«Не заметили проблем почти на $1 000». Минчанин купил бэушную Skoda у дилера, а теперь хочет вернуть машину

Неудачное приобретение авто со «вторички» — не редкость, однако чаще всего это связано с перекупщиками или недобросовестными автохаусами. Сегодняшний герой взял десятилетнюю Skoda Octavia с площадки дилера, не сомневаясь в прозрачности сделки. Правда, на первом же ТО составили список неисправностей, потянувших на 2 300 рублей! Разбираемся в этой истории.

Минувшим летом Павел решил продать свой Mercedes-Benz — часть суммы отложить для решения квартирного вопроса, а оставшиеся деньги потратить на подменный автомобиль.

— Все свои предыдущие машины я приобретал с рук и обязательно проверял перед покупкой. С учётом трат, предстоящих в связи с приобретением недвижимости, стоило присмотреть вариант попроще и поэкономичнее, — рассказывает мужчина. — Достаточно быстро продав «Мерседес», две недели я довольствовался такси и общественным транспортом, но уже изучал предложения на «вторичке». В один из выходных дней я проезжал мимо мультибрендовой площадки подержанных автомобилей, где раньше сам работал, и решил заскочить туда по пути. 

— Там мне приглянулся лифтбек Skoda Octavia 2011 года выпуска за 23 907 BYN. Попросил открыть, показать машину и немного рассказать историю владения. Менеджеры уточнили, что «Октавия» полностью в родной краске, а из дефектов — только порванный пыльник наружного ШРУСа. К тому моменту я долго изучал рынок, поэтому быстро смекнул: это одно из наиболее дорогих предложений для своего года выпуска и поколения. Подействовала простая логика: хороший товар не может стоить дёшево. Раньше с «Мерседесами» так работало, поэтому я всегда выбирал автомобиль среди самых дорогих вариантов на «вторичке». Как правило, в течение года следовала беспроблемная эксплуатация без непредвиденных поломок. Плюс обязательное изучение ТС на СТО.

Небольшой тестовый заезд, проведённый нашим героем, критических недостатков не выявил. К тому же мужчина сам работал у этого официального дилера, занимаясь реализацией подержанных авто, и был уверен в порядочности персонала: если сотрудники говорят, что машина в достойном состоянии, значит, так оно и есть. Вернувшись вместе с ней на площадку, белорус приступил к торгу с менеджером.

— От начальной цены мне сделали скидку в 480 долларов, но стоимость всё равно оставалась выше среднерыночной. Я взвесил все за и против. Плюсов было немало: два ключа, машина приобреталась и обслуживалась долгое время у официального дилера марки, продаёт её известный автосалон, в истории один владелец, да и кузов всё ещё в заводском окрасе. Кроме того, под капотом экономичный 1,6-литровый дизельный мотор. Не ожидая подвоха, я купил этот автомобиль. 

Согласно сервисной книжке крайняя «официальная» отметка была на 146 350 км, а у Павла на одометре было уже почти 160 тысяч пробега. Как раз приближалось время поездки на очередное ТО.

— Решил продолжить обслуживание на дилерском сервисе, чтобы история была чистой и прозрачной — на будущее. Через неделю после покупки, 17 августа, я прибыл к «официалам» для замены масла, масляного, воздушного и салонного фильтров — стандартное ТО, ничего необычного. «До кучи» попросил заменить технические жидкости, а также провести комплексную диагностику, чтобы понимать, что придётся приобрести из расходников. «Октавию» пару лет назад обрабатывали антикоррозийным составом, поэтому хотелось самому взглянуть на состояние днища. Результаты осмотра меня, мягко говоря, шокировали.

«Не заметили проблем на 2 300 BYN»

Комплексная диагностика подразумевала снятие защиты двигателя. После её демонтажа перед владельцем и специалистами открылась нелицеприятная картина.

— Сразу бросилась в глаза течь масла по мехатронику — значит, есть проблемы с коробкой DSG. Весь ЭБУ был в масле! Мастер предположил, что при починке можно обойтись ремкомплектом из прокладки и двух-трёх сальников из блока мехатроника. Но это не точно. Также возник вопрос, что может быть следствием течи сальника: масло забрасывало назад по ходу движения. Я не стал паниковать: в подержанных автомобилях и не такое бывает. Хотя это запотевание, очевидно, возникло не 100 км назад.  

Следом за течью выявили серьёзные проблемы с ходовой частью Skoda Octavia.

— Обнаружился износ правого опорного подшипника — при вывороте руля из-за этого возникали скрипы. Пыльники амортизаторов были оторваны и опустились вниз на всех креплениях. Все тормозные диски и колодки однозначно требовали замены, а сами диски оказались меньше допуска. С большой вероятностью они были проточены, после чего на сервисе поставили новые колодки. Мне было сказано, что диски, особенно задние, не проходят даже по минимальному допуску — ну очень тонкие!

— Когда мастер стал осматривать заднюю подвеску, хотелось схватиться за голову. Проще сказать, что не требовало починки, — а так почти все элементы подвески под замену, машине необходим капитальный ремонт. Задние пружины — на мусорку, левая и вовсе сломана. Сайлент-блоки схождения сгнили, вместе с ними и сайлент-блоки регулировки развала задней оси, из-за чего рекомендуется заменить верхние поперечные рычаги. «Здесь всё закорело, так придётся срезать, подрамник снимать. Болты тоже под замену», — беспристрастно заявил мастер.

— Естественно, на этом моменте я стал понимать, что произошла какая-то не очень хорошая сделка. По акту приёма машины значится лишь надрыв пыльника наружного ШРУСа, а по факту — ремонта требует мехатроник, просят замены опорные подшипники, все диски и колодки «в круг» и вся задняя подвеска! Вдобавок на оборотной стороне заказ-наряда красовалась печать «Транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения».

— Если исправлять все недостатки у дилера, то нужно заплатить 2 329,13 рубля. Удачно это я приехал на плановое ТО! Конечно, на обычной станции работы обошлись бы дешевле, но почему я вообще должен платить, когда мне не сообщили обо всех недостатках товара? Даже если бы это были диски и колодки — чёрт с ним, сам бы справился! Но подобный серьёзный список «косяков» — перебор однозначно. Вот так честные и проверенные авто! Хотя изначально скепсиса по отношению к дилеру не было.

На следующий после диагностики день Павел направил компании заявление, в котором перечислил выявленные в Skoda Octavia недостатки, а также потребовал расторгнуть договор купли-продажи и вернуть средства за автомобиль и ТО.

Спустя пять дней владельцу поступил ответ. Со ссылками на постановления Совета Министров РБ в нём говорится, что «бывшие в употреблении непродовольственные товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает осмотр товаров, сортировку по видам, степени износа, проверку качества (по внешним признакам), работоспособности, комплектности, а также наличия необходимой документации».

Мужчина недоумевает: 

— Да, внутренняя проверка подразумевает какой-то разбор элементов, а осмотр на подъёмнике — это чисто визуальное изучение, по которому можно оценить состояние ходовой. 

После такого сообщения владелец направил вторую жалобу в адрес организации, продавшей ему автомобиль.

— Больше всего меня расстроило, что безопасность моя и моих близких была поставлена под угрозу таким коммерческим подходом. После первого ответа на мою жалобу устно согласились на жест лояльности — 500 рублей в качестве компенсации. Шутите? Машина куплена по верху рынка, необходимая сумма на ремонт минимум 2 300 рублей, а они предлагают всего пять сотен!

— Во второй жалобе я предложил им произвести пропорциональную уценку автомобиля и возместить мне стоимость ремонта и обслуживания. В ответе на неё говорилось, будто мои требования безосновательные.

Мы обратились в компанию, которая продала Павлу автомобиль, с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Однако там пояснили, что уже направили владельцу официальные письма, которые целиком отражают позицию фирмы. 

Адвокат: «Ситуация неоднозначная — нужны доказательства»

На вопрос, как поступать потребителю при подобных обстоятельствах, согласился ответить адвокат Геннадий Тарас.

— Ситуация неоднозначная. Согласно общему правилу продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется (ст. 439 ГК). Сведения, характеризующие состояние бывших в употреблении непродовольственных товаров, в том числе их недостатки, должны быть указаны на товарном ярлыке (этикетке), а также в товарном чеке.

— Покупатели, которым проданы бывшие в употреблении непродовольственные товары ненадлежащего качества, если их недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей. Однако необходимы доказательства ненадлежащего качества в момент продажи.

В случае подтверждения неуказанных неисправностей в момент продажи покупатель, конечно, вправе рассчитывать на пропорциональное уменьшение стоимости автомобиля за вычетом необходимой для ремонта суммы. Получить такие доказательства можно посредством экспертизы, но, исходя из нашего опыта, не всегда она отвечает на поставленные вопросы. Чтобы обезопасить себя от спорных ситуаций, лучше проверять автомобиль на независимых СТО.

**

Хотя старенькая Skoda Octavia доставила Павлу много хлопот и беспокойства, он по-прежнему считает сам автомобиль неплохим, вполне комфортным для повседневной езды, говорит, что салон здесь ухожен. Портит впечатление техническое состояние, на исправление нюансов которого требуется немало времени и средств. Владелец не исключает, что дело может дойти до суда, если не удастся договориться с площадкой подержанных машин дилера, которая, к слову, привлекает внимание слоганом «Верные авто».

— Скорее всего, буду ремонтировать на стороннем сервисе, а не у «официалов». Хотя и на обычной СТО меня сориентировали на 1 500 рублей — это немало! С другой стороны, сумма меньше той, которую озвучили у дилера.

Если вы столкнулись с проблемой или мошенничеством при купле-продаже авто и хотите рассказать об этом, чтобы предупредить людей о возможных ошибках в будущем, — пишите нам на news@av.by. Будем рады вашим письмам!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Что думаете о ситуации?

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.