Не из РФ. Перед поездкой в Россию посмотрите автомобили здесь - директор автохауса


Примерно год назад белорусы и другие предприимчивые соседи России получили едва ли не уникальный шанс – купить автомобиль практически в два раза дешевле его недавней стоимости. Российский рубль резко обесценился, и люди ринулись за машинами. Покупали, по сути, все без разбора: расходились машины в любых комплектациях. Что происходит на белорусском автомобильном рынке сейчас и что будет дальше? Избавляются ли владельцы от авто, купленных не по надобности, а потому что "дешевле некуда"? С насущными вопросами «Автомалиновка» обратилась к директору минского автохауса «Мегаполис» Сергею Богомольникову.

Машина не из России - знак качества?

Директор «Мегаполиса» говорит, что массовый привоз автомобилей из России уже позади, былого ажиотажа давно нет. Некоторые люди приобретали вместо подержанных автомобилей новые, но ниже классом. «Их ожидания не всегда оправдывались. Мы довольно часто слышим о желании клиентов избавиться от свежей покупки и пересесть на пусть не новый, но более комфортный, крепкий автомобиль. Это, конечно, не касается всех владельцев автомобилей без пробега, но часть людей открыто говорит, что недовольна своим приобретением. Плохая шумоизоляция, дешевые материалы отделки, жесткий пластик. Мы сами видели машины с пробегом в 25-30 тысяч километров, которые имели значительный износ интерьера».

Два лагеря покупателей остались неизменны: кто-то выбирает подержанный премиум, а для кого-то решающую роль играет новая машина. У первой категории людей появилась возможность купить автомобиль, который еще недавно стоил в два с половиной раза дороже и был просто недоступен из-за своей цены. На белорусских интернет-площадках по продаже автомобилей нередко можно встретить приписку в объявлении: «Машина не из России», что как будто повышает ее ценность. А если все же авто приехало из страны-соседки, в комментариях на популярных автомобильных сайтах  разворачиваются долгие споры на тему качества таких автомобилей.

 Дешевое не может быть хорошим

Действительно ли вся российская "бэушка" находится в плачевном состоянии? "Автомобили разные, здесь нельзя обобщать. Есть плохие, но есть и хорошие.  В первую очередь многое зависит от владельца и обслуживания автомобиля. Белорусы открывают российские сайты по продаже машин, видят первые пять-десять объявлений с наименьшей ценой и тут же выезжают на осмотр. Вдруг оказывается, что экземпляр нуждается в ремонте, состояние далеко не идеальное. Но ведь люди поехали смотреть один из самых дешевых вариантов, чего еще ожидать!? Вряд ли дешевое может быть хорошим,» – рассказывает Сергей. – В основном люди ездят за машинами в Москву. Там отличные дороги, сервисы оснащены по последнему слову техники, из-за высокой конкуренции СТО следят за качеством услуг и дорожат репутацией. В российской столице плотный трафик, на кузове могут быть мелкие дефекты – царапины, небольшие вмятины, трещины на бамперах. Но это не значит, что по технической части машина будет «убита»."

Белорусский рынок обвалился вслед за российским. Если в России BMW 5-series (e60) или Mercedes E-class (W211) оценивались в 12-13 тысяч долларов, то белорусские экземпляры уже никак не могли выставлять на продажу за 19-20 тысяч. Формально люди потеряли деньги – купили пару лет назад машину за хорошую сумму, а теперь захотели продать ее, и выяснилось, что автомобиль подешевел на семь и более тысяч долларов.

Сергей Богомольников считает, что не все так пессимистично. «Адекватность цены определяется по отношению к чему-то. Если вспомнить стоимость машин в прошлые годы, то да – люди действительно потеряли некоторые суммы. Но есть важный момент: остальные автомобили тоже подешевели, а не только один ваш, - рассказыват бинесмен.  - Скажем, человек хочет продать свою машину и купить другую. Его авто теперь оценивается меньше той суммы, за которую приобрел. При этом другие машины тоже потеряли в цене, и покупатель может выбрать автомобиль, стоивший раньше намного дороже. Потери денег в этом случае нет. Люди помнят только стоимость при покупке и соотносят ее с ценой, за которую вынуждены продавать, и сильно переживают из-за этой разницы. Разница между суммой приобретения и ценой продажи имеет значение, когда вы продаете машину, чтобы затем вложить куда-то вырученные средства».


В автохаусе отмечают, что люди, как и раньше, стремятся приобрести что-то подороже, и нередко обменивают свои машины в зачет другой, а доплату вносят наличными или оформляют кредит.

Иномарки из 90-х покупают в регионы,  свежий "премиум" - неликвид

Популярные в народе автомобили тоже подешевели – например, Peugeot 406, Volkswagen Passat девяностых годов. Пользуются ли спросом такие модели сейчас, когда весьма доступными оказались новые бюджетники в базовых комплектациях? «У нас таких автомобилей нет – они старые, зачастую состояние вызывает определенные вопросы, а мы не можем продавать такие машины. Я знаю, что спрос на них есть. Как правило, эти авто покупают в регионы, где нужен неприхотливый и дешевый в обслуживании транспорт. Люди рассуждают так: старая – значит простая, следовательно, надежная, легко починить» – говорит Сергей.


Неликвидные модели остались прежними – что раньше было сложно продать, трудно реализовать и сейчас. «В первую очередь упал спрос практически до нуля на так называемые «эмоциональные» автомобили – заряженные версии обычных машин, спортивные купе, кабриолеты, имиджевые пикапы, - поясняет директор автохауса.-  Люди неохотно смотрят на свежий премиум-класс с небольшими пробегами. Некоторых покупателей подержанных премиум-машин смущает многолитровый мотор из-за большого расхода топлива и дорогого обслуживания, но такие машины имеют и преимущества – у них, как правило, меньше пробеги, общее состояние лучше по сравнению с версиями дешевле и двигателями небольших объемов».


Из Европы и США продолжают возить малолитражки

Машины из Европы и США по-прежнему ввозятся в страну и неплохо продаются. «Чаще всего пригоняют малолитражки проходных годов: Opel Corsa и Astra, Renault Megane, Scenic. Недавно появился Volkswagen Touran с 1,2-литровым мотором, растаможка получается недорогой. Автомобилей из США привозят мало, но популярным оказался Chevrolet Cruze. На них ставят двигатель объемом 1,4 литра, растаможить получается по нормальной стоимости, а главное – в американских Cruze хорошие комплектации, лучше отделка салона, приятнее пластик. Это главное преимущество перед российскими версиями, которые у нас продаются хуже, чем модели из США,» – поясняет Сергей Богомольников.


Ситуация стабилизировалась, уверен директор «Мегаполиса». «Нельзя сказать, что сейчас однозначно выгоднее из России привезти автомобиль. Белорусский рынок так или иначе адаптируется под теперешние цены, он не может игнорировать тенденции, однако наши люди не хотят признавать, что многое меняется. Я всем говорю: прежде чем отправиться за автомобилем в Россию, изучите варианты здесь, в Беларуси. Вы можете спокойно приехать, осмотреть экземпляр, сделать тест-драйв. Здесь в любом случае безопаснее, даже психологически. Но если у вас есть определенный опыт в покупке машины за рубежом, подвернулось выгодное предложение – то зачем упускать шанс? Собрались и поехали за машиной,» - рассуждает бизнесмен.


Купить машину в РФ с комплектом зимней резины  – это норма

Сергей отмечает: первое, на что обращает внимание покупатель – цена. «Следом идет осмотр машины, изучение состояния. Если все устраивает, зайдет разговор о торге или сразу о покупке. Помимо этого люди стали обращать внимание на комплектность, и здесь не обошлось без влияния российского рынка. Например, в России машину продают сразу с зимними шинами в придачу, а не как у нас: автомобиль отдельно, резину отдельно. В России подержанная машина с двумя комплектами ковриков и покрышек – это норма. Покупатели стали изучать сервисную историю машины. Также машины для российского рынка по умолчанию оснащены пакетом опций для холодных стран: подогрев сидений, руля. Это преимущество перед европейскими моделями,» – поясняет директор автохауса.


Еще год назад покупатели искали машины с бензиновыми двигателями, дизельные варианты не были особо актуальны. Теперь ситуация изменилась: большой разницы между продажами дизельных и бензиновых автомобилей нет, хотя моторы на бензине по-прежнему чуть популярнее.

Чтобы продать нужно уметь двигаться в цене

Что касается советов по продаже машины, в автохаусе дали следующие рекомендации. Во-первых, автомобиль должен быть размещен где только можно: чем больше торговых площадок и объявлений, тем выше шансы продать машину. Во-вторых, в цене нужно уметь двигаться, а не слепо настаивать на названной стоимости. Если авто полгода висит в объявлениях и цена не меняется, то очевидно, что указанную сумму нужно снижать, тогда и пойдут покупатели.


Выходим с Сергеем на стоянку автохауса. Машины собрались разные, но все довольно свежие: старше десяти лет только пару экземпляров, большинство автомобилей 2008-2011 года выпуска. Подходим к Honda Accord. Под стеклом лежит лист бумаги с пояснением, что у автомобиля один владелец, обслуживался седан своевременно, о чем свидетельствует сервисная книга. «Таких машин становится все больше,» – говорит директор «Мегаполиса».




Неподалеку стоят два престижных кроссовера – Infiniti FX (теперь модель называется QX70) и Porsche Cayenne. Версия Infiniti европейская, под капотом в машине трехлитровый дизель мощностью 240 лошадиных сил, авто выпущен в 2011 году. Стоимость четырехлетнего "финика" – тридцать тысяч долларов. Рестайлинговый Cayenne первого поколения 2007 года с базовым 3,6-литровым мотором стоит почти в два раза дешевле – чуть меньше семнадцати тысяч.



Идем дальше. Вот роскошный BMW 535i (F10). Автомобиль приехал из США, 2010 год выпуска, пробег - 96 тысяч километров. Машина в отличной комплектации: комфортные сиденья, полный привод, трехлитровый бензиновый мотор мощностью 306 лошадиных сил. Цена составляет 25 тысяч долларов, что кажется выгодным предложением. В автохаусе говорят, что этой машиной постоянно интересуются, но нового владельца "пятерка" пока так и не нашла.


Из недорогих моделей отыскался Citroen C5 первого поколения 2004 года выпуска. Бывший хозяин оставил машину в зачет новой, и теперь C5 с автоматом и бензиновым двухлитровым двигателем ищет покупателя. Цена составляет разумные $4 550, но седан обходят стороной. «Люди неохотно берут такие машины с "автоматом". Будь этот "Ситроен" с механической коробкой и дизелем, ушел бы быстро,»  - поясняет директор автохауса.

***

В автохаусе полагают, что теперешние цены на машины «устаканились» и в ближайшее время ситуация не изменится. Ажиотаж прошел, рынок продолжает адаптироваться к новым реалиям. Предпочтения людей немного изменились, а купленные по дешевке новые машины разочаровали некоторых владельцев. Поэтому среди большого количества продающихся автомобилей отыскать подходящий вариант сможет каждый  - были бы деньги!

 

Фото: автора