«30% „утопленников“ — чистая халява». Какие проблемы встречаются у машин с американских аукционов

В конце лета — начале осени в США случился масштабный ураган «Ида», из-за чего на рынок угодило множество повреждённых легковушек — битых и утопленных машин. Их активно покупают белорусы: в 80% случаев это недорогие «топляки», которые ремонтируются быстро, не требуя сложных кузовных работ, в 20% — «битки». Некоторые уже попали на авторынок страны. Какие же нюансы чаще всего всплывают на поверхность в процессе дефектовки? Сегодня о них расскажет видеоредакция av.by в своём репортаже из мастерской Dnk Auto.

А мы тем временем при поддержке компании сarsusa.by, имеющей большой опыт в доставке и восстановлении заграничных авто, пообщались с Олегом, программистом этого автосервиса. Мужчина рассказал нам о противоречивых особенностях машин, приплывающих с заокеанских аукционов.

«Если с авто нет никаких проблем, владелец не приезжает»

— Как часто к вам на СТО попадают американские автомобили?

— Их привозят к нам каждый день. Не буду хвалиться, но минимум одна машина на ремонт точно заезжает. Сейчас поток очень плотный, потому что в мире есть проблемы с производством новых автомобилей из-за падения выпуска электронных чипов. Машины многие стоят и не продаются, поскольку до конца не могут быть собранными, им не хватает запчастей.

А из Америки привезти «бэушку» или «биток» очень даже выгодно. Тут даже не столько цена решает, сколько наличие и комплектация. Даже имея небольшой запас денег, можно купить вполне достойный вариант, который в Беларуси за эти деньги не возьмёшь. Выгода всё равно есть. 

— Какие модели чаще всего попадают к вам в мастерскую?

— Тут всё просто: это Chevrolet Equinox, настоящий хит 2021 года. Я думаю, что и в следующем году популярность модели у белорусов не собьётся с темпа. Это хороший «паркетник», есть варианты с полным приводом, большим багажником. Притом его купить и отремонтировать можно всего лишь за 11—13 тысяч долларов. С богатой комплектацией — в районе 20 тысяч долларов, но такие встречаются уже реже. Это вполне доступные для наших соотечественников суммы, за которые на местном рынке лучше варианта просто не найти.

Также набирает популярность GMC Terrain (14—16 тысяч долларов) и Ford Escape (от 11 до 13 тысяч долларов) в базовой комплектации. В более дорогой стоимость будет как у Chevrolet Equinox.

— Такая любовь связана прежде всего с тем, что это кроссовер, продающийся по низкой цене?

— Всё верно, больше ничего белорусам не нужно. И мотор 1,5 литра — как раз для меньших расходов при растаможивании.

— С учётом того, что вы в мастерской занимаетесь дефектовкой привезённых машин, какие проблемы у них бывают чаще всего?

— Моя специализация — это электрика и электроника, и тут основная трудность заключается в послеаварийном восстановлении: перебитая проводка, стрелявшие подушки безопасности, утерянные ключи. Выделить какую-то определённую проблему не получится.

Сейчас очень много «утопленников», потому что по северо-востоку США прошёл ураган «Ида». Но при этом основной запрос от клиентов — русификация бортового компьютера. Мы так построили свой комплекс обслуживания американских машин. Русский язык интерфейса машины — не такая уж и необходимая вещь, многие сейчас знают английский, но приятно, когда машина с тобой общается максимально доступно. Особенно для старшего поколения автовладельцев такое важно.

— Во сколько в среднем обходится диагностика электроники и электрики американского «битка»?

— Обычная проверка, чтение ошибок — порядка 20 рублей. Как правило, сейчас машины напичканы электроникой, как полноценный компьютер, и этого достаточно, чтобы понять, какие проблемы есть у авто. Дальнейшие операции по поиску и устранению неисправностей уже обходятся дороже, но всё зависит от конкретного экземпляра. Если это «топляк», то общая диагностика здесь ничего не даст. Если машина тонула по крышу или выше стёкол, тогда нужно разобрать автомобиль, чтобы выявить все неисправности. А если она тонула по пороги, необязательно разбирать, можно отделаться проверкой всех контактов.

Но у нас практически не бывает такого, чтобы машина приезжала на диагностику, а у неё не нашлось изъянов. Если с авто нет никаких проблем, владелец нас не посещает. Зачем? Обращаются с конкретным запросом: горит check, что-то не работает или не включается и пр.

На тот же Equinox всю электрику купить стоит 1,5—2 тысячи долларов, плюс ремонтные работы. Но если умерла электроника, придётся менять коробку передач, мотор и пр. Вообще, битые машины с небольшими повреждениями играют на аукционе примерно так, как «топляки», то есть «биток» может уйти за 8—9 тысяч долларов, утопленная по пороги модель — примерно за эти же деньги. Но тут важно отметить, что удастся сэкономить на ремонте: восстановить «биток» будет дороже, чем минимально тонувшую машину. На Equinox и Terrain новые запчасти стоят приличных денег. Но если машина сильно тонула, тогда да, могут быть проблемы с ремонтом, в том числе материальные. В том смысле, что цена на ремонт может оказаться выше, чем планировалось

— Какие трудности возникают чаще всего с «утопленниками»?

— Опять же, «утопленник» «утопленнику» рознь. Если машина тонула минимально, то проблем с ней быть не должно. Обычно умирают электронные блоки, находящиеся ниже ватерлинии — уровня воды, по который авто тонуло. Но практически все «фишки», платы и разъёмы можно восстановить, не меняя их на новые. Если отремонтировать уже нельзя — эти элементы меняются на новые или бэушные. Аукцион не избавляет машину от влаги, максимум пропылесосят и сделают предпродажную подготовку. Если по салону пошла плесень — это после покупки убирается и вымывается, момент не критичный.

Бывают проблемы с мотором. Если в него попала вода, он ржавеет, цилиндры внутри закисают. Но это не всегда так. Если не заводить машину, а прочистить её, залив не единожды масло, всё будет работать. Тут, скорее, как повезёт, нужно провести тщательную проверку детали.

Так что покупать подобную машину — это чаще всего риск попасть на ремонт электроники, но он оправдан в том смысле, что вы можете сэкономить на восстановлении.

— Я так понимаю, большая часть американских «утопленников» — это машины, тонувшие по пороги?

— Американцы достаточно хитрые люди, но авто чаще всего продают страховые компании. Бывает, что ватерлиния, которая нанесена на машину, не отражает ситуации с этим автомобилем, но такое происходит в одном случае из ста. Обычно продавцы указывают всё как есть, ничего не пряча. Нужно сверяться по фотографиям, и тогда можно определить, соответствует она заявленному состоянию или нет.

Исходя из нашего опыта, 30% привезенных к нам «утопленников» — чистая халява. Заменили один-два блока, два-три разъёма перебрали, мало слили, коробку передач поменяли — и машина как новая, человек на ней ещё лет двадцать ездить будет безо всяких проблем.

У 40% «утопленников» повреждения средние, там цена за ремонт ощутимая. Меняется много блоков, может, мотор закис, нужно его восстановить. Машина уже в худшем состоянии.

И остаток, 30% — это «автотрупы». Их восстановить можно, но процесс идёт очень долго. Опять же, тут многое зависит от конкретного автомобиля. Есть большая вероятность, что брать такой «труп» выгодно, нужно просто поменять всю электронику.  

— Покупатели неосознанно заказывают «трупы» на автоаукционах?

— Не всегда. Машины на торговой площадке могут стоять несколько месяцев, пока не приедут документы. Большинство из них пришли уже после последнего урагана, то есть относительно недавно. Утопленные модели пострадали от пресной грязевой воды, а не солёной морской. Это глобально ни на что не влияет.   

Также встречаются машины, которые американские продавцы целенаправленно чистят. Например, авто попало в ил — за него отдают максимум 300 долларов. Но бизнесменам нужно зарабатывать деньги, и они его пропылесосят, тряпками протрут.

Но даже после такой уборки можно заметить проблемы, для этого нужен намётанный глаз. Покупать наугад любую утопленную машину — это опрометчивый шаг, так поступать не стоит.  

«Люди берут то, что им остаётся, а дальше — как повезёт»

— Получается, что утопленные авто — это большая лотерея для владельца?

— Да, тут важен фактор везения, который распространяется в том числе и на битые автомобили. Доля «сюрпризов» у «битков» часто не больше, чем у «топляков».  Тут уж действительно как повезёт.

— Давайте расскажем про две последние машины, которые попали к вам в мастерскую: Ford Fusion и Mustang.

— Вышло занимательно. Mustang по итогу оказался неутопленным, хотя его на аукционе продавали именно так. По моей версии, машину под шумок списали, чтобы реализовать дороже, поскольку за «утопленника» можно получить больше средств. У авто обнаружились механические повреждения, водитель наскочил на препятствие, поэтому пробиты поддоны масляный и коробки передач, поломало трубки.

Fusion оказался «шайтан-тачкой». Судите сами: там багажник стоит от дорестайлинговой версии с фарами, он не открывается, поскольку не был подключён. Спереди — фары до обновления, в салоне лежала фара от Ford Edge 2008 года, в моторе обнаружена эмульсия — не масло, а вода с примесями. Кажется, что машина попала в несильное ДТП, на неё навесили несколько запчастей от других авто и её продали под видом «утопленника», чтобы было подороже. Но экземпляр покупался за копейки — 3 тысячи долларов. Так что это разумный риск, поскольку ремонт обойдётся в 3—3,5 тысячи долларов. Ничего страшного здесь нет, машина уже заводится и едет.

— Получается, такие «куклы» американские продавцы сами готовят?

— Конечно. Покупается дешёвая разбитая машина, навешиваются на неё недорогие запчасти — и она снова загоняется на аукцион. С виду смотришь: не бита практически, один небольшой удар. А потом открываешь капот — и офигеваешь. Из машины вытягивают всё, что можно продать (причём не будет видно, что элемент отсутствует). Могут вытащить все рабочие подушки безопасности — владелец просто не поймёт этого. Могут блоки электронные забрать, поставить плохой мотор, выкинуть ключ, чтобы машина не заводилась. Всё что угодно способно произойти с авто.

Как правило, подобные ситуации можно на ранней стадии вычислить, но такие случаи не редкость. И эта Fusion — далеко не первая машина, которую я вижу в ремонте.

— Как тогда уберечься от покупки такого неликвидного авто?

— По фотографиям определить сложно. Но есть различные онлайн-базы: Autostat, Bidfax, CarFax, Autochek. По данным оттуда можно сделать выводы о состоянии машины. Если у авто есть проблемы, значит, оно, скорее всего, уже раньше продавалось на аукционе. Эти факты сохраняются в базах. Если возникли подозрения насчёт покупаемой вами машины, но вы не готовы с ними разбираться даже с учётом экономии — лучше сразу отказаться от сделки и поискать что-нибудь другое. В любом случае решение принимает клиент.

— Это же касается и утопленных машин?

— По утопленным авто стоит «молиться и поститься», других вариантов особо нет. Есть «топляки», которые в Америке run and drive, но это, с другой стороны, даже плохо. Потому что в моторе может быть вода, он на последнем издыхании. Но продавцам, как правило, всё равно. Когда машина на аукционе, для них это уже утиль. Она завелась — отлично, трогаемся. А что мотору может прийти конец, всё дымит, пыхтит, нет масла — это не важно, главное, что едет. Люди берут то, что им остаётся, а дальше — как повезёт.

Партнёрский материал

Этот материал мы подготовили c «МЕЛГРУППЛИМИТЕД» (carsusa.by) — компанией, занимающейся покупкой автомобилей на американских аукционах, транспортировкой машин в Беларусь, а также комплексным ремонтом под ключ. Сотрудники мастерской проводят кузовные, слесарные и рихтовочные работы с использованием профессионального оборудования. У компании также есть собственная автомойка, где машину могут почистить и отполировать, — клиентам на эти услуги дают скидки 50%. Из других бонусов «МЕЛГРУППЛИМИТЕД» — бесплатный эвакуатор в пределах города Минска и таможни, скидки на запчасти и ремонт, если клиент производит его на партнёрской СТО. Компания работает в Минске, Гродно, Бресте, Мозыре, Гомеле и сейчас активно ищет партнёров в других регионах Беларуси для налаживания взаимовыгодных отношений. За новостями следите в Instagram-аккаунте «МЕЛГРУППЛИМИТЕД».