стадии завершения строительства находятся ещё два объекта, каждый ориентировочно на 300 машино-мест. В одном из них будет расположен торговый центр с супермаркетом, арендными павильонами и кафе. Во втором — встроенные помещения и велопарковка. Фасадные решения двух этих площадок выполнены таким образом, чтобы максимально соответствовать окружающей застройке.

Аналогичные примеры расположения паркингов применяются и на других объектах, например в жилом комплексе «Зеленая Гавань». Паркинги небольшой вместимости позволят жителям, любящим комфорт, оставлять свою машину в пешей доступности от дома. По пути можно зайти в расположенные здесь магазины, или утром перед поездкой заглянуть в кофейню за чашкой кофе. Для более практичных жителей предлагаются паркинги повышенной емкости на периферии комплекса. И это не мертвые бетонные этажерки, а включенные в общую схему застройки объекты с коммерческими помещениями и удобными пешеходными связями. А тем, для кого комфорт превыше всего, мы готовимся предложить стоянки, встроенные в жилой дом, с возможностью подняться на лифте прямо к дверям своей квартиры.

Партнёрский проект

Фото: архив партнера, saintgervais.com, ptcconsultants.co