"Не понимаю, когда водитель совершает мелкое ДТП и уезжает". Честный диалог с начальником ГАИ


Что происходило на дорогах в уходящем году? Нужно ли входить в положение нарушителя, который рассказывает душераздирающие истории про троих детей или низкооплачиваемую работу – для избежания наказания? Как решить проблему с парковками? А как насчет взаимоуважения на дорогах – миф это или реальность? И почему позитив и хорошее настроение – бессменный атрибут безопасности на дороге? На эти и другие вопросы ответил начальник ГАИ Московского района Жихарев Юрий. Читайте об этом в большом интервью «Автомалиновки».

- Снижение аварийности – это постоянная задача для Госавтоинспекции. Юрий Петрович, что можно сказать о состоянии аварийности в Минске за 11 месяцев уходящего года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года?

- Сегодня можно говорить о снижении общего количества ДТП, в которых пострадали, погибли или были ранены люди. Если судить об уровне аварийности в цифрах, то картина дорожного травматизма и смертности такова: в этом году зафиксировано 598 ДТП, в которых погибло 33 человека, а 659 - ранено. В сравнении с прошлогодним показателем – 675 аварий, в которых насчитывалось 41 погибший и 750 раненых. Кроме того, в этом году в Минске не было зафиксировано ни одного ДТП, в котором бы погиб ребенок, - и этот факт говорит сам за себя.

- Какие виды ДТП чаще всего случались в этом году в Московском районе? И по каким причинам?

- Половина всех ДТП – это аварии, в которых главными фигурантами становятся машины и пешеходы. Последние – это самая незащищенная категория, которая наравне с водителями виновата в трагическом столкновении. Как правило, водитель зачастую совершает наезд на пешехода на нерегулируемом перекрестке. А вот пешие участники дорожного движения становятся виновниками ДТП по двум распространенным причинам. Первая – переход проезжей части в состоянии алкогольного опьянения. И вторая – пожилые люди. К примеру, в этом месяце был случай, когда женщина преклонных лет проигнорировала подземный переход на проспекте Дзержинского и пошла напролом через скоростной и восьмиполосный участок дороги. Как итог – смертельный исход.

- Каковы основные причины ДТП?

- Основными причинами аварийности можно назвать нарушение правил проезда пешеходных переходов, правил маневрирования, проезд на красный сигнал светофора и неправильный выбор скорости движения. Что касается особо опасной категории участников дорожного движения – пьяные водители, то за 11 месяцев текущего года в Минске выявлено 3482 нетрезвых водителя против 3525 пьяных нарушителей за прошлый год (за повторность в течение года - 180 и 227 соответственно). В любом случае, пьяный водитель за рулем – это беда. Подтверждение тому резонансный случай с участием нетрезвого мужчины за рулем BMW, влетевшего в остановку общественного транспорта. Сразу двое погибших, а третий в тяжелом состоянии. Вывод напрашивается один: алкоголь и дорога – вещи несовместимые, будь ты пешеход, водитель или даже пассажир. Помните, был такой случай: в прошлом году водитель большегруза ехал по кольцевой автодороге. А его напарник находился в нетрезвом состоянии, продолжал пить на протяжении всего пути и дошел до белой горячки. «А спорим, я сейчас выпрыгну?!» - говорит он. И знаете, выпрыгнул - и умер на месте.

- Какие самые популярные нарушения ПДД среди водителей? А какие все реже и реже попадают в поле зрения общественности?

- Начнем с последнего. Смена летней резины на зимнюю. Водители в основной своей массе «переобуваются» заблаговременно – раз. Наличие детского автокресла – два. СМИ очень распиарили эту тему, так что практически каждый водитель хорошенько усвоил простое правило: есть ребенок - автокресло всегда в машине. В-третьих, гораздо больше водителей стали пристегиваться ремнями безопасности. Это говорит о развитии самосознания общества, то есть люди думают о безопасности как своей, так и своих детей и причем не столько из-за административного ресурса – «кнутом», а потому что поступают так в угоду логике здравого смысла. А вот в топе нарушений по-прежнему держатся превышение скорости, разговоры по «мобильнику» во время управления ТС, непропуск пешехода. Последнему пункту мы уделяем особое внимание. Держим водителей в тонусе. На всем постсоветском пространстве именно наших водителей вымуштровали в области знаний правил проезда пешеходных переходов.

- Как Вы считаете, МКАД – это самая аварийная дорога в городе?

- Кольцевая дорога – это то место, где нельзя «играть в шашки» однозначно. Первый погибший в этом году как раз и был тем самым «шашечником». Водитель перестраивался из ряда в ряд, обгонял машины, а затем в очередной раз перестроился из первого в третий ряд, а там в этот момент ехала коммунальная машина, моющая парапеты. В результате произошло столкновение на полном ходу. Естественно, водитель погиб. И это далеко не единственный подобный пример. Нужно понимать: кольцевая – это большие скорости, а значит, риск травматизма с тяжелыми последствиями, поэтому для безопасности нужно двигаться со скоростью потока. Почему, например, в Германии никто не «играет в шашечки»? Такое поведение на дороге у них спланировано на уровне инстинкта. Однажды спрашиваю у немца: «А как вы определяете, хороший водитель или дурак?» «Если тебя обгоняют справа, значит, ты дурак», - отвечает он. Думаю, многие водители поймут меня.

- Какая группа участников дорожного движения беспокоит Вас больше всего?

- Всего за 11 месяцев текущего года в Минске зафиксировано 374 тысячи нарушений. Однажды у нас был водитель, за которым числилось 152 нарушения, своего рода рекордсмен. Но это было очень давно, сейчас таких уникумов и не припомню. Или, например, рассматривается административное правонарушение в отношении таксиста. На нем висит множество нарушений ПДД, а он говорит, мол, права – это мой хлеб. Но раз права – это твой хлеб насущный, то ты просто обязан быть образцом примерного поведения на дороге. И с этим правилом каждый день просыпаться и ходить на работу. А таксисты, напротив, спекулируют этим: «Это моя работа, мой заработок, не отбирайте у меня права».

- Но больше всего в настоящий момент нас беспокоят пешеходы. Световой день стал короче, а минчане не особо балуют себя ношением фликеров. Носить светоотражающий элемент – это немодно, считают они. В такую погоду, как сейчас, все, что летит из-под колес, размытое стекло плюс свет фар встречных авто ухудшают видимость на дороге буквально до 5 метров. Если при таких условиях пешеход еще и в темной одежде, то его не видно совсем. С появлением снега становится безопаснее: темп езды становится более плавный, а пешеход отлично виден на белом фоне.

- Юрий Петрович, а какой самый большой штраф был зафиксирован в этом году в Московском районе?

- Максимальный штраф, который предусмотрен административным кодексом, - 100 базовых величин (прим. 18 млн. рублей, с 1 января 2016 года – 21 млн.). Мы накладывали такую санкцию и не единожды. Так, например, вспоминается недавний случай. Нетрезвый водитель совершил ДТП и скрылся с места преступления. Вдобавок ко всему у него отсутствовала страховка и сертификат о повторном ТО. В результате множество нарушений, нарастающих, как снежный ком, и стали причиной для привлечения его к штрафным взысканиям в размере максимальных 100 «базовых».

- А что вызывает у Вас наибольшее недоумение, что возмущает и шокирует на дорогах с профессиональной и просто человеческой точки зрения?

- То, что вызывает, у меня личную неприязнь, так это факты, когда водитель совершает мелкое ДТП и уезжает. Это, мягко говоря, подло. Например, задел машину на парковке. Штраф за эту провинность всего-то 0,5 б.в. Ан, нет, виновник спешит ретироваться, а для экипажа ГАИ – это большой кусок работы, включая опрос очевидцев и так далее. Но самое главное – водитель думает: «А что здесь такого, там же всего лишь царапинка?». А дело ведь не в царапинке, а в самом отношении к другим людям. Провинился – найди в себе силы поступить по-честному. Есть еще и вторая категория таких нарушителей: они создают аварийную обстановку на дороге и тоже покидают место ДТП. Так, водитель резко перестроился из одного ряда в другой, кто-то резко затормозил, чтобы избежать столкновения. Как следствие – «в паровоз» либо вылетел в бордюр и полностью разбил подвеску. А виновник тем временем возьмет и спокойно уедет. Хотя, оставшись, если подумать, ты получишь небольшой штраф, а пострадавший человек – страховку. Но самый хладнокровный поступок – это если водитель совершил наезд на пешехода и скрылся с места преступления. Моя личная позиция такова: это не норма, так быть не должно, и с такими водителями нужно быть максимально построже.

- Не секрет, что некоторые водители записывают на видеорегистратор инциденты с участием сотрудников ДПС и выкладывают записи в Интернет. Как Вы относитесь к огласке подобных видеозаписей в жанре «Сам себе режиссер»?

- Нас не только хвалят, а зачастую, я бы сказал, и ругают. Но когда нас ругают объективно, то я радуюсь. Приходя каждый день на работу, взгляд на многие вещи затуманивается. А любая критика раскрывает глаза на ситуации, в которых мы недорабатываем. И я вижу в этом позитивный смысл. Справедливая критика позволяет идти в ногу со временем и в то же время быть на одной волне с самим обществом.

- В настоящее время уровень подготовленности будущих водителей в автошколах «подтягивают» за счет увеличения количества часов практического вождения – с 40 до 50 часов. Насколько хорошо, на Ваш взгляд, сегодня осуществляется подготовка будущих водителей в столичных автошколах?

- Уровень подготовленности водителей оставляет желать лучшего – как в теории, так и практике. Ранее Госавтоинспекция контролировала выдачу лицензий обучающим заведениям. Теперь этим занимается Минтранс – и они выдают разрешение на право обучать вождению практически всем. Автошколы открывают все, кто пожелает, без исключения. А в итоге кто покидает стены многочисленных и далеко не самых компетентных заведений? Есть и хорошие водители, но они в меньшинстве, и причина тому качество подготовки будущих автомобилистов.

- С 25 декабря этого года начнут действовать правила, когда категория А для мотоциклистов будет автоматически присваиваться только спустя два года после получения А1. Отразится ли данное нововведение на дорожной безопасности, нарушаемой самыми экстремальными участниками движения? И каков сегодня характер взаимодействия между автомобилистами и мотоциклистами?

- Почему вообще пришли к такому решению? Человек получает категорию А, сдавая экзамен в ГАИ на минском мотоцикле. Сдал две «восьмерки» - и дело в шляпе. Потом купил себе байк помощнее – а это уже не что иное, как «капсула смерти». Я сам бывший мотоциклист и тоже когда-то ездил на мощном байке - Kawasaki ZZ-R1200. Но я пришел к этому постепенно и с умом. Хочешь мощный мотоцикл – сначала привыкни к нему, послушай опытных байкеров, а затем научись хорошенько ездить на нем. Одно дело – мопед, а другое – спортивный мотоцикл. Название одно, а сущности разные. Это то же самое, что сравнивать лодку с мотором и огромный корабль. Если научился управлять лодкой, это вовсе не значит, что у тебя с первого раза получится встать за штурвал корабля.

- А отношения между автомобилистом и мотоциклистом пока из разряда «как кошка с собакой». Для кардинальных перемен должно пройти время. Водители начнут понимать бессмысленность этой вражды, а заодно и поменяется современный контингент мотоциклистов. На протяжении последних двух лет иметь байк считается престижным, а езда на большой скорости воспринимается как своего рода бравада и возможность заявить о себе. Для спортивных версий есть специальные треки.

- Тем не менее уровень аварийности, если, скажем, взять последнюю пятилетку, уверенно устремляется в сторону минуса. С чем это связано?

- Здесь играют роль множество факторов. Например, СМИ. Активная работа с детьми. Если со школьной скамьи ребенку объясняют, что можно и что нельзя делать на дороге, то эти знания будут усваиваться с юных лет и "работать" уже во взрослой жизни. В-третьих, развитие дорожной инфраструктуры. Как-то, «спящие полицейские», светофорное регулирование, внедрение интеллектуальной системы управления дорожным движением, развязки, дополнительное освещение на пешеходных переходах. То есть комплекс ментальных мер и инженерных решений, которые в своей совокупности дают положительный эффект.

- К примеру, есть участок на проспекте Дзержинского между Голубева и Любимова. Казалось бы, там есть все условия для того, чтобы свести риск аварии практически к нулю. Но нет, одна бабушка умудрилась, минуя подземный переход, пройти четыре полосы, зеленую зону и погибнуть под колесами автомобиля. И если нарушение случается, значит, не все условия соблюдены. Значит, нужно поставить металлическое ограждение, и даже если бабушка захочет, то не сможет перейти проспект в неположенном месте. Уже даже подготовлена вся необходимая документация для технического задания конкретно на этом участке.

- Искусственные неровности – это ведь временная мера. Какие более элегантные решения планируется использовать в качестве альтернативы «лежачим полицейским»?

- Стратегия по замене искусственных неровностей на другие, более элегантные, решения по успокоению скоростного режима, безусловно, есть. Например, это сужение проезжей части на пешеходных переходах, создание островков. Но такие инженерные решения требуют большого финансирования и времени для реализации. В отличие от «спящих полицейских», которые считаются эффективными, быстрыми и дешевыми средствами, стимулирующими водителей сбрасывать скорость. В глобальном смысле – пешехода в принципе не должно быть на дороге. И этого можно добиться только за счет развития дорожной инфраструктуры.

- Острая проблема с парковками в столице, в особенности во дворах, с трудом сдвигается с мертвой точки. Какие решения может предложить сегодня ГАИ? Если на въезде во двор установлен знак 3.2 - движение запрещено (знак согласован с ГАИ), но там паркуются ТС водителей соседних домов, то как правильно поступить жителям этой территории с нарушителями? Что нужно сделать (сколько заплатить), чтобы установить такой знак при въезде на парковку для жителей конкретного дома?

- В столице достаточно высокий уровень автомобилизации. Город не рассчитан на такое количество транспорта. Сегодня множество активистов борются с неправильными парковщиками. И мы, естественно, реагируем на их многочисленные претензии. (Штраф – 1 б.в., повторность в течение года – 2 б.в.). Во-вторых, это эвакуация. С другой стороны – мы понимаем и водителей, которым негде припарковать личное средство передвижения. Но не зря ведь сейчас при строительстве домов изначально закладывается себестоимость парковок. И это правильно. Купил машину – подумай, где будешь ее ставить. Парковка грузовиков – это серьезная проблема (штраф – 5 базовых, а за повторность – 10 б.в.), и ей уделяется особое внимание с нашей стороны. В особенности, на кольцевой, где многие водители любят «поиграть в шашечки». А во дворах их тем более быть не должно.

- Все верно, можно купить знак 3.2 - движение запрещено (прим. его стоимость - 1млн. 350 тысяч рублей) и установить его на въезде во двор жилого дома. Но от него по сути нет никакой практической пользы. Никто ведь не запретит жителям соседних домов парковаться там, они же тоже находятся в безвыходном положении и ставят свои автомобили где угодно, не имея на то никаких альтернатив. За исключением случаев, когда знак размещен с информационной табличкой, на которой указано, жильцы какого дома могут здесь парковаться, а какие нет. За нарушение правила дорожного знака, согласно статье 18.14. часть 6 КоАП, предусмотрен штраф от 1 до 5 б.в. За повторность в течение года - от 2 б.в.

- Юрий Петрович, взаимоуважение на дорогах – это миф или реальность? В чем кроется причина конфликтных отношений между участниками дорожного движения? 

- На мой взгляд, на сегодняшних дорогах стало намного культурнее. Помимо того, что сознательность водителей развивается стахановскими темпами: зачастую начинает работать принцип «сам пристегнулся, сам переобулся в зимние шины» – и при этом, без какого бы то ни было контроля извне. Так и культура взаимоотношений на дороге держится на достаточно высоком уровне: включил поворотник – притормозят, пропустил – поблагодарят «аварийкой». Редкие и единичные примеры агрессии – это исключение из правил. Главное – уважать друг друга, быть собранным и контролировать ситуацию на дороге. А еще хочется пожелать, чтобы водители садились за руль в прекрасном настроении и бодром расположении духа.

Редакция AV.by выражает благодарность ОГАИ Московского района города Минска за постоянную помощь в подготовке материалов.

Алина Вислоус
Автомалиновка

Фото: Денис Самсонов

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.