Двигатель прогрет, а в салоне холодно? Узнали, почему зимой не работает печка

Двигатель прогрет, а в салоне холодно? Узнали, почему зимой не работает печка

С приходом холодов водители начинают активно пользоваться отопителем салона (по-простому — печкой). Именно тепло создаёт комфортную среду в машине, а также препятствует запотеванию стёкол. Однако зимой автовладельцы часто обращаются с одной проблемой: дует холодным воздухом. Сегодня на реальном примере разберёмся, что такое автомобильный отопитель и как он функционирует.

Как устроена и работает печка машины?

С технической точки зрения отопитель салона устроен весьма просто. Есть радиатор, патрубки для циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ), регулятор потока этой жидкости, заслонки, вентилятор и воздуховоды (они же дефлекторы) — и всё, горячий воздух в салон идёт!

Циркуляцию ОЖ обеспечивает насос системы охлаждения (помпа). К радиатору отопителя, который расположен в салоне, жидкость поступает по двум трубкам. Радиатор нагревается после попадания горячего антифриза, вентилятор отопителя прогоняет через него холодный воздух, происходит теплообмен. Охлаждённая жидкость возвращается к двигателю, а в салоне дует тёплый воздух и устанавливается комфортная температура.

Откуда дровишки?

До появления устройства в современном его виде автомобили отапливали газовыми лампами, печками-буржуйками. В 1917 году в США появились уже автономные отопители — выхлопную трубу использовали в качестве источника тепла, дополнительно устанавливали радиатор и вентилятор. Советские водители зачастую просверливали в нескольких местах перегородку между салоном и моторным отсеком. Это спасало их от замерзания даже в лютую стужу. Со временем начали применять охлаждающую жидкость двигателя для этих целей. Технология распространилась по всему миру и актуальна до сих пор.

А можно ли активировать печку, когда мотор не прогрет? Если рассуждать логически, она выдавать тёплый воздух в таком случае не будет. Соответственно, включение отопителя на максимум сразу после запуска двигателя не имеет никакого смысла. Первым отогреется ДВС, а в процессе достижения рабочей температуры тёплый антифриз начнёт поступать к радиатору отопителя. Только тогда тёплый воздух станет выходить из дефлекторов и обогревать салон.  

Какие неисправности отопителя могут быть?

Сегодня поговорим о возможных неисправностях, а также о том, что делать, чтобы печка служила долго и безотказно, с директором столичной СТО Car City Сергеем.

— Самая большая проблема, с которой к нам обратился владелец Honda CR-V, — засорение радиатора отопителя. Выполнив диагностику, мы выявили достаточно серьёзные загрязнения. Одной промывкой радиатора не обойдёшься — чистить необходимо всю систему охлаждения. Данный дефект может появиться в любом авто вне зависимости от марки — будь то BMW, Toyota или Kia. Засор вызывают различные загрязнения, примеси, а также образовавшаяся на компонентах системы накипь. Ну а виной всему — некачественный антифриз.

— А как понять, качественный антифриз или нет?

— В первую очередь ориентируемся на цену. Хороший продукт задёшево вы не купите. Это факт! А во-вторых, предпочтение всегда нужно отдавать производителю, который находится на рынке уже не первый год и хорошо себя зарекомендовал. Эксперименты с недорогой охлаждающей жидкостью могут вылиться в круглую сумму: потребуется как минимум промывка всей системы охлаждения или ещё и замена каких-либо компонентов. В состав ОЖ входит несколько типов присадок: для предотвращения замерзания самой жидкости, для смазки водяного насоса и против образования коррозии на элементах системы. Пропорции известны только изготовителям, но в дорогих экземплярах таких присадок будет однозначно больше. В случае с данной Honda мы имеем дело с нарушением периодичности замены антифриза или использованием некачественного продукта.

— Можно ли смешивать охлаждающую жидкость разных брендов, производителей?

— Можно. Главное — не соединять продукты разных классов. Например, G11 и G12 смешивать нельзя, а G12 и G12+ — можно. Если говорить о цвете: как правило, G11 синей и зелёной окраски, G12 — красной и розовой. 

— Двигатель прогрет до рабочей температуры, а из дефлекторов выходит холодный воздух. Как это связано с загрязнённой системой охлаждения?

— Радиатор отопителя является своего рода фильтром, поскольку в нём находятся самые мелкие соты. Он служит индикатором состояния системы. Если салон плохо обогревается, чаще всего причиной выступает забитый радиатор. Чтобы определить масштабы проблемы, однозначно следует ехать на станцию технического обслуживания. Мы определяем степень загрязнённости и предлагаем клиенту варианты: промывать только радиатор или полностью систему охлаждения. К примеру, хозяин Honda принял решение в пользу второй опции. При серьёзных засорах, если прочистить лишь радиатор, повторное обращение на СТО в скором времени неизбежно — приедете с той же жалобой.

— Какие бывают проблемы с заслонками?

— Заслонки находятся в салоне, их функцией является разделение потока. Они направляют воздушные потоки в определённую сторону: на лицо, ноги, лобовое стекло. К слову, направление на лобовое необходимо практически постоянно. Может иметь место заклинивание заслонки, выход из строя ограничителя — но это уже более редкие неисправности. Встречаются они чаще на старых автомобилях ввиду естественного износа. При таком дефекте потоки воздуха будут распространяться хаотично.

— Нередко в зимний период водители сталкиваются с проблемой чрезмерного запотевания стёкол. С чем это может быть связано?

— Данный нюанс свидетельствует о затруднённом прохождении воздуха в машину. В первую очередь следует проверить состояние салонного фильтра. Его основной задачей является сбор и удержание пыли и других загрязнений во избежание их попадания в салон. Как показывает практика, далеко не все автомобилисты относятся ответственно к процедуре замены.

— То есть 30—40 тысяч километров пробега — это очень большой интервал. А бывают ситуации, когда салонный фильтр меняют раз в 50—60 тысяч! Мы рекомендуем выполнять замену «салонника» один раз в 10 тысяч километров. И в данном случае за бренд переплачивать нет смысла — лучше следить за интервалом замены. Второй причиной может являться негерметичность системы — протечка охлаждающей жидкости. При его нагревании будет происходить испарение ОЖ — следствие запотевание стёкол в салоне автомобиля, в ненагретом состоянии, ОЖ будет просто стекать под коврик водителя или пассажира. Следовательно, стёкла в салоне автомобиля начинают запотевать. Тогда, конечно, стоит обратиться в специализированный сервис.

— Каким образом осуществляется процесс промывки? 

— Специалист выполняет замер температуры в области дефлекторов с водительской и пассажирской сторон. 20—25 °C — это уже низкий показатель, нормой считается от 50 °C. Некоторые автомобили диагностируем с помощью сканера для проверки правильности функционирования заслонок в салоне. При выявлении неисправности мы подключаем аппарат, предварительно заправленный специальным средством,  к патрубкам, находящимся в подкапотном пространстве, и выполняем промывку под давлением. При сильно загрязненной системе давление составляет ориентировочно 2 бара, по мере очищения — падает до 1 бара. Прибор, к слову, мы изготовили сами. Процедура длится около часа. По завершении мы снова выполняем замер температуры — определяем эффективность промывки.

— Многие автомобилисты считают, что в холодное время года кондиционер не нужен. Используют его только летом, а зимой — отопитель салона. Правильно ли это?

 — Кондиционером пользоваться следует круглый год, так как кондиционер участвует в отоплении салона сразу после запуска двигателя, пока не нагреется охлаждающая жидкость. Также это необходимо для исправной работы самой системы. Есть такой компонент, как терморегулирующий клапан, или ТRV. Функционирует по принципу распылителя — то есть именно он выполняет распыление фреона. Чтобы компонент сохранял своё рабочее состояние — не залипал и не закисал, необходима смазка. Иными словами, через него периодически должен проходить фреон с содержанием масла. 

Стоимость промывки радиатора отопителя автомобиля:

 

  • — работы — 100 рублей;
  • — литр антифриза — 16 рублей;
  • — моющее средство — 26 рублей.
  •  

Результат промывки системы охлаждения Honda CRV

**

Подводя итог, руководитель сервиса ещё раз делает акцент на качестве охлаждающей жидкости и интервалах её замены.


 — Для должного функционирования отопителя (да и всей системы охлаждения) не стоит экономить на ОЖ, а также необходимо строго следовать регламенту замены. Но и не надо забывать о том, что у компонентов есть срок службы. Время никого не щадит, поэтому заехать хотя бы раз в год на профилактический осмотр лишним точно не будет, — резюмирует директор СТО.

av.by выражает благодарность СТО Car City за помощь в подготовке материала.

Подписывайтесь на наши новости в Telegram