В рейтинге самых продаваемых белорусам автомобилей Skoda Rapid занимает «золотую середину» — даже в кризис ее популярность не опускалась ниже пятого места. В пользу этой модели говорят не только надежность и удобство эксплуатации, но и возможность быть на ступеньку ближе к «С классу». Ведь в родословной утилитарного Rapid когда-то значились и аристократы... Давайте узнаем, какие еще тайны своей биографии эта модель скрывает.
Skoda popular 420. Первая цифра в индексе означала кол-во цилиндров, две другие — мощность |
История популярной сегодня модели Rapid весьма запутана и давно перевалила формат однотомника. Начало оной было положено в далеком 1934 году, когда чешская компания Skoda Auto решила построить автомобиль среднего класса. Таковой непременно должен был стать просторнее, больше, мощнее существовавшей тогда на рынке модели Popular 420, но превосходства эти, — решили производители, — следует выпячивать не слишком. Иначе народ перестанет покупать 420-ую Skoda.
Skoda Rapid Cabrio |
Модель за индексом 421 появилась уже через год. Свою конкурентку она превосходила лишь на полступени: 1,2-литровый двигатель вместо литрового да 26 «лошадок» под сердцем вместо 20. В таком виде новоявленный представитель среднего класса просуществовал всего год. Затем чехи решили авто модернизировать и присвоить ему нормальное имя. «RAPIDA» — так когда-то называлась одна из компаний, входивших в состав Skoda. Вполне неплохо, даже символично, — сделали вывод они, — да и английское значение подходящее: «rapid» — «стремительный», «быстрый».
Самый первый кузов "Рапида" назывался "Тюдор", но не в честь высокой фамилии, а из-за двух дверей |
Построенная на хребтовой раме, Skoda Rapid имела двухдверный закрытый кузов на независимой рессорной подвеске, 1,4-литровый мотор жидкостного охлаждения (31 л.с., 3500 об/мин) и трехступенчатую КПП с синхронизатором высшей передачи. Аналогами автомобиля в подобной комплектации являлись представители премиальных брендов — повыше классом и, соответственно, подороже.
Версия 1936-го года с полным комплектом дверей и доработанным мотором (1,4-л, 31 л.с.) |
Богемский автопроизводитель считал Rapid удачным экспериментом и постоянно его улучшал, хотя соотечественники эту модель незаслуженно обделяли своим вниманием. За год Skoda продала всего 600 таких машин, а ведь эта цифра могла быть гораздо больше... Сказывалось отсутствие должной рекламы.
В 1936-ом некие предприимчивые господа Ян Прохазка и Йидриж Кубас покидают завод в Млада-Болеславе на новенькой Skoda Rapid с тем, чтобы совершить кругосветное путешествие и прославить машину в веках. Кто надоумил этих путешественников, догадаться нетрудно, но сами энтузиасты всю ответственность свалили на писателя Жюля Верна. В планах у экипажа серийного Rapid значилось пересечение всей территории СССР, затем выезд в Китай и... Однако дальше Урала советские власти водителей-экстремалов не пустили — им пришлось свернуть на Кавказ, проехать Иран, Индию, добраться до океана. В общей сложности экспедиция Прохазки и Кубаса растянулась на 98 дней, за которые они пересекли всю Европу, Азию, Америку и финишировали в Праге, одолев более 27.000 км! Лучшей рекламы для автомобиля сложно придумать и теперь.
Жденек Поул, Ярослав Хаусман и Skoda Rapid на ралли Монте-Карло в 1936 г. |
Вскоре чехи добились своего — публика оценила Skoda Rapid, признав в ней солидную модель с большим потенциалом. Этому способствовали и призовые места в значимых гоночных заездах, таких как ралли Монте-Карло, например. Rapid покупали многие именитые жители Богемии; даже сам Карел Чапек однажды оказался среди клиентов Skoda Auto! Правда, писатель относился к автомобилям настороженно, зато его жена являлась заядлой гонщицей и сумела передать свой запал автору «Войны с саламандрами». Гонять, к слову, было на чем: в 1938-ом модель обзавелась новым двигателем и могла осилить скоростной рубеж в 110 км/ч.
Леворульное Эсэсовское купе Rapid Coupe 1939 г.в. Под капотом машины находился верхнеклапанный агрегат объемом 1,6-л мощностью 42 л.с. |
Однако в том же году Третий Рейх начал свой крестовый поход по Европе, превратив Чехию в свой протекторат и национализировав ее производство. Левостороннее уличное движение быстро было заменено на сподручное немцам правостороннее, что напрямую отразилось на облике автомобилей. Вскоре головной завод Skoda включили в концерн Германа Геринга, где в порядке эксперимента в Rapid пересаживали мощные бензиновые двигатели, а также иные силовые установки, в том числе газогенераторные.
Skoda Rapid 220. В начале 40-ых таких авто собрали чуть более 30 экземпляров |
В 1942 году на серпантине богемских гор увидели кабриолет, коптящий небо угольным дымом. Одна из таких машин перед прекращением их производства досталась брату рейхсмаршала, Альберту Герингу — ярому противнику фашистского режима. Окончательный крах модельного ряда Skoda Auto пришелся на 1947 год, когда не нашлось средств, чтобы восстановить производственные цеха, лежавшие в руинах. До войны общий тираж Rapid составлял около 6.000 единиц, но после оной ворота компании покинуло всего два десятка экземпляров.
Skoda Rapid так называемого английского образца, 1984 г.в. |
Именно так издания Autocar и Motor нарекли Rapid в 1984 году, когда Skoda Auto предприняла попытку реабилитации этой своей модели. Двухдверное купе, построенное на базе заднеприводного седана Skoda 130 (который, в свою очередь, являлся улучшенной модификацией более ранней модели Garde), оно подкупало клиентов псевдоспортивным кузовом фастбэк и задним расположением мотора. Эти машины выпускались на предприятиях Братиславы в заведомо низком качестве, но кое-каким спросом все равно пользовались.
Второе поколение "Рапидов" выпускалось и с такой вот полужесткой крышей |
Люди, мечтавшие о модном и культовом спорткупе Porsche, но покупавшие Rapid второго поколения, называли себя «клубом новичков 911», воспринимая чешское авто просто как гоночный тренажер. К тому же в Британии над Skoda Garde, а позже и Rapid творили особое колдовство, превращая страшненькое купе в чуть менее страшненький кабриолет с тентовой крышей. Такая «операция» осуществлялась в ателье Ludgate Design & Development и стоила £5.000. Некоторые из этих гибридов дожили до наших дней, хотя о самой Skoda Rapid 1984-1990 годов сейчас уже вряд ли кто вспомнит.
Старший брат
Индийская Skoda Rapid образца 2011 года |
С 1990 года Skoda Auto вошла в состав концерна Volkswagen. Замещение модельного ряда происходило не сразу, позволяя богемским инженерам сформировать новый узнаваемый стиль своих авто. Впрочем, оный не так уж отличается от машин марки VW. К примеру, индийская версия Skoda Rapid (2011 г.) есть не что иное, как Volkswagen Polo Sedan с «физиономией» от Fabia. А испанский Seat Toledo отличают от Rapid немногочисленные имиджевые черты.
Рапид наших дней. Как говорится, почувствуйте разницу |
И все же премьеру третьего поколения Skoda Rapid мировая общественность ждала, затаив дыхание. Все-таки продолжение вековой истории! Чехи подошли к вопросу сдержанно, выкатив на подиумы автосалонов пятидверный лифтбэк с широкой гаммой двигателей и внушительным набором дополнительных опций. В классе субкомпактов эта машина не стала лучше, но сделалась достойной альтернативой конкурентам. У нее есть самобытность, некий особый колорит. Но главное — Rapid заполнил собой годами зиявшую брешь в модельном ряду Skoda, между Fabia и Octavia, став достойным представителем своего сегмента на рынке.
Фото: из открытых источников