"Начальник, было всего два клиента! И вы хотите все забрать?" ГАИ проверила таксистов

Считается, что в сфере частного извоза нарушений хоть отбавляй. Но так ли это на самом деле, мы узнавали во время рейда вместе с инспектором ГАИ Московского района. Сразу оговоримся, нелегалов поймать сложно, а легальные водители на машинах с «шашечками» уж очень не любят проверки. Встречи с последними, конечно, более вероятны, но назвать их теплыми и дружелюбными язык не поворачивается – почему так, читайте в репортаже «Автомалиновки».

В холодное ноябрьское утро мы садимся на хвост экипажу ГАИ, собираясь проехаться с проверкой таксистов по Московскому району столицы. Нарушения могут быть разные: таксометр выключен, нет желтых номеров или страховка не оплачена.


Как говорит инспектор ДПС ОГАИ Московского района г. Минска, старший лейтенант милиции Пухтий Алексей, за нарушения правил пассажирских перевозок предусмотрен штраф в размере до 4 базовых величин (Статья 18.14. часть 5 КоАП РБ). Если таксист расплачивается на месте, то, как правило, дают «минималку» в 0,5 б.в. (90 тысяч рублей). В противном случае – составляется протокол, и решение о размере штрафного взыскания уже принимает начальник ГАИ. «Чаще всего таксисты расплачиваются сразу - и штраф меньше, и нет лишней головной боли», - добавляет инспектор.

Некоторое время едем вхолостую через многочисленные автостоянки городского микрорайона. Складывается ощущение, что таксисты в Малиновке как будто «вымерли» на время нашего рейда. Инспектор обнадеживает: «Сейчас поедем к рынку – обычно они там собираются».

Но, проезжая через супермаркет, видим вереницу таксистов, стоящих вдоль проезжей части. Подмечаем: «Ага, один из них припарковался в неположенном месте». Наш инспектор тут же надевает фуражку и уверенно направляется в сторону «нарушителя».

Водитель синего Opel с номером диспетчерской 152 заметно волнуется. С документами у него, оказалось, все в порядке.

Но объяснение его беспокойству все-таки есть. Автомобиль таксиста стоит на краю проезжей части рядом с пересекаемой дорогой ближе чем на 15 метров. Вероятно, мужчине грозит одна базовая за стоянку в неположенном месте. (Повторность в этом случае подразумевает штраф на сумму 2 б.в.).

Если верить водителю, то это даже больше, чем вся его выручка за сегодняшнее утро. «Товарищ начальник, работаю с 7 утра, всего два клиента, 100 тысяч, и вы хотите все забрать?!», - возмущается мужчина.

Присаживаясь в машину сотрудника ГАИ, водитель продолжает давить на жалость: «Послушайте, у меня трое детей. Их ведь нужно кормить. Эти нелегалы все места занимают. Почему меня сделали крайним? А я официально работаю, исправно плачу налоги. Сами проверьте по базе – нет ни одного нарушения. Нас и так обдирают как липку. А с заказами тоже негусто». Спустя мгновение водитель делится перспективами на будущее: «Думаю в скором времени вообще уезжать в другую страну. Податься в какую Польшу – тем же таксистом с восьмилетним опытом или, например, по своей специальности – столяром-плотником».

Что же, верим ему. Только спрашивается, зачем так оправдываться, раз остановился всего на минутку, мотор не заглушил, чтобы высадить пассажира. Тем более, высадка и посадка пассажиров буквально на пять минут в таких местах не запрещена, так что отпускаем многодетного отца подобру-поздорову.

Водитель вздыхает с облегчением и бодрой походкой возвращается обратно в свой «Опель». На сей раз, благополучный исход. А вдогонку доносится о наболевшем: «Лучше бы нелегалов ловили!».

Узнать «чернофлажника», по большому счету, легко. На крыше автомобиля красуется светящийся плафон такси, но на самой машине нет никаких опознавательных знаков с названием фирмы или фамилии ИП, юридического адреса. Главное отличие – белые номера. Легальные таксисты работают с номерными знаками только желтого цвета. Проблема в другом: попробуй, докажи.

Впрочем, вернемся к нашему рейду. Инспектор замечает, что помимо отсутствия желтых номеров и невключенного таксометра, перевозчики зачастую нарушают обычные ПДД. Живой тому пример перед глазами.

Таксист за рулем Opel из службы «Алмаз», очевидно, спешит на вызов. Он немного привирает, когда говорит, что всегда рад пообщаться с любимой Госавтоинспекцией. Но мы то понимаем, что таксист вовсе не планировал встречаться с инспектором ДПС в это утро. Вызов пришлось отменить, передать клиента коллегам по службе и уделить пару минут родной милиции. Ему бы быть понаглее и сказать нечто вроде: «Ну опоздаю же!». Однако такой номер явно не прокатит, ведь инспектор ГАИ уже формирует правонарушение.

Водитель тоже рассказывает о детях, но в данном случае нарушение ПДД на лицо: левый поворот разрешен с крайней левой полосы, а водитель свернул с третьей. Он соглашается с этим, но уж с очень большой натяжкой: «Тут все непросто, нужно брать бутылку коньяка и разбираться». Инспектор без лишних слов выписывает штраф (1 б.в. за нарушение требования дорожного знака) и желает удачи.

А вот другой спешащий таксист службы «135» не выдерживает нашего вторжения в рейс: «А кто вы такие?! Я везу пассажира!». Не то что мы, даже инспектор слегка поеживается от враждебной реакции мужчины. «Покажите документы», - спокойно просит сотрудник ГАИ. Но водитель все равно нервничает, хоть с документами здесь тоже все в норме.

Понять можно: в салоне на заднем сиденье находится пассажирка, она, по всей видимости, очень спешит, и тоже волнуется. Что же, не смеем больше задерживать и вежливо прощаемся.

Атрибутика такси, путевой лист, включенный таксометр, желтые номера – все при нем. Тем не менее парень из службы «7788» закуривает сигарету и окидывает нас недовольным взглядом. «Я не обязан показывать путевой лист», - говорит водитель и объясняет, что спешит домой.

Водитель зеленого Volkswagen Passat тоже возмущается, но документы показывает. Здесь все «как положено», и он работает «по счетчику». Мужчина кивает в сторону пассажиров и расстроенно поясняет: «У меня люди в салоне, везут кота с операции, торопимся».

К слову, стать таксистом может каждый желающий. Достаточно пройти курсы, купить таксометр, поставить его на учет в налоговой инспекции и получить лицензию в Министерстве транспорта и коммуникаций; а также позаботиться о наличии желтых номеров специального образца. Дальше придется уплатить единый налог и исправно оплачивать страховку, чтобы легально таксовать.

А вот еще один «счастливый» водитель, работающий в качестве ИП «Элит», уже 13 лет возит пассажиров, а сейчас спешит на встречу с врачом-механиком. Дело в том, что каждый водитель такси перед каждым рейсом обязан пройти небольшой медосмотр и получить допуск от механика в виде подписи в путевом листе.

Этот водитель вторит первому таксисту и советует проверять «нелегалов», к каковым относит и ставший в одночасье популярным американский сервис Uber.

«Какой расчет, сверяясь со спутником! Вы знаете, что они на сегодняшний день работают нелегально? Согласно правилам пассажирских перевозок, расчеты производятся только на основании таксометров. Почему меня сейчас попросили показать путевой лист и проверили наличие таксометра? Если Убер начнет работать как такси, то это будет откровенная «нелегальщина», - сокрушается водитель.

К сожалению, ни один нелегал, хотя бы случайно, так и не попался нам на глаза в это холодное утро. Не нашли мы и таксистов с неоплаченной страховкой или белыми номерами. «Неужели все настолько законопослушны?» - на наших лицах читается изумление. Инспектор ДПС, похоже, тоже удивлен.

Обычно таксисты нарушают правила и делают это с завидным успехом – бесспорная аксиома, которая, видимо, не работает средь бела дня и в не самом «хлебном» районе. Выходит, сегодня, как верно подметил инспектор, день примерных таксистов. Не хватило разве что улыбок на их хмурых лицах да хорошего настроения – иначе день получился бы уж точно не по-осеннему теплым.

 

Фото: Дмитрий Аниськов

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.