Изменения в правилах продажи б/у авто: комментарии продавцов и покупателей

18 июля был подписан указ, меняющий некоторые правила реализации подержанных авто. В частности, через полгода (когда документ вступит в силу) станут запрещены счета-справки, а договоры купли-продажи нужно будет заключать в письменной форме, при этом появится возможность их заверять нотариально (исключение — сделка, в которой продавцом является юрлицо/ИП) — в таком случае оформление в регистрационных органах не потребуется.

Издание «7 дней» узнало, что по этому поводу думают продавцы и покупатели «вторички».

Продавец

Михаил торгует подержанными авто уже более 20 лет. Он замечает: разговоры о том, что такой документ примут, ходили уже давно. На ценах он никоим образом не скажется.

— Если июльский указ обезопасит покупателя, то будет очень хорошо, — считает мужчина. — Ведь многие перекупщики трудятся легально, платят налоги и не хотят нарушать закон. У каждого наработана репутация и клиентура. Уберут счета-справки? Пожалуйста! У нас и сейчас нет трудностей по совершению сделок. К примеру, инвалид или член многодетной семьи оформляет на меня доверенность, по которой я ставлю машину на учёт в ГАИ. Какие проблемы?

Сейчас, по словам Михаила, клиентов на авторынке хватает, особенно россиян: раньше они предпочитали делать такие покупки у себя на родине, но там уже разобрали всё более-менее приличное. Хотя большого ассортимента и в Беларуси уже нет. Особым спросом пользуются VW, Renault, Peugeot, Citroen.

— По сравнению с прошлым годом ситуация в Европе ухудшилась: на «первички» очереди стали гораздо длиннее, поэтому граждане ЕС не спешат расставаться со своими подержанными машинами. Нам приходится буквально выискивать хороший экземпляр, — замечает Михаил.

На рынке в Малиновке авто за последний год подорожали в среднем на две-три тысячи евро, в премиум-сегменте — на пять тысяч и больше. Но хуже всего обстоят дела с запчастями. К примеру, стоимость газораспределительного механизма на Passat B8 в Польше составляет 380 злотых (примерно 205 белорусских рублей), у нас — 1 130 рублей. А раньше в Беларуси эту запчасть спокойно можно было приобрести за 250 BYN.

Тем, кто планирует купить авто с пробегом, мужчина даёт совет: займитесь поиском заранее. Сейчас приобрести что-то стоящее за адекватные деньги очень сложно.

Покупатель

Своим мнением с белорусским изданием поделился Артур:

— Меняю автомобили довольно часто: хочется попробовать разные моторы. Но всегда отношусь очень внимательно к покупкам, ведь они дорогие, а нарваться на мошенников раньше можно было даже в автохаусе. Всегда проверяю машину, которую планирую купить, через реестр движимого имущества, обременённого залогом. Заплатил за три запроса 16 рублей, ввёл данные по VIN-номеру понравившихся иномарок — и точно знаю, «чистое» авто или нет. Почему некоторые покупатели не пользуются электронной базой, не понимаю.

Мужчина отмечает, что покупку «бэушки» из РФ никогда не рассматривал, поскольку белорусские регистрационные отделы ГАИ не видят российских залогов.

— Пока продавец-россиянин платит кредит, машина не числится в угоне или розыске. В базе Федеральной нотариальной палаты и ГИБДД РФ она появится только тогда, когда перестанут поступать платежи. А к тому времени «железный конь» может быть продан доверчивому белорусу.

Июльский указ покупатель поддерживает:

— Документ законодательно обезопасит нас от мошенников на рынке вторичных автомобилей. Серых схем и машин с сомнительной репутацией станет меньше, а возможно, они и вовсе исчезнут.

Как отмечает белорусское издание, СМИ не раз писали об историях, в которых счастливый обладатель бэушной иномарки через какое-то время узнавал, что купил так называемое залоговое авто. В итоге машина изымалась, а её владелец оставался ни с чем. Теперь в подобной ситуации обманутая сторона сможет признать договор недействительным.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram