За последние два года общественность потрясли истории о 5 преступных автохаусах, а число пострадавших достигло отметки около 600 человек. Кто бы мог подумать, что такое когда-нибудь случится! Но факты говорят сами за себя, и в сознании рядового автолюбителя чуть ли не каждый автохаус рисуется в виде пустышки, которая рискует лопнуть, как мыльный пузырь, оставив в «буратинах» еще несколько сотен человек. Но справедливо ли то, что уголовные дела фирм-однодневок негативно отразились и на компаниях, которые помогают купить и продать авто совершенно легально? И как доказать обратное, если за тобой тянется шлейф несбыточных надежд и в этом преуспели бандитские автохаусы?
На повестке дня два актуальных мнения – представителя автоцентра с 10-летним опытом в сфере комиссионного бизнеса и одного из учредителей начинающей комиссионной компании. О том, какие времена переживает среднестатистический автохаус в Беларуси и как не попасться на удочку фирм-мошенников, говорим с Михаилом Белянкиным, владельцем торговой марки «4KOLESA», и Артуром Сорокиным, учредителем автохауса «4Сars».
Михаил Белянкин
Артур Сорокин
В последнее время наблюдался настоящий информационный бум вокруг автохаусов-мошенников. Как это отразилось на популярности Вашей компании и как она работает в нынешних условиях?
М. Белянкин: - Первые автохаусы в Беларуси стали появляться с 2006 года. Считается, что именно эти компании изначально заработали честно и цивилизованно, поэтому и держатся на плаву до сих пор. Однако в последние годы поменялось само отношение к комиссионному автобизнесу - у людей появилось недоверие.
В хорошие времена, помнится, были большие обороты. Раньше на парковке стояло около 200-250 машин. В настоящий момент – около 90. В одночасье все изменилось. Репутация порядочных автохаусов пострадала как раз по вине фирм-пустышек, и люди стали слишком осторожными. К примеру, приезжает клиент, мы предлагаем ему поставить авто на комиссию и продать подороже, а он отвечает: «Нет, давайте срочный выкуп». Пусть дешевле, но сразу с деньгами на руках.
А. Сорокин: - Владельцы автохаусов («Автопапа», «Автокомпанисевен») брали авто на продажу, а затем перепродавали их по заниженным ценам, меняли на другие или закладывали в счет долгов. Уголовные дела фирм-мошенников подпортили репутацию фактически каждой комиссионной компании. Мы хорошо прочувствовали это и на себе: люди навещают оставленные на стоянке авто регулярно и вычитывают каждую буковку в договоре комиссии. Так, в настоящий момент у нас продается 32 автомобиля. Считаю, гораздо лучше держать 30 машин, которые стопроцентно кто-нибудь купит, чем сотню тех, которые будут простаивать на парковке месяцами. С января по сегодняшний день мы продали около 25 автомобилей. Ранее с продажами дела обстояли поинтереснее.
И на что же следует обращать внимание в первую очередь, выбирая столичный автохаус, чтобы продать авто и при этом не стать жертвой преступной компании?
М. Белянкин: - Жуликами оказались как раз те компании, которые возникли из ниоткуда и не проработали на рынке даже 3 лет. А поэтому первым делом следует залезть в интернет, зайти на хостинг и проверить, сколько лет на самом деле существует домен компании. Чем больше, тем лучше и тем меньше вероятность того, что перед вами окажется фирма-пустышка. К примеру, мы начали свой бизнес в 2007 году, и сегодня он функционирует в качестве автоцентра.
Второе – обращать внимание на материально-технический аспект. При этом наличие хорошего офиса у компании не является гарантией от обмана. Далее – интересоваться развитием фирмы и узнавать, чем она еще занимается. Например, у нас имеется шиномонтаж, автомойка, а в планах на 2017 год – реконструкция автоцентра и строительство 16 дополнительных боксов СТО. Есть штат специалистов (более 40 человек). Если, скажем, фирма «хочет» обанкротиться и оставить клиентов ни с чем – достаточно 2 человек, готовых пустить пыль в глаза.
Есть также ряд нюансов, на которые стоит сделать особый акцент. Должно насторожить, если фирма что-то гарантирует, как-то: если авто никто не купит, мы его выкупим сами. Подозрительно! Деньги с продажи выплачиваются клиенту в течение 3 дней.
Другая «замануха»: мол, привозите машину, не снимая с учета, или давайте продадим авто, оформленное на жену. Согласно правилам комиссионной торговли, автомобили принимаются на продажу только снятые с учета и при наличии транзитных номеров. Фирмы-однодневки, напротив, занимаются машинами не от реальных владельцев, а по ксерокопии паспорта хозяина. А также уценивают выставленный на продажу товар без согласия клиента, чего делать категорически нельзя.
А. Сорокин: - Репутация на рынке автобизнеса – это важный критерий выбора автохауса. Но срок существования фирмы не всегда говорит против ее честности перед клиентами. Куда важнее общее впечатление. Отмечу, что в первую очередь нужно досконально читать договор. Там должны быть четко прописаны сроки расчета за проданный автомобиль – мы (Комиссионер) рассчитываемся с продавцом (Комитентом) не позднее 3 банковских дней.
А этот Nissan планируют продать за 2 тысячи у.е.
Второй важный нюанс – если фирма обещает продать авто за 20 тысяч условных, допустим, за 2 недели, сразу бегите оттуда. Ни один уважающий себя автохаус не назовет конкретные сроки реализации авто. В договоре также должна быть прописана ответственность. Случись, машина в залоге или угоне, сперва автохаус выплачивает всю сумму покупателю, а уже только потом судится с продавцом.
Что готов предложить автохаус, чтобы к нему вновь потянулись люди?
М. Белянкин: - Например, у нас появилась отдельная рубрика – сертифицированные авто, и это ноу-хау в Беларуси. В эту категорию попадают авто не старше 8 лет, с пробегом не более 150 000 км и без повреждений несущих элементов и геометрии кузова. И при условии, что он прошел комплексную диагностику и получил оценку по 10-балльной шкале (от 7 и выше). На такой автомобиль выдается полная и честная диагностическая карта.
Еще есть спецпредложения, переходная категория между срочным выкупом и комиссионной продажей. Чтобы попасть в нее, автомобиль должен выставляться по самой низкой цене. В перспективе нам бы хотелось, чтобы каждый продавец стремился сам сертифицировать авто и продавать его в отличном состоянии. В среднем машины продаются за 10 дней, а те, что из раздела сертифицирован + спецпредложения, уезжают за 2-3 дня даже в кризис.. В случае продажи у нас действует фиксированная комиссия в размере от 490 до 700 у.е. по курсу НБ.
А. Сорокин: - Нынче времена такие, когда проще купить, чем продать. И услуга обмена с доплатой сейчас очень востребована. В посткризисный период чаще меняют дорогой вариант на более бюджетный с доплатой со стороны автохауса. Встречаются и не рядовые случаи обмена. Например, наш клиент поменял свой Jeep Cherokee 2006 года ($ 7,5 в эквиваленте) на Opel Astra того же года с экономичным мотором 1,7 л. ($6 тыс.). Причем без доплаты, поскольку долгое время не мог продать свой «Джип» из-за большого расхода топлива и дорогих запчастей.
В среднем на продажу машины уходит от силы 1-2 недели, если больше, значит, есть проблема и чаще всего - это завышенная цена. Но, как правило, мы стараемся браться за изначально продаваемые автомобили – имеется в виду адекватное сочетание цены и качества. К цене авто прибавляется комиссия, которая составляет не более 7 млн. и является доходом компании за совершенную сделку, то есть мы зарабатываем только с продажи.
Почему выгодней продать/купить авто через автохаус, нежели пойти на авторынок или подать объявление в Интернете?
М. Белянкин: - Автохаус выгодно выделяется за счет приятных бонусов, будь то кредит на месте или тест-драйв с менеджером за рулем. Также практикуется такая услуга, как обмен. На авторынке за товар нужно рассчитываться только деньгами, а здесь в зачёт более новой машины можно отдать старую и доплатить разницу. Помнится, мы меняли застоявшийся Discovery II 2003 года ($5550) на Toyota Yaris 2010 года ($6200 в эквиваленте) и доплачивали разницу клиенту на карточку.
Случается, владелец просит отремонтировать авто перед продажей, но по настроению видно – не хочет этим заниматься. Тогда мы делаем это сами, восстанавливаем автомобиль, после чего выставляем его на продажу. У нас уже профессиональный взгляд: можем определить, сколько что стоит и будет ли это выгодно. Все просто: для хозяина автомобиля - морока, а для нас - принцип. Каждый выставленный на продажу экземпляр должен быть в хорошем состоянии. Имидж и репутация обязывают - помыть, а иногда и отремонтировать.
А на авторынки нужно бояться ходить, там сегодня «чернуха». Ни одного реального автовладельца! Доля кредитных авто из России огромнейшая, это как бомба замедленного действия, которая взорвется через год. Отчасти в этом повинны и перекупщики, придумывая разные схемы обмана. Если бы мы работали с перекупами, на стоянке стояло бы не 80, а 400 машин, но что бы это был за товар? Они оформляют договор даже по ксерокопии паспорта владельца и без его присутствия. Так что мы отсекли этот сегмент на корню.
А. Сорокин: - Помимо обмена, еще есть кредит и лизинг, которые значительно повышают шансы продать автомобиль, чем с рук через объявление или посетив авторынок. И это, пожалуй, самое важное преимущество автохауса.
Давайте про спрос. Каков ассортимент сегодняшнего автохауса, а также что и почем хорошо продается, невзирая на кризис и общий скепсис населения?
М. Белянкин: - Хорошо продаются BMW, Mercedes и Audi. Понятно, немцы очень практичные. Но покупают в основном то, что нужно, невзирая на статусность. В первую очередь исходят из практичных соображений и только потом смотрят на марку, дизайн и прочее. Быстро раскупаются малолитражки. Рынок насытился, изменился. Раньше мы брали в зачет старые авто на «ура», теперь люди крутят носом – им подавай что-нибудь посвежее. Но, если приедет «пятисотый Мерседес» 1998 года, рыночная цена которого начинается от $6 тысяч, а его выставят за $4 тыс., он уедет за день. Все продается по хорошей цене!
Самый дорогой на сегодня авто в автоцентре «4KOLESA»
А. Сорокин: - Основная масса машин, которые хорошо покупаются-продаются, находятся в ценовом диапазоне – до $10 тысяч в эквиваленте. В ходу преимущественно бюджетный класс. В автохаус продают и автомобили с недостатками или поломками, но и цена на них будет соответствующая. Если покупатель готов закрыть глаза, скажем, на кузовные нюансы и при этом купить подходящую модель по цене, на треть ниже рыночной, почему бы и нет. Но он должен знать, что его поджидает. Однажды девушка купила на последние деньги в кредит Peugeot 307 за $4,5 тыс. и планировала на нем таксовать. Только отъехала, как у нее «закипел» двигатель. Пришлось аннулировать сделку.
Самый дорогой на сегодня авто в автохаусе «4Cars»
Владелец купил BMW E60 в 2011 году за 25 тысяч у.е. и сегодня неохотно идет на снижение ценника
Привычной активности на знаменитую тройку – BMW, Mercedes и Audi, как ни странно, не наблюдается. Если только «подвинуться» с ценой. Да и таких машин, честно говоря, немного. К примеру, сейчас стоит BMW 520 2008 года, машина томится уже третий месяц, обесценивается. Сперва продавец хотел выручить за нее 18 тысяч. А сегодня цена упала до 11 тысяч у.е. в эквиваленте. Даже знаменитое немецкое качество не пользуется спросом. А вот, например, сейчас люди активно звонят, спрашивая про Opel Astra 2010 года, который отдают за $6,5 тысяч в эквиваленте.
Одинокий покупатель, к которому мы подошли, рассматривал Chrysler. Объяснил, что ищет машину с мощным мотором и красивым дизайном
А как насчет того, чтобы по старинке поехать в РФ за «бэушкой»? Стоит ли овчинка выделки?
М. Белянкин: - Недавно мой знакомый поехал в Россию, чтобы купить Volvo XC90 2008 года за $10 тысяч. Спустя некоторое время кроссовер забирают на штрафстоянку – он, оказывается, «двойник». В настоящий момент российский рубль укрепляется и сводит на нет все выгоды от поездки на соседний авторынок. Лучше уже поехать в салон к белорусскому дилеру, чем мучаться в догадках, как не попасть впросак. Риски дороги, риски быть обманутым и не дай Бог покалеченным (историй хватает) все-таки убеждают в обратном – не ехать в РФ за машиной.
А. Сорокин: - Если только за премиум-классом по цене от $20 тысяч. Бюджетные модели теперь стоят примерно одинаково как в Беларуси, так и в РФ. Тем более в 2014 году к нам попривозили немало подержанных машин из России, рынок серьезно просел: открывай любое объявление – и смело торгуйся. Раньше, конечно, выгодно было ехать в РФ за «бэушкой». Да что лукавить, я и сам пробовал купить машину в России – правда, обжегся. На сегодняшний ум я бы точно не поехал: ценник похожий, а риски по-прежнему высоки.
Есть ли перспективы у комиссионного бизнеса?
А. Сорокин: - Сейчас очень хорошо расходятся бюджетные модели. Но все равно объемы продаж уже далеко не те, когда мы только начинали. Раньше со стоянки уезжали в среднем 3-4 машины в сутки. А сейчас столько же, только в неделю. Да и то - в лучшем случае! Не стоит забывать, что на фоне фирм-мошенников упала и покупательская способность населения. Приходится обзванивать и привлекать продавцов также и своими силами. Объяснять, что в автохаусе шансы продать автомобиль повышаются в разы и усилиями специалистов.
М. Белянкин: - В лучшие годы со стоянки уезжало до 200 автомобилей. Сейчас цифры поскромнее – где-то от 50 до 60. И это напрямую связано с тем негативом, который привнесли в комиссионный бизнес преступные фирмы. Серьезных компаний точно бояться не стоит. Авто можно купить у дилера, потеряв 20% от стоимости, как только выехал из салона. На авторынке сплошь и рядом «черные» варианты перепродаж. Через объявление – долго и рутинно. Но если нужна помощь в кредите, как альтернатива, есть автохаус. Выбирать, конечно, будет сам белорус. Хотелось бы только, чтобы отношение к нашему бизнесу менялось в более позитивную сторону.
**
Конечно, площадки автохаусов не пустуют совсем, но градус доверия к ним сильно упал. Чуть ли не каждый клиент подозревает: а вдруг вместо удобного сервиса снова обман, только со мной в главной роли? И в этом повинны не кто иной, как преступные фирмы. Но, чтобы процесс продажи автомобиля не пошел по «хитро» составленному договору и не затянулся на долгие месяцы, лучше быть бдительным с самого начала сделки. Как говорится, доверяй, но проверяй.
Фото: автора