Несмотря на то, что японцы всерьез занялись автомобильным производством почти на полвека позже остального цивилизованного мира, их брендам удалось не просто «войти в колею», но и самим диктовать каноны. Совершенствуя уже известные технологии, они никогда не отказывались от возможности создать что-то новое, свое. И то, что эти наработки со временем стали трендом, теперь воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В их числе Toyota RAV4 — первый представитель класса компактных «паркетников».
Спортивный и молодежный
Полноприводный джип или классический седан, длиннющий универсал да скромная малолитражка — до начала 1990-ых годов список автомобильных веяний на этом заканчивался. Специально для молодежи предлагались либо раскрашенные хэтчбеки со вздернутой кормой, либо заряженные купе. Других вариантов не было, пока в 1989 году на Токийском мотор-шоу компания Toyota не продемонстрировала свой новый концепт. Это был полноприводный кроссовер на короткой базе, с трехдверным кузовом. В серию машина пошла спустя пять лет, в 1994-ом.
Японцы назвали свою новинку аббревиатурой RAV4, означающей «Recreational Active Vehicle», то есть «рекреационный автомобиль для активного образа жизни». А цифра 4 отображала привод на все четыре колеса. Прототип, эволюционировавший до конвейерной модели, был построен на платформе спорткара Toyota Celica GT-Four.
Кроссовер RAV4 мгновенно стал суперпопулярным. Другие производители смотрели на него и недоумевали: почему никто из них не додумался до подобного раньше?! Цельнометаллический кузов, рассчитанный на четверых пассажиров, обеспечивал необходимую жесткость во время движения. Двухлитровый 16-клапанник выдавал неплохую динамику. Благодаря своему родству с Celica GT-Four, «паркетник» мог похвастать спортивной управляемостью. При этом высокая посадка водителя, увеличенный дорожный просвет и постоянный полный привод наделяли автомобиль необходимыми качествами для покорения бездорожья.
Только в первый месяц продаж Toyota удалось реализовать 4,5 тысячи новых кроссоверов, из-за чего объемы производства пришлось экстренно увеличивать. Модель подкупала необычным дизайном, который в первую очередь был рассчитан на молодежь. Критики из-за этого во мнениях разошлись: кто-то называл форму кузова автомобиля «дерзким», а кто-то — «тупым». Сам бренд подлил масла в огонь, выпустив ограниченную версию RAV4 с тканевой крышей.
За доплату «паркетник» можно было дополнить резиновыми молдингами и системой ASD, автоматически блокирующей дифференциал заднего моста. После рестайлинга 1998 года кузовная гамма модели расширилась пятидверной версией. Автомобиль оснащался самой продвинутой для тех лет электроникой (одометр, стереосистема). А для американского рынка поставлялся с набором дополнительных опций в виде лучшей отделки салона, панорамного люка в крыше и прочего.
Второй раунд
Следующее поколение компактного внедорожника появилось в 2000 году, когда конкуренция в этом классе достигла апогея. Странное дело, но, придумав новый тип автомобиля, Toyota, по сути, дала зеленый свет своим конкурентам и, казалось, даже не планировала бороться за честно причитающееся бренду лидерство. Во всяком случае, все последующие версии RAV4 указывали именно на это.
Чтобы вписаться в пятидверное исполнение, японский «паркетник» ощутимо увеличился в размерах. Трехдверная версия по-прежнему существовала, но публике больше нравился увеличенный RAV4. Чтобы отвадить покупателей от конкурентных моделей, производитель заявил, что новый внедорожник от Toyota на 70% состоит из уникальных компонентов, что делает салон более просторным и тихим, а кузов — жестким.
Новый экстерьер и правда положительно сказался на аэродинамике. В комплектацию автомобиля входили силовые агрегаты объемом 1,8- и 2,0-литра и мощностью 123 л.с. и 150 л.с., а также постоянный полный привод с межосевым дифференциалом LSD и опциональным задним дифференциалом типа Torsen. После 2001 года выбор расширился брендовым АКПП, за которую, кстати, Toyota устроила одну из самых масштабных отзывных кампаний. Сам-то «автомат» оказался надежным, однако электронный блок управления постоянно давал сбои, что увеличило срок гарантийных обязательств производителя аж до 10 лет.
Коммерческая зрелость
Пожалуй, третье поколение RAV4 было самым обезличенным в истории модели. Бренд создал его с оглядкой на господствующий тренд. Представленное на Франкфуртском автосалоне 2006 года, авто не продемонстрировало больше никаких авторских наворотов. Даже от постоянного полного привода пришлось отказаться в угоду подключаемому через электромагнитную муфту. Производитель пытался нивелировать этот факт путем добавления в базовую комплектацию различных электронных помощников, вроде системы курсовой устойчивости и системы помощи при трогании в гору, но результаты продаж были все равно далеки от ожидаемых. Невзирая на раздавшийся на 19 см кузов, по внутреннему наполнению «открывашка» Toyota была далека от одноклассников.
Из-за «взросления» модели из производственной линейки исключили трехдверный кузов. Зато в моторную гамму добавили 3,4-литровый «атмосферник» и дизельный двигатель на 136 л.с. А после небольшого рестайлинга в 2011 году модель адаптировали для производства в России. После изменений в дизайне (новая решетка радиатора, форма капота и бамперов, дизайн колесных дисков) RAV4 стал все больше походить на тюнингованный Camry.
При этом основной 2-литровый двигатель 3ZR-FAE, доступный на RAV4 с короткой колёсной базой, производитель оснастил помощниками Dual-VVT-i и Valvematic (система плавного изменения высоты подъёма клапанов), и тот стал мощнее на 6 л.с. (158 л.с. при 4400 об/мин). Под этот силовой агрегат изменился и набор коробок передач — для российского рынка предлагались 6-ступенчатая МКПП и вариатор Multidrive S с ручным режимом переключения по семи предустановленным передачам. Кроме того, в 2011 году Toyota RAV4 стала доступна с двигателем 2,4-литра (180 л.с.) в паре с 4-ступенчатой АКПП.
Последний штрих
Четвертая генерация кроссовера дебютировала на автосалоне в Лос-Анджелесе в 2012 году. Заматеревшая модель снова увеличилась в размерах аж на 23,5 см. Кузов опять получил усиленную жесткость, модернизированное шасси и адаптивный электроусилитель руля. Гамма двигателей осталась прежней: бензиновые агрегаты объемом 2.0- и 2.5-литра; и дизельный 2.2-литровый мотор. Полный привод в автомобиле заменила подключаемая система динамического распределения крутящего момента, активирующаяся во время прохождения поворотов и в спортивном режиме.
Согласно заверениям производителя, комфорт в RAV4 также перешел на новый уровень. «В новом салоне премиум-класса с высокотехнологичными вспомогательными системами, такими как интегрированная система динамичного вождения, которая идеально приспосабливает рулевое управление и подвеску к конкретной дороге, роскошь отделки и прекрасно сбалансированная езда всегда заставляют чувствовать, что это автомобиль более высокого класса», — гласит официальный пресс-релиз. Пожалуй, это соответствует действительности, только маркетологи забыли указать, что базовая и мало-мальски «комфортная» комплектация отличаются между собой примерно вполовину стоимости.
В 2016 году Toyota RAV4 вошел в тройку самых продаваемых кроссоверов на рынке России. Для стран СНГ бренд поставлял автомобили только японской сборки, однако не афишировал, что производственные мощности этой модели находятся в Китае. И пусть машина зарекомендовала себя как надежный помощник с высоким уровнем безопасности в продолжительных загородных командировках, краш-тест IIHS она не прошла. Внедорожник не выдержал фронтальный удар с малым перекрытием — а ведь данное препятствие организаторы теста практикуют уже пять лет подряд, и все ведущие производители смогли адаптировать к нему свои машины…
**
Напомним, что стоимость свежей генерации Toyota RAV4 от официального дилера в Беларуси начинается с 51,5 тысяч рублей. В российском салоне такой автомобиль обойдется покупателю в 1.450.000 рос. руб. за базовую комплектацию. «Вторичка» же обрадует почитателя японских кроссоверов в комплектации Comfort ценником в 50,5 тыс. рублей.