На автобизнсе в Беларуси поставят жирный крест?

Новые уголовные дела возбуждены Главным управлением по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД по фактам поставок белорусскими автодилерами новых автомобилей в республику. Если в октябре минувшего года, когда начиналось расследование, речь шла только об одном дилере, то сегодня на грани закрытия оказались практически все торговцы новыми иномарками. Шансов договориться с властями у дилеров уже практически не осталось, ибо ГУБОПиК раскручивает их, как большую организованную преступную группу, куда помимо торговцев входят около десяти сотрудников силовых ведомств. В прошлом году Прокуратура республики, ГУБОПиК, Управление собственной безопасности (УСБ) МВД и Государственный таможенный комитет (ГТК) провели широкомасштабную проверку ввоза в республику и продажи новых легковых автомобилей. По ее результатам были возбуждены уголовные дела в отношении сотрудников ИМНС, ГТК, ГАИ МВД и представителя одной из дилерских компаний. Суть претензий правоохранительных органов сводилась к тому, что дистрибьюторы и дилеры ввозили в страну легковые машины и продавали их в обход существующих в стране таможенных правил, а помощь в этом им оказывали некоторые сотрудники силовых ведомств. Спор возник из-за разницы условий растаможки легковых машин для юридических и физических лиц. Если машину в Беларусь ввозит юридическое лицо, то стоимость автомобиля автоматически возрастает на 56-80%, а так как дилеры и дистрибьюторы являются юридическими лицами, то их обязали растаможивать машины по соответствующим ставкам. Если в Литве новый автомобиль в дилерских автосалонах стоил, условно говоря, 10 тыс. евро, то в Беларуси — более 15 тысяч. Чтобы уйти от высоких таможенных пошлин, многие салоны не стали продавать автомашины, а только демонстрировали их. Когда клиент изъявлял желание приобрести понравившееся авто, продавал его не дилер, а один из нерезидентов Республики Беларусь, осуществляющий свою деятельность за пределами нашей страны. Клиент покидал салон с договором с нерезидентом, а затем самостоятельно растаможивал машину как физическое лицо. К этой схеме белорусские правоохранительные органы не могли придраться при всем своем желании. С возникновением дефицита новых автомобилей в Беларуси образовались группы, организующие поставки с оформлением машины на подставных лиц. "Подставники" получали по 20 долларов за временное пользование их паспортом, а на их имя провозились через границу машины, ставились на учет в ГАИ, а затем сдавались на комиссию в дилерские и дистрибьюторские компании. Все оформление производилось без присутствия "автовладельцев". Все участники цепочки, от таможенников до сотрудников ГАИ, получали по 20 долларов. Работающую по такой схеме группу и "накрыли" правоохранительные органы. Возглавлял ее некто К., который только за последний год ввез по вышеописанной схеме около 300 новых автомобилей для различных дилерских и дистрибьюторских компаний. Таких групп было несколько. В текущем году последовала новая серия возбужденных уголовных дел. Борцы с оргпреступностью и следователи прокуратуры взялись за поставщиков автомобилей и вышли на коррупционеров в среде таможни, ИМНС и МВД. Схемы работы дилерских компаний существовали несколько лет. О них знали и в МВД. И они всех устраивали. Но поступила команда сверху, и дилеры взвыли от чрезмерного внимания к их деятельности со стороны правоохранительных органов. Вначале они пробовали договориться с правительством, но удалось только достигнуть договоренности о том, что ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей для юридических лиц будут немного снижены, а ставки для физических лиц, напротив, увеличены. Однако разработку правоохранительных органов никто не приостановил. В результате в Беларуси не стало ни одного дилера, который бы не оказался перед угрозой закрытия своего бизнеса. Некоторым удалось договориться с властями, сдав коррупционеров из среды силовиков и обеспечив этим себе неприкосновенность или хотя бы какие-то гарантии для своего бизнеса. Но не всем это удалось. Раскрутка небывалого уголовного дела, которое может поставить жирный крест на всем автобизнесе Беларуси, продолжается. На днях ГУБОПиКом МВД возбуждено 15 уголовных дел по ч.2 ст.430 УК РБ (получение взятки повторно) в отношении старшего инспектора отдела таможенного оформления и контроля № 1 Минской региональной таможни С.Скачко. Считается, что он "в период с 4 декабря 2003 года по 30 июня 2004 года осуществлял таможенное оформление новых легковых автомобилей, ввозимых на территорию РБ, с нарушением действующего порядка, за что неоднократно получал денежные вознаграждения от представителей различных коммерческих структур на общую сумму 2 100 долларов США". Известно также, что под уголовным преследованием оказались еще 3 таможенника, 4 налоговых инспектора и 3 сотрудника милиции. Среди последних самой крупной фигурой является начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД одного из районов столицы, который скрылся от следствия и находится в розыске. Сергей САЦУК, [LINK=http://www.bdg.by]"Белорусская деловая газета"[/LINK]

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.