Неизвестные «бюджетники». Изучаем биографию Lada Vesta

После легендарной «Копейки» 1979 года, разработанной еще совместно с FIAT, продукция АвтоВАЗа стала для большинства советских автомобилистов и объектом насмешек, и причиной горьких сетований. Как ее только не называли: и «ведром на колесах», и «тазом», и «погремушкой» и «обмылком». Это далеко не полный список обидных прозвищ, но все мы знаем, что горемычные граждане давали их не без причины. Поэтому когда у водителя появлялась возможность пересесть на иномарку, его стремительности в этом мог позавидовать даже мартовский заяц.

Не улучшила ситуацию российского автопрома ни Перестройка, ни последовавшие за ней «нулевые». И все же, в 2014 году АвтоВАЗ, после слияния с концерном Renault Group, презентовал публике принципиально иную модель — Lada Vesta, которой конкуренция на внутреннем рынке оказалась более, чем по силам. По достоинству АвтоВАЗовский флагман, вслед за россиянами, оценили и белорусы. Поэтому вполне логично, что нынешний материал из цикла «Неизвестные бюджетники» мы целиком посвящаем Lada Vesta.

С миру по нитке

Первый кузов предсерийной Vesta был сварен 5 ноября 2014 года в Ижевске

Более трети века понадобилось тольяттинским инженерам, чтобы твердо усвоить: если машина плохо едет, не стоит ее постоянно чинить — лучше собрать другую. И для поднятия имиджа АвтоВАЗа платформа новой модели не была заимствована у предшественников, а построена на собственной архитектуре. Шасси так называемого «Lada В» вобрало в себя элементы трех различных проектов: 1,8-литровый мотор (120 л.с.), разработанный для не вышедшего в мир седана Lada С; роботизированную КПП на базе тросового агрегата от рестайлинговой «Приоры»; кое-какие технологичные наработки прошлых лет.

Конструкция передней подвески. Ход ее стоек составил 82/88 мм (сжатие/отбой). У задней подвески другие значения – 100/100 мм.

От альянса Renault/Nissan модель получила конструкцию задней подвески, скопированную с Renault Megane (упругая балка), трансмиссию JHQ и рулевую рейку, соединенную с L-образными рычагами передней подвески. Последняя, к слову, была разработана с нуля. Еще одним нововведением здесь стал подрамник кузова, который держит на себе двигатель. В модельном ряду АвтоВАЗа подобные технологические решения ранее не применялись. Путем использования «длинных» стоек также была улучшена стабилизация «Весты». Итог такой сборной «солянки» оправдал себя больше, чем полностью: улучшились не только ходовые качества авто, но и надежность его узлов.

Звездный концепт

Как заявил Бу Андерсон, бывший президент АвтоВАЗа, на разработку Lada Vesta ушло более 6 млрд. рублей

Перед премьерой долгожданного российского флагмана, АвтоВАЗ заказал создание ряда выставочных концептов, которые появились на Московском международном автосалоне 2014. Над этими образцами работали специалисты студии Vercarmodel, что базируется в Италии. Послужной список данного ателье и теперь впечатляет громкими именами: Porsche Sport Turismo Concept, Hyundai i-oniq, Subaru Viziv Concept, Honda Civic Tourer Concept и т.д. Любопытно, что заказ, поступивший от российского автозавода всего за несколько месяцев до премьеры, выполняли по экспресс-технологии. Это значит, что большая часть кузовных элементов была бутафорской, вырезанной из пенопластовых болванок на пятикоординатных станках. Стекла для проекта оказались сработанными из плексигласа, детали салона и кресла — специально отформованы; сверху были навешены панели из стеклопластика.

Шоу-кар Vesta был показан в 2014 г. На подиум машина выехала, благодаря электромотору, причем это был не гибрид, а лишь инженерная хитрость

Автором экстерьера выставочной LADA Vesta оказался француз Жюльен Друар — ветеран дизайнерского отдела компании Renault. Поначалу производитель объявил конкурс на эту роль, где Друар сразу выбился в фавориты. Правда, к делу он подключился, когда тольяттинские дизайнеры представили черновой проект модели. Так, альтернативой нынешнего облика Vesta являлись вариации, опиравшиеся на стиль современных моделей Renault, а также классической «Нивы».

Тот самый дизайн

Единообразный внешний вид, на который теперь сетует большинство владельцев европейских седанов, для новой модели АвтоВАЗа был настоящим откровением. Благодаря своей внешности «Веста» органично вписалась в ряды лучших представителей сегмента В+, составив конкуренцию автомобилям Volkswagen, Skoda, Renault, Hyundai/ KIA и прочим — то есть впервые за 20 лет сделала то, к чему ее угловатые предшественники и близко не могли подобраться! А все благодаря британцу Стиву Маттину, возглавившему отдел дизайна АвтоВАЗа в 2011 году.

Предсерийная Веста 2014 года. Обкатка выявила многие проблемные места, в том числе и с новыми стабилизаторами

В российский автопром Маттин пришел после 15-летнего сотрудничества с Daimler-Benz в должности дизайнера и 6-летней «стажировки» главным конструктором в Volvo Car Corporation. Фанаты этих марок в Европе отнеслись к работам художника с некоторой долей скепсиса: «мерсоводы» считали дизайн Маттина простым, а шведы упрекали за несоблюдение канонов. Однако, в модельном ряду АвтоВАЗа все это пришлось очень кстати. Полностью переработанный кузов Lada C, используемый для «Весты», наконец-то приблизился к общемировым стандартам. При этом модель имеет целый ряд узнаваемых индивидуальных особенностей: Х-образную форму передка, «косоглазую» оптику, характерные выштамповки по линии боковин и разделители на крышке капота. Все это позволило придать флагману российского автопрома другой, яркий и узнаваемый образ.

Как корабль назовешь...

Новый автомобиль для любой компании — это в первую очередь удачный маркетинг. Ведь если неправильно выстроить оный, его премьера останется незамеченной, а на рынке модель задавят более говорливые конкуренты. Придумать удачное, цепкое для слуха потребителя название, значит одолеть полпути к цели. Обновленное правление АвтоВАЗа во главе со шведским топ-менеджером Бу Андерсоном отлично это понимало. На безымянный тогда еще «проект 2180» был выделен серьезный бюджет в 4 млн. рублей. А заказ был поручен профессиональному агентству по неймингу BrandLab, до этого сотрудничавшему с Газпромом, Ростелекомом, брендом Volvo, а также с правительством РФ.

В результате краш-теста, проведенного по методике ARCAP, Lada Vesta набрала 14,1 балла из 16 возможных

«Выстрелить» с первого раза идеологически верным названием не всегда удается даже специалистам мирового уровня. История помнит провалы маркетологов даже таких титанов, как Ford, Audi, Toyota, Honda, Mazda, Nissan, Fiat, Opel, Volkswagen. Но с АвтоВАЗом все сложилось, наоборот, хорошо. Модель получила красивое имя Vesta, заимствованное из славянской мифологии. Согласно ей, Вестой звали небесную богиню-хранительницу мудрости. Правда, народ не особо разбирался в семантическом значении данного слова, зато оценил его благозвучность.

Гоночный концепт LADA Vesta WTCC, представленный на Москвоском автосалоне 2014

А вот американцы подвергли маркетинг «Весты» критике, высмеяв такой подход в популярном мультсериале «Симпсоны». «Люди не хотят, чтобы их автомобиль назывался в честь голодной древнегреческой бабы!» — кричит мультяшный директор автокомпании. — «Они хотят такие имена, как «Мустанг» или «Гепард». Дикие и провоцирующие!»

Рекламные войны

Первая рекламная "шпилька" АвтоВАЗа...

И достойный ответ его прямого конкурента

Ну и раз речь зашла о маркетинге, нельзя не вспомнить «войну баннеров», развернувшуюся между российскими автодилерами зимой 2016 года. Ее инициатором выступил АвтоВАЗ, решившись на жесткую критику конкурентов на внутреннем рынке. Реклама, призывавшая автомобилистов разменять в трэйд-ин подержанные корейские иномарки на новую «Весту» вызвала небывалый резонанс. При этом официальный дилер Hyundai ответил весьма корректно и сдержанно. А затем ответы от других компаний стали появляться, будто круги на воде. К «войне» подключились не только представители азиатского автопрома, но и пока нетронутые европейцы: Citroen, Peugeot, Renault, VW, Ford. Реклама от Audi, по мнению большинства, и вовсе поставила конкурентов на место. Но событие это еще много недель муссировалось в соцсетях, превратившись в благодатную тему для народного творчества.

Масла в огонь постоянно подливали аналитики, которые были не в восторге от маркетинга АвтоВАЗа. Они считали эту акцию ребячеством. Да и статистика продаж по итогам января 2016-го эти слова подтверждала: Solaris был реализован в количестве 5626 авто, а Vesta — лишь в количестве 1643 машин. Агрессия тут была явно не к месту. Тем более, что временно было испорчено такое удачное название — флагман Lada многие тогда воспринимали не иначе, как «Весту-Невесту». Даже саму рекламную компанию вскоре нарекли «войной Не Вест». Однако мрачные прогнозы не сбылись, и Vesta теперь является самой популярной моделью на российском рынке.

На прошлой неделе «АвтоВАЗ» представил серийную версию бюджетного универсала Lada Vesta и его вседорожную модификацию Cross с увеличенным дорожным просветом (203 мм.). 

Пресс-служба тольяттинского автопроизводителя опубликовала пока только официальные фотографии универсалов, не предоставив детальной информации о них. Тем не менее, на снимках можно разглядеть, что крышках багажника есть шильдик «1.8».

На седане Vesta агрегат с таким объемом развивает 122 лошадиные силы и работает в паре с «роботом». Вероятно, на универсалах будет такая же силовая установка и, в качестве альтернативы, «механика», как на XRay. Стоимость универсалов на данный момент неизвестна.

**

C помощью Lada Vesta АвтоВАЗу удалось реализовать свою главную цель — удержать в 2016 году 20% долю автомобильного рынка. По количеству продаж тогда тольяттинский флагман занял 4-е место (более 55 000 экземпляров). В нынешнем году этот показатель увеличился еще на 5% и продолжает расти, подтверждая, что Lada Vesta — первое свидетельство конкурентной способности главного российского бренда. В РФ его стоимость, в зависимости от комплектации, колеблется в пределах 545.900-760.000 рублей. Белорусам эта модель обойдется в 19.000-25.600 рублей (9 780-13180$).

Читайте также:

Фото: из открытых источников