Наша команда в постоянной рубрике «Толщиномер не врёт» регулярно посещает регионы и встречается с автовладельцами. Сегодня мы снова на периферии, правда, по другому поводу. В центре данной истории — могилевчанин Дмитрий, который долгое время восстанавливал BMW E23, а теперь согласился честно рассказать о проекте. Самое интересное про редкий баварский седан — в нашем материале.
«Без тормозов и при буксующем сцеплении прошла 450 км»
В руках Димы BMW E23 седьмой серии оказался случайно. Парень для своего друга подбирал в базе объявлений автомобиль, и среди них обнаружился седан 1978 года.
— Где-то неделя ушла на то, чтобы решиться ехать на «смотрины». Путь ведь неблизкий! Машина была в каком-то сарае в деревне за Волковыском, а мы — в Могилёве, — вспоминает собеседник. — Приехали на осмотр, залили бензин — авто завелось и своим ходом поехало. Поторговавшись, договорились о цене в 1 400 долларов.
— До Могилёва машина прошла 450 км. Ехали практически без сцепления, постоянно буксуя, при этом без тормозов. Ручник работал только на одно заднее колесо, — вспоминает могилевчанин. — Уже потом, когда приварили глушитель, перебрали машину, сразу повылазили нюансы: движок «троил», проводка барахлила.
Как отмечает владелец, в старых автомобилях, подобных этому, чуть ли не на каждом кузовном элементе, колпачках и заглушках можно найти указание года выпуска. В данном BMW E23 информация на всех деталях отличается между собой.
— По документам год рождения «семёрки» — 1981-й, однако проверка VIN-номера подтвердила, что выпустили машину в 1978-м. Это видно ещё и по штампу на блоке мотора. Почему такая разница, сказать сложно. Думаю, это связано с растаможкой при её первом владельце в Беларуси, который привёз авто сюда в 1994 году.
«Кузов был хорош для своих лет, по технической части — одни вопросы»
Изначально Дима с братом оценили состояние кузова как удовлетворительное для своего возраста, а вот к технике BMW возникло много вопросов. Глушитель выхлопной системы практически отсутствовал — он заканчивался под передними сиденьями. Как говорит парень, звук был не из приятных.
— Сцепление отказало практически у ворот нашего гаража — за три километра до дома перестало срабатывать. У меня лежал комплект сцепления от «406-го» мотора ЗМЗ, поэтому получился своеобразный «свап» — поставили маховик М30. Сначала хотели просто посмотреть, как будет работать, а вышло хорошо: уже через полчаса машина была на ходу.
Вместе со своим братом Дима сперва хотел сварить глушитель из прямых труб, однако из-за конструктивных особенностей, большого числа углов и загибов сделать это не удалось. В итоге он приобрёл подержанный «выхлоп» от Audi A6 C6, из которого и получился глушитель для BMW E23.
— Пришлось добавить около 35 сантиметров перед задней «банкой». В целом купленного глушителя от Audi нам хватило. Кстати, «банку» поставили Supersprint, за счёт чего звук стал более тихим и приятным. «Выхлоп» ближе к передним дверям будем всё равно переделывать — ставить муфты. Сейчас глушитель закреплён очень жёстко, из-за чего «выхлоп» отдаёт в кузов автомобиля вибрациями.
Под капотом «семёрки» BMW первого поколения находится оригинальный мотор M30B30 объёмом 3,0 литра. Как ни странно, после покупки ремонт ему не потребовался, однако обслужить всё же пришлось.
Мощность трёхлитрового мотора M30B30 — 184 л. с. Сколько «лошадей» осталось — загадка! |
— Заменили бронепровода, свечи, крышки, бегунок, контакты и кулачки. Карбюратор Solex полностью перебирался, менялось масло в двигателе, а также все фильтры, — перечисляет могилевчанин. — Снимали кованую крышку и выставляли каждую тарелку по заводским зазорам на впуск и выпуск.
Подвеску BMW E23 наш герой перебрал, после чего установил исправные узлы и комплектующие.
— Естественно, всё «песочилось» и менялось. Спереди мы сначала ради эксперимента установили новые масляные амортизаторы Kayaba. Они мягкие, но тут проявились свои минусы. Мягкую подвеску нельзя поставить, потому что они будут бить в крыло. Поэтому установили оригинальные амортизаторы Monroe 1978 года, сзади — этого же бренда, только от BMW E32.
Тяжелее всего, по словам нашего героя, было работать над тормозной системой. В автомобиле установлен гидроаккумулятор.
— Раньше я имел дело с более простыми и привычными вакуумными. А здесь, если руль становится тугим, тормозов уже не будет. После промывки «груши» гидроаккумулятора всё нормализовалось, — рассказывает владелец. — В любом случае это очень специфическая тормозная система. На небольшой скорости может показаться, будто у тебя тормозов вообще нет: педаль становится совершенно неинформативной! На большой скорости, наоборот, более мягкая.
«Лихой обвес достался по бартеру»
По словам Димы, передние крылья BMW E23 — одна из «болячек» данной модели, коррозируют они быстро. Для своего проекта парень заказывал новые элементы из стеклопластика у московского специалиста, который воссоздаёт кузовщину для раритетных автомобилей.
По паспорту «трёхлитровая» BMW E23 до 100 км/ч разгоняется за 9,6 секунды |
— Состояние было не очень плачевное, потому что в этой BMW ничего не варилось, за исключением задних арок. Там пошло расслоение кромки, поэтому мы приняли решение, что сварка необходима. Пришлось заменить также «клюв» машины — он был побит. Это один из самых редких на разборках элементов. Его я купил в Минске за 50 рублей в идеальном состоянии: с оригинальными наклейками и в заводском грунте.
С обвесом жителю Могилёва тоже пришлось немного помучиться. Если передняя «губа» стала без лишних калибровок и примерок, то пороги изменялись несколько раз, причём даже текущим вариантом Дима не доволен. «Надо бы их доделать», — говорит он.
— Обвес мне достался по бартеру, поэтому траты вышли значительно ниже. При заказе у подрядчика или на СТО восстановление обошлось бы в три раза дороже, запчасти, скорее всего, тоже.
— Как и в случае с порогами, заднюю «губу» пришлось много раз подгонять и перекрашивать. В старой машине идеальных зазоров всё равно уже не будет, но хотелось сделать максимально качественно.
Оригинальный резиновый спойлер BBS (1984 года) владелец отыскал в объявлениях за символические 30 рублей. Он с трещинами, но не окрашивался специально — для сохранения налёта старины.
Пластиковые молдинги в заднем бампере BMW E23 более узкие, чем у рестайлинговых моделей первого поколения 7 Series.
— Под молдингом есть крепления, которые не закрываются узкими элементами с рестайлинговых экземпляров. Не хотел видеть сквозные дырки, поэтому пришлось искать варианты. Мы нашли «реплику» из стеклопластика, которую сделала российская компания. Можно было подточить и подогнать под нужные нам параметры.
Колёса Дима делал специально для этой машины, держа в голове итоговый результат проекта: из восьми дисков (!) собирался один комплект. Постепенно BBS RC 090 превратились в BBS RS, правда, теперь уже трёхсоставные и кастомизированные.
«На проект ушло два года и $6 000»
Несмотря на преклонный возраст и плачевное техническое состояние при покупке, «семёрка» BMW могла похвастаться внутренним убранством, сохранившимся в пристойном виде: оригинальный велюровый салон не требовал перетяжки, а все переключатели и тумблеры на панели находились на своих местах.
На трассе баварский седан потребляет 10—11 литров бензина, в городе расход поднимается до 15—16 литров |
Маловероятно, что у автомобиля 1978 года выпуска реальный километраж ограничился 218 тысячами км. Но мы видим именно такие цифры |
— По городу на этой «семёрке» ездить не очень комфортно, а вот трасса — её стихия. Здесь играет роль плохое дорожное покрытие: все ямы и кочки ощущаешь собственным телом. Кроме того, руль достаточно тяжёлый, постоянно крутить его в городе на малой скорости — то ещё удовольствие. Это как будто сесть за руль ЗИЛа!
— Вообще, немногие из знающих БМВ людей сразу могут поверить в то, что данная E23 имеет карбюратор. Непосвящённые и вовсе не поймут, в чём прикол, — размышляет наш герой. — Честно скажу: ездить на карбюраторном моторе совсем не просто — неопытный водитель будет часто глохнуть. Мне тоже это не очень нравится.
Заметна бережная эксплуатация автомобиля прошлыми владельцами — оригинальная мелочовка находится на своих местах |
Штатная система диагностики тоже неплохо сохранилась для своих лет |
Такой «трушный» переключатель света фар не встретить в современных автомобилях |
**
— В восстановлении любой старой машины нет предела совершенству — постоянно что-то «допиливается» и улучшается. Всё-таки это не новый автомобиль, для которого можно любую запчасть найти в магазине, — говорит напоследок Дима. — На данный момент удовольствие от владения BMW E23 вылилось в сумму около 6 000 долларов — восстановление вместе с покупкой. Однако работы шли на протяжении двух лет, всё своими руками. Сколько ещё придется вложить в машину, пока не ясно. Есть моменты, которые мне не нравятся, и в планах их переделать.