Обуздать бездорожье. Изучаем экспресс-курс по вождению 4x4

«А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Аркадий и Борис Стругацкие 

Несколько недель назад в Центре контраварийной подготовки стартовал новый экспресс-курс для кроссоверов и внедорожников. И, невзирая на то, что в реальной жизни я далеко не джипер, а всего лишь владелица компактного японского хэтчбека Honda Civic, природное любопытство не позволило мне пропустить такое событие и я с радостью побывала на теоретических и практических занятиях нового курса. А в качестве тест-автомобиля по воле случая оказался Range Rover.

До теперешнего момента в Беларуси не было специализированных курсов внедорожного вождения, хотя во всем мире уже давно существует подобная практика. Ведь любое увлекательное путешествие на полноприводном автомобиле начинается именно там, где заканчивается асфальт, то есть на бездорожье. И тут уже потребуются определенные знания и навыки вождения, от которых напрямую будет зависеть исход такой поездки. Вернетесь ли вы своим ходом или же придется решать проблему с эвакуацией автомобиля.

Более того, практически все внедорожные марки сейчас обзавелись спецкурсами по вождению 4x4. Этот шаг был сделан не для того, чтобы научить людей ездить правильно, а для того, чтобы они, прежде всего, научились разбираться с техникой, которую выпускают эти компании. «Техника с каждым годом усложняется и, соответственно, появляются какие-то новые требования к людям. А люди, в свою очередь, просто не знают, как это работает, масса электроники и всяких сложных систем, механических и электронных. Для этого, собственно говоря, эти курсы и создавались", - поясняет инструктор экспресс-курса 4x4 Игорь Губарь.

Естественно, люди, которые выезжали куда-то на именитых внедорожниках и впоследствии застревали практически на ровном месте, наносили удар по престижу марок. "Именно это, среди всего прочего, и подтолкнуло Land Rover на создание еще не так широко распространенных на тот момент курсов внедорожного вождения - Land Rover Experience, которые и до сих пор существуют. Курсы разрабатывались на основе опыта спортсменов и военных, и впоследствии превратились в демонстрацию способностей автомобилей, применяемых технологий и каких-то базовых навыков. УАЗ, кстати говоря, уже третий год пытается сделать что-то подобное», - рассказывает Игорь.

Поскольку вождение по пересеченной местности очень сильно отличается от вождения по асфальту, то, например, люди, которые впервые садятся в автомобиль, точно так же не знают, что им делать, как и те, которые впервые управляют автомобилем на бездорожье. Оказывается, они тоже теряются и совершают ошибки, которые приводят к поломкам и неприятным ситуациям, что опять-таки является ударом по престижу марок.

Кроме того, это просто интересно и к тому же действительно захватывает. В отличие от любых асфальтовых автомобильных дисциплин, здесь абсолютная непредсказуемость. «Когда я езжу по асфальту, я знаю, что если поверну руль определённым образом, то и результат будет очевиден, и вариаций там немного: мокрый асфальт, сухой асфальт – 3% идет разброс показаний. Все равно все произойдёт именно так. И я 140 раз могу повторить одно и то же упражнение, и результат будет одинаковым. Я могу по змейке научиться ездить идеально, а вот на бездорожье такого нет. Каждый новый элемент, казалось бы, все эти стандартные спуски и подъемы – все каждый раз проходит по-другому. Каждая новая машина – все по-другому", - добавляет инструктор курса.

Притом, как говорит Игорь, порой даже до абсурда доходит. Когда может пройти колонна каких-нибудь стандартных автомобилей, а за ними будет ехать подготовленная машина и именно она сядет, а все остальные проедут: "Почему? Непонятно, на 20 см правее взял, а там яма до самого центра земли. Или что-то не так сделали, то есть бесконечное число вариаций. Не надоедает почему-то, увлекает очень многих. Человек приходит на курсы, потом приезжает через пару недель на новой машине. Условно говоря, сначала приезжает на Range Rover, а через две недели на Defender. И это не редкость».

В целом, людей, которые приходят на эти курсы, можно чётко поделить на три категории. Первые – это те, кто боится въехать на бордюр. Вторые – это люди, которым нужно чему-то научиться и хоть как-то понять, что же происходит с машиной, потому что внедорожник куплен за большие деньги. «Также есть курсанты, которые сами приехали и решили поучиться, ни к кому не обращаясь, потому что в детстве они как-то водили отцовский уазик. А потом они что-нибудь ломали, приходили и объясняли: «Я всё сделал, как ты сказал…». Начинаешь разбираться, а вот это он забыл, оказывается. Здесь даже мелочи имеют значение. Нюансов масса», - дополняет Игорь.

И третья категория – люди, которые приходят уже четко зная, чего они хотят. Кто-то хочет повышать свой уровень вождения внедорожника. А есть среди них и те, кто идет в спорт, который точно так же захватывает и держит, не отпуская многие и многие годы. Хотя некоторые принципиально в спорт не идут. Им, казалось бы, здесь вообще делать нечего, но даже и они находят свою нишу.

Вот, например, участник Дмитрий проехал уже и Монголию, и в других разных местах успел побывать. "Однако и сейчас он допускает ошибки, которые у меня совершают люди, впервые севшие за руль внедорожника. Хотя человек явно обладает знаниями и имеет большой опыт. Однако все же некоторых нюансов он не знает, что можно, например, сделать просто по-другому. И все эти мелочи даются на первом же занятии. А дальше идет лишь наработка опыта. И длится это бесконечно. Даже побывав в разных местах и повидав многое, где-то всё равно можно ошибиться", - объясняет инструктор курса.

Да и вообще то, что мы ограничиваем себя дорогами – это не всегда хорошо. Недаром существует знаменитая фраза братьев Стругацких, которая гласит:«А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Как сказал Игорь Губарь, этот знаменитый эпиграф можно отнести буквально к каждому внедорожнику:"Люди, пожалуйста, съезжайте с асфальта!".

И в этом смысле очень хорошо говорят пиарщики марки Jeep. "По статистике, 80% внедорожников никогда не съезжают с асфальта, начиная от того момента, как сошли с конвейера и до встречи с прессом. По этой же статистике, примерно 40% людей, которые хоть раз съехали на бездорожье, так и продолжают с удовольствием по нему ездить. И только мы, в компании Jeep, знаем, что 100% наших клиентов – настоящие крутые джиперы! С тем лишь отличием, что некоторые остаются такими только в мечтах и никогда не съезжают с асфальта, а некоторые на самом деле крутые джиперы, которые ломая себе мосты и повреждая вентиляторы, все равно продолжают ездить», - рассказывает Игорь.

А в это время, несмотря на поломки, Дмитрий Архипенко на внедорожнике UAZ Patriot снова продолжает штурмовать учебные секции бездорожья в карьере. «Совершенства добивается человек», - комментирует инструктор.

Машина у Дмитрия корпоративная, подготовлена скорее для развлечений, нежели для спорта. «В этом году мы решили организовать себе трофи-рейд и поехали в Монголию, в пустыню Гоби. Что интересно, это самая слабозаселенная территория, и понятно, что дороги там, в принципе, отсутствуют, как понятие. Для этой поездки мы взяли UAZ Patriot и немного его переделали: поменяли колеса, сделали небольшой лифт подвески, заменили амортизаторы. То есть, по сути, внесли лишь минимальные конструктивные изменения. И в мае 2015 года проехали на ней 15 000 км», - рассказывает владелец внедорожника.

Почва в Монголии каменистая, местами песчано-щебнистая, есть даже пересохшие русла временных водотоков и холмистые барханы, прямо как в пустыне Сахара. «Было достаточно интересно по ним "полетать". Да и условия были разнообразные. И грязь была просто непролазная. Май – это период оттепели, плюс дожди еще идут местами. Поэтому путешествие получилось увлекательным. Да и Patriot себя неплохо показал. За исключением, правда, того, что в пустыне у нас лопнул задний мост. Достоверно установить из-за чего он лопнул очень сложно, но, вероятно, это не механическое повреждение. На самом деле там были очень жесткие условия эксплуатации. И, наверное, где-то просто не выдержал металл. Поэтому нам пришлось вообще задний мост отключить и связать его тросом. И как-то так, на переднем приводе, мы проехали около 1000 км. Отремонтировались уже только в России, когда приехали в Барнаул. Как оказалось, это тоже не очень просто», - делится своими впечатлениями Дмитрий.

Потом Дмитрий Архипенко случайно узнал про слет UAZ Patriot на Валдае. Там они также смогли достойно представить Беларусь и вдоволь накататься по непролазным местам вокруг Валдая, где Patriot в очередной раз хорошо показал свою проходимость, а также без проблем справился с бродом и грязью: «Да и вообще, по большому счету, сказать, что мы попадали в истории, из которых было невозможно выбраться или которые представляли какую-то большую проблему – такого не было».

UAZ Patriot, конечно, получил еще и дополнительную начинку. В том числе и мультимедийный экран, парктроники и задние камеры. «Как-то неожиданно вышло, учитывая его цену, то есть обошёлся он нам в 15000$ в декабре прошлого года, что достаточно недорого для новой машины, которая ориентирована на такого рода поездки. Единственное, поскольку мы брали машину в России, в Беларуси не поддерживается гарантия, что составляет большую проблему на самом деле. Потому что каждый раз ездить на обслуживание в Россию – это не очень удобно», - добавляет участник.

Пройдя экспресс-курс 4x4, Дмитрий открыл для себя много нового: «Поскольку мы – люди активные, всегда хочется узнать и попробовать что-то новое, и не останавливаться на достигнутом. На самом деле послушать людей, у которых есть соответствующие знания и навыки – это всегда полезно. Например, я услышал о некоторых весьма полезных для себя вещах, даже несмотря на то, что уже успел на этом автомобиле побывать в различных ситуациях. Некоторые вещи ты, конечно, понимаешь интуитивно. Сейчас вот узнал о том, что нужно правильно выбирать передачи – сверху при подъёме и снизу при спуске. А также о том, что нужно отучиться от привычки спускаться, держа ногу на сцеплении".

Такие мелочи на самом деле очень полезны:"Мы всю Монголию прошли на достаточно спущенных колесах, потому как тряска там ужасная. Узнал, что на спущенных колесах лучше песчаные подъёмы штурмовать. То есть здесь даются полезные советы, своеобразные лайфхаки. В будущем можно и в более серьезных трофи-рейдах поучаствовать, почему бы и нет. Только нужно будет этот автомобиль еще немного доработать».

На автомобиле марки Land Rover, который любезно предоставил один из участников курса Владимир Шведко, мне также удалось попробовать свои силы на боковом уклоне, а также на спуске и подъеме. Внедорожником управляла впервые, поэтому было очень непривычно и в то же время весьма увлекательно. Со спуском и подъемом проблем не возникло, а вот боковой уклон мне давался тяжело.

Range Rover Владимира 2007 года выпуска с 4,2-литровым бензиновым мотором. Такая модель выпускалась до 2012 года с рестайлингом. Автомобиль сочетает в себе высокую проходимость и комфортную езду одновременно. «Бытует мнение, что у Land Rover самый проходимая модель – это Defender, но на самом деле эта машина за счёт своей пневмоподвески порой пройдёт там, где тот же Defender не пройдёт. Но если учитывать силу подвески, то Defender будет хорош на длительных расстояниях и в жестких условиях - той же Исландии, например, где куча камней или какая-то гребенка. Здесь уже велика вероятность какой-нибудь поломки. Range Rover может и не выдержать, ведь эта модель все же рассчитана на комфортную езду», - рассказывает владелец автомобиля.

Что касается Владимира, то на экспресс-курс 4x4 он попал благодаря приглашению инструктора Игоря Губаря, с которым они знакомы с прошлого года. «Под руководством Игоря я уже успел в двух курсах поучаствовать, в том числе и здесь. Но это были бесплатные рекламные курсы от дилера компании Land Rover. И экспедиция была «Land Rover открывает Беларусь», там мы тоже проходили брод, некоторые препятствия и вот сейчас Игорь прислал мне приглашение. Я подумал, что, так как это будет не рекламная акция и тебе не будут пытаться что-то продать, а больше чему-то научить, то хоть это и то же самое место, хоть тот же человек, но можно съездить, посмотреть и узнать больше возможностей своего автомобиля во время, которое отведено непосредственно тебе. По этой причине я и записался на экспресс-курс 4x4», - поясняет Владимир.

Таким образом, владелец Range Rover приехал на внедорожный курс, чтобы еще больше изучить свою машину под присмотром опытного человека: «Потому что периодически выезжаем на бездорожье (охота, рыбалка) и лучше быть вооружённым, потому как возможностей у машины на самом деле много, и когда ты ездишь по городу большинство из них даже не знаешь и не используешь. Простой пример – дополнительный подъем подвески, когда ты уже застрял где-то и сел на «брюхо». О нём я и не знал, когда купил машину, и 2 года так ездил. Игорь об этом рассказал, и это действительно полезная опция, благодаря которой уже знаешь, что если ты вдруг застрял, то у тебя еще есть экстра 3,5 см, чтобы приподняться вверх. Это только один из примеров. Также какой режим, где лучше использовать, потому что они вроде бы нарисованы, а дополнительных пояснений нет. Так система Terrain Response на самом деле хорошо помогает в адаптации к дорожным условиям».

То есть данный курс на самом деле помогает лучше узнать свою машину и её реальные возможности. И здесь нет никакого триального уклона. «Нет, это не спортивный интерес, а на самом деле просто много полезной информации, которую я могу использовать для разных жизненных ситуаций. Когда ты выезжаешь в наши леса, очень часто бывает где-то грязь, где еще что. А хочется все-таки безопасно выехать куда-нибудь, чтобы не пришлось потом три часа идти за трактором, а максимально понимать те возможности, которые у тебя есть. Необдуманно не лезть в брод, думая, что у меня же машина высокая – я пройду. Да у меня и жена тоже автомобилем марки Land Rover управляет. Вот я могу ей тоже передать какие-то знания», - дополняет Владимир.

И наконец третий участник курсов, владелец 3-литрового дизельного VW Touareg (2012 года выпуска) Игорь Туровец. Игорь пришел на курс, чтобы понять, как далеко он сможет заехать и сумеет ли оттуда вернуться, и при этом не повредить свой автомобиль. «Права получил в 1991 году. Первым автомобилем был Ford Maverick, внедорожником его назвать трудно, скорее кроссовер. На смену ему пришел Ford Explorer, после этого уже купил свой первый Touareg. Убедился, что это именно та машина, которая мне нравится. И теперь купил более новую версию. За время курсов много нового для себя открыл, на самом деле Игорь хорошо и доступно рассказывает, и действительно было интересно. К примеру, касательно езды по боковым уклонам интересно было, брод я примерно представлял, затяжные спуски тоже интересно было, опять же. Но я всегда в режиме Drive ездил, а Игорь еще показал, как пользоваться мануальной коробкой, просто редко очень пользуюсь "мануалом"», - рассказывает Игорь. 

Необходимо не только знать возможности своего автомобиля, но и понимать как правильно ими пользоваться, а также как безопасно можно куда-то заехать и при этом оттуда вернуться. Собственно ради этого Игорь и пришел на данный курс. И результатами остался доволен.

«Поэтому, если ты хочешь чему-то научиться, если ты джипер в мечтах – приезжай, это не так сложно, как кажется. Здесь нет трат, режим на таких курсах более щадящий, нежели на отдельных приглашениях на «покатушки». Я, конечно, не могу гарантировать, но, тем не менее приложу все усилия к тому, чтобы человек не приехал домой на эвакуаторе с оторванным мостом, например, что не редкость даже в самых легких «покатушках». Я сам тому свидетель и сам с этого начинал. И понимаю, что был местами бесшабашным, но ведь по-другому никак. Но одно дело, когда ты учишься на собственных ошибках и другое – когда ты с самого начала, зная методику и суть этих ошибок, принимаешь соответствующие решения», - призывает попробовать обуздать бездорожье Игорь Губарь.

То есть суть в том, чтобы с одной стороны показать человеку, на что способен его автомобиль, а с другой стороны - привить любовь к внедорожникам, которые сейчас активно развиваются. В эту категорию попадают и кроссоверы, которые также являются своего рода внедорожниками, только легкими.

И карьер в Стайках идеально подходит для такого рода занятий, здесь действительно интересно и можно многое для себя попробовать. К слову, даже кроссовые мотоциклы по достоинству оценили рельефность данной местности. 

Подводя итог, следует отметить, что не нужно искать себе экстрим на пустом месте, достаточно посетить спецкурс 4x4 – здесь всё есть, да еще и под присмотром опытного инструктора, который сможет вовремя что-то подсказать или направить в нужную сторону. И не надо при этом уничтожать природу, так как экология тоже является неотъемлемой частью правильного вождения.

P.S. Игорь Губарь также планирует разработку маленьких путешествий для всей полноприводной семьи по интересному бездорожью с приключениями и пикником.

Татьяна Авсянович

Фото: Алиса Зацаринная

Автомалиновка

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.