Их в мире — всего 192! Рассказываем о редком суперседане Iso Rivolta Fidia из 1970-х

Их в мире — всего 192! Рассказываем о редком суперседане Iso Rivolta Fidia из 1970-х

За последние несколько дней это авто облетело все новостные порталы и блогерские инстаграмы столицы. Модель Iso Rivolta Fidia, привезённая известным белорусским коллекционером несколько лет назад, наконец появилась перед широкой публикой. Но не для продажи: 52-летний автомобиль временно экспонируется в одном из минских автосалонов. У нас появилась возможность не только полюбоваться итальянской красавицей, но даже прокатиться на ней! Рассказываем о впечатлениях от тест-драйва. 

В мире 192 экземпляра Iso Rivolta Fidia, один из них — в Минске

Этот красный эксклюзив — творение итальянской компании Iso Rivolta, а облик создавал маэстро «италдизайна» Джорджетто Джуджаро. Фирма начинала с выпуска холодильников и скутеров. Двухколёсная техника должна была конкурировать с брендом Vespa. Но основатель организации — Ренцо Ривольта — всегда мечтал о собственном производстве автомобилей. Получилось: модель Isetta выпускалась в нескольких странах, лицензию на неё выкупил бренд BMW.

Последующие авто класса Gran Turismo планировались как соперники Ferrari и Maserati. Так на свет появилась одна из самых известных моделей — Iso Grifo. Правда, едва ли слава о двухместном спорткаре дошла до Беларуси. Зато до нас собственной персоной доехал другой редкий автомобиль — Iso Rivolta Fidia. Привёз его в 2019 году Валерий Шумский — основатель нефтедобывающей компании, а также автомобильного импортёра «Юкола-Авто» (позже был продан объединению «Атлант-М»). Меценат умер в 2020 году, оставив после себя большую коллекцию ретроавтомобилей. 

Iso Rivolta Fidia — один из них. Когда-то свет увидели всего 192 экземпляра! Основным конкурентом этой модели был Maserati Quattroporte (есть даже внешнее сходство). Сейчас спорткар радует посетителей автосалона «ПарадАвто»: экспонат на время передала вдова Шумского. Авто приехало в Беларусь в таком виде, в каком оно есть сейчас. Почти всё время машина проводила в гараже, однако владелец периодически выводил её тёплыми летними вечерами на лёгкие променады.  

«Авто не для повседневной езды, а для эмоционального наслаждения»

Но перейдём к созерцанию модели — тем более здесь есть на что посмотреть. Iso Rivolta Fidia — четырёхместный седан, выпускался он с 1967 по 1974 год. Производство прекратилось в связи с банкротством компании. Изначально модель носила название S4, но в 1969-м сменила его в честь греческого скульптора Фидия. Iso Rivolta Fidia была построена на платформе Iso Grifo с удлинённой до 2 850 мм колёсной базой.

Перед нами 52-летний экземпляр. Под капотом — 5,7-литровый «джиэмовский» V8 мощностью 350 л. с. от Chevrolet Corvette, максимальный крутящий момент — 488 Нм. Хотя встречались варианты с 5,4-литровым V8 (327 л. с.) и 5,8-литровым мотором V8 от Ford (360 л. с.).

Здесь установлена 4-ступенчатая механическая коробка передач (на более поздние версии ставились 5-ступенчатая «механика» или 3-ступенчатый «автомат»). Справа от водителя — небольшая (и покусанная временем) кулиса КПП.

Примечательно, что передние и задние тормоза — дисковые. Причём сзади вместо привычных ШРУСов применены карданы! Одометр у нашего экземпляра явно пошёл на второй круг: сейчас на табло 4 500 миль (около 7 200 км). 

Рекламный слоган модели звучал так: «Четыре самых быстрых сиденья в мире». Авто способно было развивать скорость до 60 миль в час (96 км/ч) за 7,5 секунды. Машина в своё время разгонялась до 230 км/ч. Конечно, сейчас никто не отважится испытать дорогой раритет по полной — опасно и, случись поломка, очень дорого. Вот что говорит главный редактор av.by Дмитрий Макаревич после тест-драйва:

— Эстетическое удовольствие за рулём этой машины получаешь колоссальное! Когда мимо проезжают люди, которые внимательно всматриваются в автомобиль и показывают палец вверх, — это кайф. 

— Но с практической точки зрения — авто не для повседневной езды. Чего только стоит отсутствие боковых зеркал на привычном месте! Родные вынесены далеко вперёд, и обзорность в них никудышняя. В теории их можно регулировать, но на практике у нас сделать это не получилось. Когда перестраиваешься на оживлённой МКАД или в плотном городском потоке, приходится постоянно крутить головой и наклонять корпус при совершении манёвров. Кроме того, отсутствует привычный гидроусилитель, поэтому поворот/разворот — занятие не для слабаков. Тонкий деревянный руль с виду красивый, но управлять им машиной непросто: на скорости выше 90 км/ч Fidia начинает рыскать по дороге, плавает. 

— Из непривычного — дальний свет включается круглой кнопкой посередине руля, а клаксон активируется на его рёбрах. Так как это старый V8 с четырёхкамерным карбюратором, то и запуск двигателя после длительного простоя — отдельное действие. Приходится напрямую подавать бензин в карбюратор или пшикнуть высокооктановой смесью из баллончика, как это сделали мы, открутив красивую хромированную крышку.

— Из-за почтенного возраста присутствует люфт у ручки КПП: третья и четвёртая передачи «втыкаются» с трудом. Благо на второй можно спокойно трогаться с места (когда приноровишься к сцеплению, которое схватывает в самом верху) и разгоняться до разрешённых в городе 60 км/ч. Мощный крутящий момент, конечно, чувствуется, но эта тяга — скорее паровозная, а не реактивная. В сиденье при разгоне не вжимает. Расход топлива тоже под стать мотору: 25 литров на «сотню» V8 выпивает с удовольствием. В бак при этом влезает около 60.

— В общем, сегодня такой автомобиль явно предназначен ценителям — он нужен просто для того, чтобы им любоваться и гордиться тем, что в твоих руках эксклюзив, который днём с огнём не сыщешь. Плюс отличная инвестиция — с годами подобные редкие экземпляры становятся только дороже.

На полу — бабушкины ковры, на сиденьях — кривые швы

Над дизайном кузова работал Джорджетто Джуджаро из ателье Ghia. Салон — сочетание кожи, полированного дерева и элементов, выполненных вручную. Конечно, время оставило на нём след: на вставках виднеются трещины, кресла потёрты. 

Под ногами у пассажира спереди динамик радиоприемника, у задних — коврики из красного велюра. Когда-то такие мы видели у бабушек в деревне. Красиво, но не очень практично.

Есть электростеклоподъёмники (два из них, правда, не работают), печка и радио. Мы даже смогли послушать в салоне раритета одну из столичных радиостанций! Из необычных для авто тех годов опций — обогрев заднего стекла.

Конструктивные элементы в салоне (например, ремни безопасности) не спрятаны за декоративными панелями и сегодня вызывают недоумение: а разве так можно было? Оказывается, раньше было можно и не такое. Например, отделка салона хоть и выполнена из настоящего дерева и натуральной кожи, но панели и различные накладки подогнаны неаккуратно, огрехов в сборке хватает: Где-то что-то торчит, выпирает, швы прострочки неровные... Одним словом, ручная работа итальянских мастеров, а не высокотехнологичная сборка конвейера.

В момент старта продаж авто было доступно за $14 500 (между прочим, дороже, чем Rolls-Royce в те годы). Если доверять калькулятору инфляции, то на данный момент эту сумму можно приравнять к $105 000. Сейчас реальную стоимость оценить сложно: таких эксклюзивов в продаже почти нет. Удалось найти лишь несколько моделей for sale (неизвестно, насколько объявления актуальны) — от €125 000 до €169 000. Современные коллекционеры утверждают, что авто в хорошем состоянии сейчас может стоить до €400 000!

Владельцы белорусского Fidia пока что продавать его не планируют: он дорог как память — это минимум. А кроме того, авто со временем станет ещё дороже при своевременном обслуживании. 

**

Оценить прелести Iso Rivolta Fidia в своё время смог Джон Леннон: ему принадлежала вторая произведённая модель (и первая с правосторонним рулём). Управляя таким авто, конечно, тоже начинаешь чувствовать себя рок-звездой мировой величины. Особенно когда другие автолюбители сворачивают шеи, чтобы рассмотреть раритет. Но прокатились — и хватит. Пора Fidia отравляться в гараж для большей сохранности, а нам — в кресла привычных машин. Всё-таки не каждый белорус может позволить себе 25 литров за «сотню» и муки с карбюратором по утрам... 

Фото: Константин Никаноров

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram