«Один комплект обойдётся как бэушные „Жигули“». Узнали, на чём ездят гонщики-любители по льду

Зима для рядовых автовладельцев — это всегда неизбежные трудности. Никогда ведь не знаешь, с какой попытки заведётся двигатель в минус 15 градусов и сумеет ли переварить неоцинкованное днище кашу из снега, грязи и дорожных реагентов. Но есть белорусы, которые только и ждут наступления морозов и появления льда, чтобы испытать свои навыки управления машиной в экстремальных условиях. Речь не про автоспортсменов, а про обычных водителей-энтузиастов, азартно скупающих старые советские автомобили или иномарки, чтобы переделать их в болиды для участия в трековых или дрифтовых любительских заездах.

Кто эти люди? На чём они ездят? Во сколько им обошлась модернизация машин для зимних гонок? Об этом и многом другом журналисту av.by при поддержке букмекерской компании Parimatch рассказали сами автомобилисты.

«Модернизация авто — это проект, который никогда не заканчивается»

С первым нашим героем мы встречаемся на занесённом снегом верхнем уровне одного из паркингов микрорайона Уручье. Молодого человека зовут Станислав. Он мастер по ремонту автомобилей и владелец кастомизированного для зимнего дрифта хетчбэка Ford Sierra.

— Заболел гонками два года назад, позапрошлой зимой. Жалко было гонять на обычной машине, решил взять что-то дешёвое, чтобы спокойно кататься. Первый автомобиль тоже был Ford Sierra, только более «уставший» по кузову, не было перспектив с ним работать, поэтому решил продать. Следующей зимой опять искал машину, на этот раз BMW, но ничего нормального не нашёл при том бюджете, который определил. И опять вернулся к Sierra — взял модель 1987 года у парня, увлекавшегося тюнингом. Но улучшить иномарку у него руки так и не дошли, она просто четыре года мёртвым грузом стояла в гараже.

Покупка авто обошлась парню в 500 долларов, а модернизация — в несколько раз больше.

— Этот вариант гораздо лучше по кузову, поэтому решил брать. Из переделок — заварен дифференциал, изменена подвеска и увеличен выворот колёс, для стайлинга решил покрасить, но без больших заморочек. Из расширений добавил сзади спойлер ducktail, вместо бамперов установил башбары, заменил руль, поставил более мощный мотор (вместо карбюраторного — двухвальный, инжекторный, на электронном зажигании) от Ford Scorpio.

На кузове были сделаны очень важные доработки — это усиление. Усилены пороги, внедрены лонжероны, которых изначально там не было, а также установлены распорки передние и задние по стаканам для увеличения жёсткости, потому что Sierra с завода очень «жидкая» машина, приближенная к «Жигулям».

Насчёт расходов на кастомайзинг Святослав решил не распространяться.

— Первоначальный бюджет машины они точно превосходят троекратно. Тружусь над ней в свободное время, суммарно полгода она простояла на доработках.

Вообще, модернизация авто — это проект, который никогда не заканчивается. Постоянно есть что улучшить. До сих пор вот не хватает гидроручника, сейчас как раз этим занимаюсь.

— Расход у машины очень большой. Им славятся все двигатели, которые на Ford тех времён ставились, плюс ещё заваренный дифференциал. Зима, прогревы, расход — по деньгам иногда больно.

На своей красной Sierra мужчина ездит каждый день на работу, а катается в компании своих знакомых в основном вечером или в выходные дни.

— Выбираем места, где не живут люди, которые на нас могут пожаловаться, где не стоят чужие машины, которые можно случайно задеть. В основном это паркинги вдалеке от жилых кварталов, много мест за городом. К какому-нибудь Bigzz ездить — это лотерея, туда часто приезжает милиция. Плюс есть «Стайки» и «Липки» — за деньги там гоняем.

— В ДТП ещё ни разу на данной машине не попадал. Конечно, влетал в кюветы, в ёлки, в бордюры — было дело. От такого не убежишь. Именно поэтому катаемся там, где безопасно.

Если дрифт не разонравится, в будущем Святослав хочет купить себе BMW E30 или E36 для тюнинга.

 — Это гораздо более перспективные варианты по кузову, намного легче с ними работать. Больше возможностей и потенциала. Если рассматривать с профессиональной точки зрения, моддинг — весьма недешёвое удовольствие, такая машина для серьёзных соревнований не подходит.

«Дрифтить — это на самом деле не очень дорого»

Наш следующий герой — дизайнер Денис Белянин. Мужчина уже последовательный поклонник любительского дрифта, которым занимается больше шести лет, в том числе в роли соорганизатора соревнований Matsuri.

— Как попал? Увидел в интернете, как дрифтят ребята: японцы, американцы. Плюс появились друзья, которые занимались дрифтом, а это означает, что ты сам вскоре этим заразишься.

Денис ездит на переделанной BMW E30 1988 года выпуска.

— Изначально купил её за не очень дешёвую цену — 2,5 тысячи долларов, потому что здесь был мотор на 2,8 литра, свапнутый. Вообще, такие машины можно за меньшую сумму брать — 1,5 тысячи будет более-менее нормально.

Иномарка основательно готовилась к заездам.

— Сперва из салона повыкидывал всё лишнее: заднее сиденье, ковровое покрытие. Поставил водительское кресло-ковш, гидроручник и прочие вещи для дрифта, установил подвеску от Е36, койловеры спереди и сзади, сделал выворот, установил новый 4-литровый мотор вместо 2,5-литрового, провёл новую топливную систему на 30 литров в багажник, чтобы не было с этим проблем. Со всеми доработками получилось уже пять тысяч долларов. Но это с учётом, что машина участвует и в летнем дрифте. Для зимних гонок хватит возможностей, имевшихся с самого начала.

Существенный элемент зимнего дрифта — шипованные покрышки.

— Это самый важный и дорогой расходный материал. Стоит около 100 долларов за колесо. Один комплект обойдётся как бэушные «Жигули». И чтобы на нормальной закрытой площадке покататься, нужен вариант с хорошим протектором, относительно свежим, до трёх лет. Неплохая модель — Michelin X-Ice North 4, у меня такие стоят.

Исходя из разговора, кажется, что для заездов на льду нужно раскошелиться, но Денис считает: это не так.

— Дрифтить на самом деле не очень дорого, главное — найти хорошую машину («Жигули», Sierra, BMW) и минимально вложиться (поменять масла, заварить редуктор и поставить ручник). Всё зависит от того, насколько серьёзно вы хотите этим заняться. Изначально можно купить стоковую машину, заварить редуктор (стоимость — 30 баксов) и поставить ручник (50 баксов за деталь, установка — ещё 50 баксов). Нужно максимум 200 долларов, чтобы уже полноценно кататься. У меня вложено больше, потому что я этим профессионально занимаюсь.

Заезды Matsuri появились года четыре назад. Собеседник признаётся: организовывать событие довольно сложно, особенно Pro 2 в летнее время.

— Зимой всё попроще. Приехать может каждый желающий, можно на стоковой машине потренироваться и поучаствовать. В это время катаются в основном любители, хотя есть пилоты из Pro-лиги, которые Racing BY. Они тоже участвуют в зимних соревнованиях, чтобы поддержать свой уровень вождения и нарастить опыт.

Мы проводим тренировки на мокром асфальте для всех желающих в «Липках» — обычно по воскресеньям. Скоро в «Стайках» зальют стадион, и там по овалу можно будет ездить. Ещё вариант — замёрзшие водохранилища или болото, в 30—40 километрах от Минска есть такие места. Но нужно проверять заранее, чтобы лёд был толщиной не меньше 20 сантиметров.

— Если пойдут хорошие морозы, то проведём заезды в тех же «Стайках» в январе. Желающих участвовать много, движуха растёт. 

«Один раз проехал — понравилось»

На основании предыдущих историй может сложиться мнение, что зимние любительские гонки — удел молодёжи, которая любит полихачить. Но это далеко не так: тюнинг старых «корчей» интересен и вполне состоятельным людям, крупным IT-менеджерам и бизнесменам. Именно подобных гонщиков мы встречаем в спортивном комплексе «Стайки».

Слева направо: Евгений Левданский, Владимир Горлач, Игорь Якубович

Здесь под патронажем Республиканского спортивно-технического центра ДОСААФ ежегодно проходит чемпионат по трековым гонкам, в том числе в зимний период. Нам особенно интересен класс «Легенды СССР», в котором соревнуются проапгрейдженные заднеприводные «Жигули» и «Москвичи».

Мы поговорили с тремя гонщиками: Евгением Левданским, Игорем Якубовичем и Владимиром Горлачем.

— В заездах участвую уже четыре года, — говорит Евгений Левданский, работающий в сфере IT-технологий. — Начинал с Time Attack на Subaru, а потом захотелось более контактных гонок с соперниками. Два года назад я купил «Жигули» уже в подготовленном виде и начал учиться ездить и выступать. Прошлой зимой машина плохо стартовала, поэтому поставили на неё дисковую блокировку, заменили амортизаторы для более комфортной езды, трижды пересобрали мотор (были перегревы), усилили каркас для большей безопасности.

Мужчина говорит, что старается не считать, сколько денег и времени ушло на ремонт авто.

— Если сильно машина не бьётся, то одна гонка обходится в сумму от 100 до 300 долларов. Поскольку в чемпионате одиннадцать гонок, получается коридор трат от 1,5 тысячи до 4 тысяч долларов. Тут как повезёт: иногда авто разбивается довольно значительно, приходится менять радиаторы, детали рулевой системы. Но машины усилены, проварены специально для силовых столкновений. Одни переворачиваются, другие вырывают себе колёса, зацепившись за забор.

Игорь Якубович уже лет десять участвует в разных чемпионатах. Два года назад знакомые пригласили в «Легенды СССР».

— Один раз проехал — понравилось. Тоже купил машину — «семёрку». Всего за 500 долларов, с усиленным каркасом. Основной тюнинг — заварка заднего моста, чтобы два колеса блокировались, а дальше были усовершенствования по настройке карбюратора, улучшению амортизатора, замене сиденья. По сравнению с другими соревнованиями это супердешёвое развлечение. Запчастей много, и они недорогие. Я сейчас покупал новое заднее крыло, которое стоило 65 рублей, лобовое стекло — 70 рублей, фильтры масляные — 3 рубля. Приличная авария вам обойдётся в 200 долларов. В Time Attack расценки совершенно другие.

Пока большие шансы выиграть чемпионат есть у Владимира Горлача — активного участника разных состязаний.

— В прошлом году я попробовал несколько этапов. А в нынешнем уже полноценно этим занимаюсь.

Гонками мужчина увлёкся лет пятнадцать назад, когда состоял в одном частном автоклубе, который часто ездил на ралли.

— С начала 2010-х стал участвовать в белорусских и российских соревнованиях Time Attack, несколько раз становился призёром. Занимал места и на российском чемпионате по кольцевым гонкам, и на прочих.

В «Легендах...» мужчина ездит на «Жигулях», как и его коллеги.

— Я покупал одну из лучших машин, которые были в наличии. Обошлась она в 2 тысячи долларов с лишним. По мелочам её модернизирую: мотор пришлось ремонтировать, коробку передач менять, обслуживать после столкновений. Это постоянные затраты на работу с автомобилем, которую делают ремонтники ДОСААФ. Сам я починкой не занимаюсь.

Мужчины соглашаются с тем, что участие в гонках — вариант интересного хобби.

— Кто-то любит охоту или рыбалку, а мы — машины. Это иногда стоит дорого, зато таких впечатлений, такого ощущения скорости не дарит ни одно увлечение.

Партнёрский материал

Этот материал мы подготовили вместе c Parimatch, лидером индустрии беттинга Беларуси, победителем в номинациях «Букмекерская компания года» и «Онлайн-казино года» («Выбор года», 2021), «Мобильное приложение для ставок № 1» («Номер один», 2021), «Высокотехнологичные услуги в букмекерской сфере» и «Букмекерские компании» («Бренд года», 2020).