«Некоторые проезжают по 500 тыс. км». Что ломается в гибридах?

С тех пор, как власти обнародовали новость про то, что в нашей стране обнулили пошлину на ввоз электрокаров, некоторые белорусы стали активнее интересоваться темой покупки различных моделей EV. Ранее мы освещали тему, связанную с обслуживанием и ремонтом электромобилей, а также разбирались, во сколько обойдется их восстановление после ДТП. Однако на фоне развития «зеленых» технологий, экономии топлива и в борьбе за снижение уровня выбросов углекислого газа все больше производителей увлекается не только авто на чистой электротяге, но и гибридами. Своих преданных поклонников среди белорусских автовладельцев они тоже нашли.

Но так ли выгодны бензоэлектрические машины с точки зрения их содержания? Некоторые слухи вроде короткого срока жизни батарей и высоких затрат на запчасти не добавляют им привлекательности на рынке подержанных автомобилей. Сегодня выясняем всю правду у специалистов СТО «Гибрид-сервис», которая специализируется на ремонте и обслуживании гибридов и электрокаров.

В лидерах Toyota Prius и Honda Civic

На станции рассказывают, что к ним приезжают гибриды и электромобили разных марок — Ford, Lexus, Mercedes, Nissan, Chevrolet, Tesla, но чаще других — Toyota и Honda. Это связано с популярностью, распространенностью и доступностью конкретных моделей (Toyota Prius, Honda Civic Hybrid, Insight) на вторичном рынке РБ. Большинство экземпляров ввезено в Беларусь во времена низких таможенных пошлин, и в основном преобладают машины 2004-2010 годов выпуска.

— Тенденция такова: количество подобной техники у нас увеличивается, так как владельцы гибридных автомобилей впоследствии пересаживаются на аналогичный транспорт, — говорит Александр, один из сотрудников СТО. — Причиной тому можно назвать два фактора: экономичность и надежность. Автопроизводители Toyota и Honda закладывали в свои гибриды, особенно первого поколения, большую выносливость, хотя нюансы все же имеются. Однако при должном уходе и обслуживании подобные варианты доезжают и до 500 тысяч км. В целом пробеги встречаются самые разные: к нам наведывались и Honda Civic с километражем 450 тысяч км, и Toyota Prius под 600-700 тыс. км из-под такси.

На СТО приезжали и гибриды с пробегами свыше 600 тысяч км 

В связи с действием льготной растаможки увеличился и поток свежих машин, ввозимых из Европы и США, в том числе и гибридов (они растамаживаются так же, как и машины с ДВС), которые иногда заглядывают на СТО.

— Как правило, практически все авто, доставленные из США, приобретались на аукционах аварийными, включая мелкие дефекты узлов и агрегатов, которые были связаны с гибридной установкой. Существенные проблемы тоже встречаются. К примеру, к нам заезжал Toyota Prius 2017 года, у которого оригинальную батарейку заменили на другую, собранную из элементов разных годов производства. Это вскрылось не сразу: машина заводилась, хотя при этом работала в аварийном режиме. Таким образом владелец попал на замену АКБ стоимостью около $1 000. Однако бояться не стоит: доля подобных случаев составляет меньше 10% от общего количества ввезенных машин.

Замена батареи как приговор

Гибриды сами по себе устроены довольно просто. Принцип такой: обычный бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) крутит электромотор (один или несколько), который в свою очередь заряжает аккумулятор, либо энергия АКБ направляется на электродвигатель, а он уже вращает колеса, позволяя ускорять и замедлять автомобиль более плавно.

Техническое преимущество гибридов состоит в том, что они берут все лучшее от обоих моторов: ДВС и электрического. Как следствие, такой тандем обеспечивает экологичность и экономичность в городском цикле, а также меньший износ тормозной системы. Практически все современные гибриды имеют систему «рекуперации энергии». При замедлении или при движении машины накатом электродвигатели начинают крутиться от колес и работать как генераторы, отдавая ток на аккумулятор.

В принципе, у гибридов количество агрегатов не больше, чем у авто с ДВС: отсутствуют генератор и стартер. И хоть электрика у них довольно надежна, тем не менее все это потенциальные объекты для ремонта. Одной из самых дорогостоящих является как раз высоковольтная батарея.

— Исходя из нашего опыта, у Toyota Prius средний ресурс батареи составляет 12-15 лет эксплуатации, у Honda Civic — примерно 8-10 лет, у Toyota Camry — около 8, у Lexus GS 450h — 5 лет. Пробег скорее указывает на общее состояние автомобиля. Но чем мощнее гибрид, тем быстрее происходит износ высоковольтной батареи. Следуя общим для всех моделей рекомендациям, можно продлить срок ее жизни.

Батарея Honda Civic. Её ресурс — 8-10 лет

Во-первых, перед тем, как начать движение, лучше прогреть автомобиль (летом — в течение 30 секунд, зимой — до 2 минут). Во-вторых, длительные простои без запуска силового агрегата и подзарядки основной батареи негативно сказываются на ее ресурсе. Поэтому небольшой пробег — это не всегда хорошо для электрической части машины.

На ресурсе батареи сказываются долгие простои авто

Гибриды не стоит оставлять на ночь на минимальном заряде — нужно завести двигатель для подзарядки. Еще я советовал бы следить за исправностью системы кондиционирования и содержать в чистоте салон, так как воздух, который применяется для охлаждения батареи, поступает именно оттуда.

Стоимость батареи — в районе $2 тысяч

Honda Civic значится в лидерах именно по проблемам с батареями. Многие «Цивики» 2006-2010 гг. на «вторичке» продаются еще с родной батареей, которая выработала свой ресурс и нуждается в замене. Ее стоимость — 2 000 долларов в эквиваленте.

— Поэтому многие автовладельцы для отсрочки этого шага проводят разные процедуры. Иногда достаточно поменять программное обеспечение блока управления гибридной установки, чтобы батарея функционировала в более рациональном режиме. В иных случаях проводится балансировка батареи, которая тоже на время (от пары месяцев до полугода) улучшает состояние АКБ. Такая альтернатива обходится в 250 рублей. Возможна еще частичная замена элементов, но если их большая часть вышла из строя, тогда целесообразнее покупка новой батареи, которая прослужит до 8 лет. Это выгоднее в долгосрочной перспективе: продавая гибрид через 3-4 года, его стоимость на рынке будет в полтора раза выше, чем цена на аналогичные модели с родной батареей.

У Honda Civic блок состоит из трубок

У Prius ячейки имеют форму пластин

У Toyota — помпа инвертора, у Honda — батарея и коробка

Несмотря на то, что гибридные автомобили в целом довольно выносливы и надежны, у каждой из моделей за время эксплуатации могут обнаруживаться характерные неисправности. Возьмем для примера три популярные у нас машины.

— Допустим, у Honda Civic Hybrid в зоне риска батарея, рулевая рейка, коробка. В последнем случае приходится сталкиваться с проскальзывающими фрикционами, растянутыми цепями и гудящими подшипниками. В целом вариатор «Цивика» не славится особой надежностью, однако своевременная (каждые 40 тысяч км) замена масла в трансмиссии и спокойная манера езды способны влиять на его состояние. В среднем к 120 тысячам км пробега начинает стучать рейка.

Гибридные Civic чаще всего приезжают с проблемами по батарее, рейке и вариатору 

У Toyota Prius двигатель страдает «масложором», хотя если обновлять масло раз в 8 тысяч км и не передвигаться на высоких скоростях, свыше 130 км/ч, то у него получится отъездить и все 500 тысяч км без проблем. У Prius NHW20 (второе поколение) нередко выходят из строя передние ступичные подшипники, помпа инвертора. На более старых моделях возникают вопросы по батарейке, хотя ее ресурс может быть до 15 и даже до 20 лет (в зависимости от манеры езды и соблюдения всех регламентов техобслуживания).

Характерные неисправности Prius — «масложор» мотора, передние ступицы и помпа инвертора

Слабое звено Chevrolet Volt — помпа циркуляции печки салона. Такую неисправность можно встретить на моделях ранних годов выпуска, остальные дефекты, с которыми к нам приезжали, — это скорее исключения, чем «болячки». У него применяется другой, более эффективный, тип батареи с литий-ионными элементами (у Honda и Toyota — никель-металл-гидридные). Тип гибрида — последовательный. Это значит, что двигатель внутреннего сгорания не соединен с трансмиссией и нужен только для заряда батареи, машину приводит в движение лишь электромотор.

Одно из слабых мест Volt — помпа циркуляции печки салона

Бытует мнение, что у Chevrolet Volt программный код больше и сложнее, чем у Boeing

В данном случае батарея размещается на днище и простирается от центра салона до заднего сиденья. Ее емкость эквивалентна батарее простого электромобиля, однако гибрид проедет на чистой электротяге в лучшем случае 70 км. Еще одна особенность: на Volt функционирует водяное охлаждение. Под капотом видны три бачка ОЖ для батареи, двигателя и коробки.

Батарея Chevrolet Volt размещается снизу, на днище

Более популярный вид — параллельный, когда оба мотора при необходимости могут быть задействованы для вращения колес транспортного средства, но электродвигатель играет вспомогательную, а не основную роль — он подключается к работе при разгонах и торможениях. Пример тому — Honda Civic.

У гибридных Toyota и Honda батарея расположена над задней осью

Особенность третьего (смешанного) типа, который применяется в Toyota Prius, — возможность проехать значительное расстояние только на электротяге, но не всегда. Принцип работы здесь такой: ДВС способен как крутить колеса, так и подзаряжать батарею.

Стоимость обслуживания не дороже, чем у обычных машин с ДВС

— Одно из заблуждений — якобы гибридный автомобиль требует более частого техобслуживания в сравнении с машинами с обычным ДВС. Это совершенно не так, хотя свои нюансы имеются. Замена антифриза охлаждения батареи осуществляется раз в 5 лет или каждые 160 тыс. км, по электрической части — чистка воздуховодов батареи от пыли. У Toyota и Chevrolet раз в 100 тысяч км меняется масло в коробке. По Civic рекомендуется делать диагностику гибридной установки. Если на приборной панели загорается индикатор IMA, то следует обратиться на СТО. Самое дорогое ТО проводится на 100 тысячах км пробега, когда нужно обновлять существенный список расходников.  

Инвертор от «двадцатого» Prius

Комплектующие есть на рынке как новых, так и подержанных запчастей, но это касается в основном автомобилей Lexus, Toyota и Honda. Если речь идет о менее распространенных моделях, то детали доставят под заказ.

Стоимость обслуживания: цена материалов/работы, BYN

 

Передние колодки

Стойка стабилизатора

 

Замена масла + фильтр

Замена масла в трансмиссии

Батарея

Инвертор

Toyota Prius

44/25

25/25

85/15

138/30

~$1 000

(б/у)/250

$150/150

Honda Civic Hybrid

45/25

28/25

89/20

290 (2 фильтра)/95

~$1 800

(новая)/100

$200/80

Chevrolet Volt

54/25

35/25

85/20

125/35

~$2 000

(б/у)/300

$500/100

**

— У премиальных бензиновых моделей имеются запчасти, которые стоят на порядок дороже, чем у гибридных версий, поэтому не следует бояться, что владение машиной с батарейкой будет бить по карману. Помимо этого, у гибридов выше ходимость деталей, — описывают преимущества на СТО. — Есть такое суждение, будто сэкономленные на бензине деньги будут потрачены на батарею (у Toyota и Lexus ее цена — 1-3 тыс. долларов). Если изначально приобретать гибрид в нормальном состоянии (а все зависит от условий эксплуатации и обслуживания), то особых проблем с ним возникнуть не должно.

av.by выражает благодарность СТО «Гибрид-сервис» за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.