Продажи новых авто в Беларуси рухнули в 10 раз

Официальный автомобильный рынок новых легковых автомобилей в сентябре 2022 года рухнул в 10 раз по сравнению с сентябрём 2021-го и составил всего лишь 374 автомобиля, что на 90,4% меньше, чем продано в девятом месяце 2021-го, отмечено в сообщении Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).

— Если смотреть на прошлый год, когда дефицит автомобилей уже ощущался довольно остро, любая массовая марка в одиночку могла продавать до 400 автомобилей в месяц (те же Volkswagen, Kia или Geely). А в 2019 году — и до 700, — отметил Сергей Самойло, член правления Белорусской автомобильной ассоциации, исполнительный директор автомобильного холдинга «Атлант‐М».

Нужно понимать, что официальный автомобильный рынок — это поставки автомобилей по официальным каналам от завода к дилеру. Мы долгое время жили в мире цивилизованных прозрачных поставок, квот от заводов, дилерской сети, закупающей новые машины только напрямую от заводов. В период санкций и постепенного ухода с рынка (или временной заморозки деятельности) большинства марок очевидно, что львиная доля нынешних продаж новых (или почти новых, с небольшим пробегом) автомобилей — это те поставки, которые мы называем параллельным импортом, которые закупаются уже по другим каналам и привозятся в Беларусь с усложнённой логистикой и другим ценообразованием. Количество таких поставок может в разы превышать официальные. И реальный объём рынка может быть и в два‐три раза выше, считает эксперт.

По его словам, на рынке выросло число посредников, которые предлагают привезти автомобиль — и с пробегом, и новый (почти новый) — под заказ. На дорогах наблюдается всё больше машин китайских брендов или моделей, раньше не продававшихся официальными дилерами (предназначенных для других рынков).

Это та реальность, в которой мы живём. Также возросло количество электромобилей, которые пока что отсутствуют в каналах официальных поставок в принципе (кроме Geely, стартовавшей продажи Geometry C, но пока не вышедшей на запланированный объём производства).

Если возвращаться к официальным данным, то тенденция последних месяцев не изменилась: с начала лета лидером продаж является марка Geely. В сентябре было реализовано 115 автомобилей этого бренда. По итогам девяти месяцев 2022 года на рынке лидирует марка Lada (3 573 авто).

По нашим прогнозам, продажи на рынке РБ в первом полугодии 2022 года и во втором полугодии 2022 года будут различаться в разы. И структура рынка по маркам зависит не столько от спроса, сколько от наличия и предложения. Сложилась уникальная ситуация, подытожил Сергей Самойло.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram