Неизвестные паркетники. История «Лесника» Subaru Forester

Невзирая на сомнительное качество корпусной стали, японский автопром пользуется среди автомобилистов всего мира непререкаемым авторитетом. Все дело в технологиях, которые те создают. Визитной карточкой Mazda, к примеру, стал архаичный роторный двигатель Ванкеля, а Subaru отлично зарекомендовала себя благодаря своим «оппозитникам». Единожды доведенные до ума, подобные агрегаты получили практически неисчерпаемый ресурс работоспособности. И повлиять на это не удается даже вездесущим маркетологам конкурентов, не упускающим случая перетянуть одеяло на себя. Видимо, поэтому безыскусный внедорожник Subaru Forester существует на рынке уже в четырех поколениях, а производитель даже не думает о его отставке.

 

«Лучшее из двух»

Первым заявлением модели Forester о себе стала премьера 1995 года на Токийском автосалоне. Тогда концепт Streega, построенный на базе Subaru Impreza, удивил публику своей «гибридной» внешностью. Модель была одновременно похожа и на семейный универсал, и на внедорожник. Серийный аналог, появившийся двумя годами позднее, этой идее полностью соответствовал, за что сразу получил признание публики.

Несмотря на явные отличия от классических SUV 90-ых, Forester позиционировался брендом как вседорожник и продавался под лозунгом «SUV tough, Car Easy». В основе этого автомобиля не было рамы, однако шасси Legacy, старшей модели в линейке Impreza, было модифицировано таким образом, чтобы максимально приблизить его к этому классу. Уменьшенная колесная база обеспечивала лучшую динамику на дороге, увеличенный до 200 мм клиренс позволял брать препятствия штурмом, а общая габаритная высота в 1650 мм обеспечивала водителю высокую посадку, за которую SUV так полюбились своим владельцам. А если добавить к этому расширенный багажный отсек и полный привод, то сомнения покупателей, что японцы создали еще одну легковушку, отпадали сами собой.

Новая модель Subaru комплектовалась оппозитными четырёхцилиндровыми двигателями объемом 2- и 2,5-литра. Первый агрегат также мог быть атмосферным (122 л.с.) и турбированным (170 л.с.) и поставлялся для рынков Европы. Второй вариант развивал мощность в 165 л.с. и 220 Н·м тяги при 4000 об/мин.

 

Кроме прочего, в данной модели производитель заложил конструкторские каноны, позже повторенные в других моделях. В первую очередь это касается полноприводной трансмиссии, тип которой зависел от коробки передач. В механике это был дифференциальный полный привод с блокировкой. В «автоматах» же использовалось управляемое компьютером многодисковое сцепление. То есть в обычном дорожном режиме оно передавало 90% крутящего момента на передние колеса и только 10% на задние. А в случае потери «зацепа» трансмиссия автоматически перераспределяла крутящий момент на задние колеса в соотношении 55% на 45% до тех пор, пока автомобиль не стабилизировался. Причем все это происходило без ведома экипажа Forester. Подобный принцип срабатывал также при ускорении или подъеме в гору. А вот при съезде с горы больший крутящий момент передавался на переднюю ось.

Любимец публики

Отличный старт продаж Subaru Forester привел к тому, что в 2003 году автомобиль подвергся «конвейерной прокачке». Второе поколение японского вседорожника приумножило успех своего предшественника. Даже автомобильные критики, следуя примеру тысяч «субаристов», не остались равнодушны к модели. Так, авторитетное издание Car and Driver три года подряд — в 2004-м, 2005-м и 2006-м — присуждало Forester II звание лучшего компактного кроссовера.

 

В 2005 году «Форестер», или «Лесник», пережил рестайлинг. Внешность его не растеряла брутальности, тем более что покупателям это нравилось. Они раскупали обновленные SUV, как дети сладости в кондитерских отделах, к тому же моторная гамма по-прежнему впечатляла. Для кузова SG 5 — именно так индексировалось второе поколение Forester — были доступны 2-литровые оппозитные «атмосферники» и наддувные агрегаты. А для любителей драйва и раллийного куража хитом сезона стало авто с 2,5-литровым турбомотором. При этом в 2007 году в честь 10-летия модели производитель выпустил специальную версию. Автомобиль выделялся шильдами «10th Anniversary», особой торжественной расцветкой и обвесом, а также некоторыми опциями, недоступными в других, серийных экземплярах.

Кроме того, в 2005-ом Subaru выпустила на японский рынок заряженную версию Forester STI, которая стала для поклонников вседорожников настоящей иконой стиля. Кузов SG 9 для Forester STI version был разработан собственным тюнинг-ателье Subaru Technica International. Модель комплектовалась 2,5-литровым наддувным двигателем EJ255 с системой автоматического изменения фаз газораспределения I-Active valves. Коробка передач для этого автомобиля была в единственном исполнении — 6-ступенчатая механическая. Кроме того, в Forester STI присутствовали самоблокирующийся центральный дифференциал, вентилируемые дисковые тормоза на обеих осях. А оформлением салона занималась компания Recaro.

Лицензированный кроссовер

Очередная смена поколений в истории Subaru Forester произошла в 2008 году. На этот раз производитель официально представил модель в качестве кроссовера. Та выросла в габаритах, получила увеличенный клиренс и колесную базу. Внутреннее пространство авто также стало больше. Кроме того, моторная гамма «Лесника» впервые обзавелась дизельным «атмосферником» специально для европейского рынка.

Многие «субаристы» посчитали третий Forester жертвой автомобильной моды и прогибом бренда в пользу всеобщей глобализации. Архаичная внешность, этакая негласная фишка модели, вдруг вся округлилась, оплыла, что сделало «Лесника» похожим на десятки других представителей рынка кроссоверов. Заядлые гонщики тут же решили, что модель утратила свой спортивный запал и придали ее анафеме. Общие продажи Forester при этом существенно возросли.

До рестайлинга, проведенного в 2011 году, атмосферные моторы 2.0 (150 л.с.) и 2.5 (172 л.с.) принадлежали серии EJ, которые в простонародье нарекли «ежами» (за обозначение индекса). Эти возрастные оппозитники с ременным приводом ГРМ неплохо зарекомендовали себя в большинстве моделей Subaru. Самым надежным из них является младший представитель линейки — EJ20 объемом 2,0-литра. Средний ресурс такого мотора составляет 250 000-300 000 км, и этот показатель после проведения капитального ремонта увеличивается вдвое. «Главное, — рекомендует производитель, — менять в двигателе масло по регламенту (не реже чем каждые 15 000 км) и чаще следить за его уровнем». 

Так как наибольшее признание модель получила на рынках Австралии, России и США, производитель позаботился об уровне безопасности и противоугонных системах. Так, авто обзавелось штатным иммобилайзером, встроенным в модуль управления двигателем и в приборный щиток. Согласно тестовым испытаниям Euro NCAP Subaru Forester 2012 года выпуска получил высшую оценку, набрав пять звезд из пяти возможных.

Новое племя


Четвертая генерация Subaru Forester была анонсирована в ноябре 2012 года. В нем инженеры продолжили наращивать габариты и вес кроссовера. Теперь клиренс авто составил 213 мм, длина — 4595 мм, объем багажника — 450 (1660) литров, а масса насчитывает полторы тонны. Из-за этого пострадала главная особенность «Лесника», его управление. Автомобиль стал более валким, зато уровень комфорта — слабое место всех «Форестеров» испокон веков — ощутимо возрос. Наконец-то в машине появился двухзонный климат-контроль, фирменная мультимедиа, сервоприводы сидений.

Из-за визуальной рафинированности обновленного Subaru Forester разработчики пошли на компромисс в пользу ходовых качеств. Так, бренд представил целый ряд конструктивных решений, которые обязаны помочь "субаристу" в освоении нового «Форестера». В первую очередь, это обновленные «оппозитники» FB серии Boxer, которые сохранялись в модельном ряду аж с 1989 года. Объемом 2- и 2,5-литра (150 и 172 л.с.), эти моторы поставляются с облегченной шатунно-поршневой группой, что придает им большую тягу на низких и средних оборотах и делает их экономичнее.

Четвертая генерация Subaru Forester построена на корпоративной базе для моделей с продольным расположением силового агрегата предыдущего поколения. Здесь колея передней подвески со стойками McPherson расширена, нижние рычаги усилены, а стабилизатор поперечной устойчивости стал толще. Вместо агрессивной езды настройки амортизаторов ориентированы на комфорт. Упругие элементы задней многорычажки также стали мягче. Клапаны амортизаторов сделаны с увеличением производительности, что улучшило характеристики демпфирования. Также, чтобы повысить жесткость и снизить вибрации, подрамник прикрепили к кузову через стальные втулки.

Получил новый Subaru Forester и ряд стилистических особенностей. Помимо колесного «литья», поставляемого в «базе», автомобиль выделяется расположением зеркал бокового обзора. Их производитель передвинул на панели передних дверей. Как считают сами главные «субаристы», это порождает меньше воздушных лобовых завихрений и позволяет сохранить сами стекла и зеркала в большей чистоте.

 

Нельзя не отметить и ряд электронных помощников водителя, возглавляет которые умная система X-Mode. Именно она позволяет одним нажатием кнопки адаптировать на кроссовере настройки мотора, вариатора, трансмиссии и стабилизации к бездорожью. Однако ощутимую пользу она приносит лишь при неспешном передвижении по пересечённой местности, штурме возвышенностей или банальном заезде на бордюр, поскольку работает X-Mode только до скоростного предела в 40 км/ч, после чего система отключается.

**

Приобрести новый Subaru Forester четвертого поколения в базовой комплектации можно в автосалонах России по цене от 1.659.000 рос. руб. Отечественные дилерские центры предлагают эту модель за 1.740.000 рос. руб. в эквиваленте. На вторичном рынке в Беларуси цены на Forester 2-го поколения начинаются с 14.600 рублей. А вот актуальная нынче модель, уже побывавшая в руках заботливого владельца, обойдется минимум в $19 000.

Читайте также:

Фото: из открытых источников