Недавно в законодательстве произошли изменения, касающиеся в том числе процедуры регистрации транспорта и экзаменационной деятельности подразделений Госавтоинспекции. Первый заместитель начальника главного управления ГАИ МОБ МВД полковник милиции Александр Войтешко
— Подскажите, пожалуйста: какие изменения произошли в порядке сдачи экзамена в ГАИ для выпускников автошкол?
Помимо нашумевшего новшества, предусматривающего возможность обучения и сдачи экзамена на авто с АКПП, представитель ГАИ отметил следующие нюансы. Для тех, кто воспользовался данным правом, из обязательных элементов на площадке исключили эстакаду.
Однако есть важный нюанс: экзамен принимается на машине с той коробкой передач, на которой осуществлялось обучение. Иными словами, если курсант освоил «механику», то на ней он и должен проходить квалификационные испытания. Сдавать на «автомате» в данном случае не получится. Это требование прописано в статье 26
Кроме того, больше нет ограничений по срокам сдачи практического экзамена и количеству попыток. Прежде, если обучающийся не достиг в этом успеха в течение полугода после тестов, приходилось всё начинать сначала. А в очередной раз садиться за компьютер или руль допускалось не ранее чем через месяц с момента предыдущих испытаний. В новой редакции нормативного акта установлен период в десять дней без дополнительных ограничений. Также отменён срок давности для кандидатов в водители, которые ранее успешно выдержали часть экзаменов, но не завершили процедуру.
Ещё одно послабление: отныне сдавать теорию (при условии обучения) не нужно не только при получении низшей категории в сравнении с имеющейся, но и в любом случае при наличии действительного водительского удостоверения. Причём не имеет значения, как давно оно было получено.
Вместе с тем расширился перечень ошибок, при которых практическое испытание считается непройденным. Так, на автодроме это остановка двигателя, начало движения без разблокировки стояночной тормозной системы, а также неиспользование ремня безопасности. В условиях городского трафика допускается один раз заглохнуть.
— Слышала об изменении порядка реализации транспорта, связанном с отменой счетов-справок. Когда это произойдёт и как будет осуществляться процедура впоследствии?
Счета-справки отменяются в соответствии с новой редакцией
После этого юридические лица будут обязаны осуществлять сделки по купле-продаже, комиссионной торговле посредством безналичного расчёта.
В настоящее время юрлица удостоверяют сделки в наличной форме, получая вознаграждение за оформление сопроводительных документов. При этом в качестве продавца значатся реквизиты посредника. А вот при необходимости в дальнейшем установить данные реального владельца (например, если машина оказалась с тёмным прошлым) может оказаться не так просто.
После введения безналичных расчётов юрлицо обяжут получить деньги от покупателя, после чего переадресовать их продавцу. Возможно, это в какой-то мере усложнит процесс комиссионной торговли, но точно обеспечит максимальную прозрачность сделок, отметил представитель ведомства.
Ещё одно нововведение: в подразделениях ГАИ будут заверяться только договоры купли-продажи, заключённые между физическими лицами. Если в качестве одной из сторон выступает предприниматель (компания, организация), это подразумевает безналичную оплату. Поэтому обязанность их регистрации автоматически отпадает.
Также допускается нотариальное удостоверение таких документов. Данная услуга платная, регистрация же договоров в ГАИ осуществляется на безвозмездной основе.
— Не планируется ли отменить территориальный принцип при регистрации транспорта?
Снять ТС с учёта уже можно в любом регионе республики, напомнил Александр Войтешко. А вот при регистрации транспорта на имя нового собственника принцип территориальности должен быть соблюдён. Это обусловлено тем, что нагрузка на каждое подразделение рассчитана исходя из численности населения. Если появится возможность ставить на учёт технику в любом МРЭО, то где-то количество посетителей возрастёт, а где-то — снизится. Соответственно, это может привести к необходимости сокращать подразделения и увеличивать расстояния, которые будут вынуждены преодолевать в том числе социально уязвимые граждане.
В то же время процедуру значительно упростили. При осмотре техники на площадке специалист сразу помещает в базу данных необходимые сведения. Автовладельцу остаётся внести плату, обратиться к представителю регистрационного подразделения и получить документы.
— В одном из столичных МЭО столкнулась с наплывом желающих обменять водительское удостоверение. Не планируется ли предусмотреть услугу предварительной записи? И что, если в момент, пока не получен новый документ, а старого уже нет на руках, потребуется срочно сесть за руль?
Во всех подразделениях существует электронная очередь. На квитке указано ориентировочное время ожидания, благодаря чему посетители могут корректировать свои планы. Чтобы перераспределить потоки и выровнять нагрузку, сотрудники всегда разъясняют, в какие ещё МЭО будет удобно обратиться. Однако в любом случае всех примут в тот же день, заверил представитель ГАИ.
Что касается второго вопроса: если срок действия удостоверения не истёк, право управления транспортом у владельца остаётся. Убедиться в этом инспектор может посредством планшета с доступом к базе данных. Кстати, с 27 октября вместо главного документа водителя станет возможным предъявлять для проверки ID-карту.
— Медицинская справка больше не нужна при прохождении техосмотра. А в каких случаях без неё по-прежнему не обойтись?
Документ о состоянии здоровья обязательно потребуется при обмене водительского удостоверения. Есть и ещё один важный нюанс. При совершении правонарушения, за которое предусмотрено лишение права садиться за руль (а это в том числе любое ДТП), документ изымут до рассмотрения дела. И даже если по итогам будет вынесено решение о наложении штрафа, забрать его получится лишь после предъявления действительной медсправки.
Кроме того, пациентов медучреждений при наличии у них противопоказаний для нахождения за рулём уведомляют об этом письменно, также информация направляется в ГАИ. С этого момента до прохождения переосвидетельствования человек считается не имеющим права управления. МВД и Минздрав стремятся к тому, чтобы в перспективе обмен информацией о наложении и снятии подобных ограничений был налажен в онлайн-режиме.
— Пользуюсь водительским удостоверением ещё советского образца. Не планируется ли обязательной замены этих документов?
Пока такой необходимости для их владельцев не предусмотрено. Но, поскольку эти удостоверения являются бессрочными, а внешность человека с годами меняется, могут возникать вопросы с идентификацией личности. Поэтому, конечно, лучший вариант — получить новый документ. К тому же советский действует только внутри республики, подчеркнул Александр Войтешко.
Фото: архив av.by