«Если раньше было $300—350 за машину, то сейчас берут 900». Что сейчас происходит с пригоном авто из США

В конце лета — начале осени 2021 года в США случился масштабный ураган «Ида», из-за чего на рынок угодило множество повреждённых легковушек — битых и утопленных машин, которые активно покупали и белорусы. В конце сентября — начале октября 2022-го на юго-восток Америки вновь обрушился мощнейший ураган — «Иэн», уничтоживший большое число автомобилей.

Многие из них можно найти на аукционе Copart, где торгуют битым транспортом. Машин оказалось такое значительное количество, что Copart даже создал для них специальный раздел. Сейчас в нём числится более трёх тысяч (список постоянно меняется) подтопленных автомобилей — от дешёвых до очень дорогих, стоивших хозяевам сотни тысяч долларов. Что же отыщется на этой площадке?

В длинном списке можно найти модели Porsche, Bentley, Ferrari, McLaren, Mercedes-Benz, Tesla, Audi, BMW, есть также Lexus, Mazerati, Lotus, Land Rover, GMC. Присутствуют, естественно, и машины более массовых марок: Mazda, Nissan, Honda, Volkswagen, Chevrolet, Kia и другие. Все экземпляры имеют пометку «Непригодны к ремонту» либо «Рекомендуется на продажу по запчастям», у многих автомобилей нет даже ключей, однако торги идут активно.

К примеру, Ferrari 458 Spider 2014 года, рыночная стоимость которого составляет почти 294 000 долларов, готовы купить за $68,5 тысячи. Текущая ставка за суперкар McLaren Automotive 600LT 2019 года составляет $51 000 (его предполагаемая розничная цена указана в размере $256 тысяч). Такую же сумму предлагают и за годовалый Chevrolet Corvette Stingray 3LT (его прайс на рынке — $110 тысяч). За трёхлетний BMW i8 оценочной стоимостью $113 000 покупатели прямо сейчас могут выложить $47 тысяч. Новенький Cadillac Escalade ESV Premium Luxury 2022 г. в. согласны забрать за $40 тысяч (на рынке такой обойдётся в 122 000 у. е.).

Среди лотов есть и те, что можно выкупить прямо сейчас, выложив определённую сумму. В частности, из самых дешёвых вариантов — Ford Econoline E350 Super Duty Wagon 2005 г. в. и BMW X3 того же года, которые предлагают забрать сразу за 350 долларов. За 550 у. е. есть «Икс третий» поновее — 2007 г. в., а также Ford Mustang 2005 и 2006 гг. В списке экземпляров до 1 000 у. е. можно найти Chrysler 200 Limited 2013 года, BMW 528i 2008-го, Lexus RX 300 2002 года, Mercedes CLK 320 2005 г. в., Jaguar XJ8 2004-го.

Самым дорогим предложением с пометкой «Покупай сейчас», которое нам попалось, оказалась Tesla Model S этого года — $45 000. Её оценочная стоимость на рынке составляет $107,7 тысячи, но пока максимальная ставка за электрокар достигла 1 200 у. е. Далее следует Mercedes-Benz GLE 450 4Matic 2021 г. в. — за него просят $37 000 при оценочной стоимости $76 500, правда, желающих на его приобретение нет совсем. Имея больше $30 тысяч, можно ещё стать обладателем Audi R8 5.2 Quattro 2014 года (рыночная стоимость — $110,2 тысячи) или Mercedes-Benz GLE 350 2022 г. в.

В целом выбор как по моделям, так и по возрасту (есть, к примеру, Ford Bronco 1973 года и BMW Bavaria 1974-го) просто огромный. Но есть ли смысл в приобретении «топляков»? Прокомментировать мы попросили Виталия Скребца, директора ООО «БелАукцион-Групп», который не первый год помогает белорусам, не разбирающимся в нюансах покупки на американских аукционах, приобрести хорошие машины по низким ценам. С его лёгкой руки в страну прибывают «чистые» (в плане биографии) и слегка битые экземпляры. Их здесь восстанавливают, после чего авто остаются у владельцев или перепродаются на рынке.

— Мы категорически против «утопленников»! — сразу же обозначил свою позицию Виталий. — Раньше, ещё во времена первых серьёзных ураганов в Штатах, наша компания занималась покупкой таких машин. Исходя из опыта, иначе как лотереей я подобную сделку не назову.

Дело в том, что визуально автомобиль может выглядеть конфеткой, но совершенно непонятно, какой урон нанесён внутри: по пороги затопило или по крышу. Мы никогда не рекомендуем «топляки» и даже отговариваем клиентов от них. Попадаются, правда, и очень упрямые — из разряда «я сам электрик, я сам всё сделаю». Буквально два подтопленных экземпляра заказали на прошлой неделе, хотя мы предупреждали, что могут приехать машины, которые даже на запчасти продать не получится. Остаётся только ждать, чтоб посмотреть, что прибудет.

— В случаях когда нам никак не удаётся переубедить покупателей, мы учитываем один очень важный нюанс: где находится аукцион. Как правило, авто утоплено в радиусе 50—100 миль от площадки, на которой реализуется. Везти машину с побережья в центральную часть страны никто не будет, и отдают их в ближайшую организацию.

— Именно поэтому мы смотрим, есть ли поблизости водоёмы с солёной водой или океан. Если в местности только реки или озёра с пресной водой, есть шанс найти вариант, в котором можно обойтись просто заменой повреждённых блоков, в то время как проводка в основном целая. От солёной же воды в любом случае начнут рассыпаться провода, вдобавок её попадание в скрытые полости кузова неминуемо вызовет коррозию на незащищённых участках. В целом же самый верный признак «топляков» — хлопья ржавчины под приборной панелью.

— Чтобы показать, насколько пагубна солёная вода для машин, приведу один случай из практики. Автомобиль был топлен, но в двигатель жидкость не попала, оказался влажным только фильтр. Пока экземпляр везли в Беларусь, из-за испарений просто разъело солью цилиндры, а это уже подразумевает капитальный ремонт мотора и, в свою очередь, требует немалых вложений.

— Но если утопленные авто — большая лотерея для владельца, значит, есть и шанс выиграть?

— Фактор везения никто не отменял. Один очень удачный пример в моём окружении был. Дело в том, что в той же Америке нередки случаи страхового мошенничества. Если, допустим, человек понимает, что не сможет продать машину дорого сам, а в его районе случился шторм или наводнение, но автомобиль не пострадал, владелец может имитировать подтопление, просто полив коврики либо перегнав транспорт поближе к месту стихии. Затем авто сдают страховой компании.

«30% „утопленников“ — чистая халява». Какие проблемы встречаются у машин с американских аукционов

— Знакомый столкнулся как раз с таким вариантом. Он купил дорогую машину, якобы «утопленника», но когда она приехала, оказалось, там только коврик мокрый был. В бардачке лежала визитка предыдущего владельца из Нью-Йорка, который оказался русскоговорящим. Приятель связался с ним, чтобы уточнить нюансы по машине.

Бывший собственник и рассказал, что на самом деле с автомобилем всё хорошо, но настало время его продавать, а как раз в это время в регионе бушевал шторм, поэтому мужчина просто из чайника полил коврики, вызвал оценщика, показал, мол, всё — «топляк». В итоге страховая машину забрала, а прошлому хозяину выплатили полную стоимость.

Фото носит иллюстративный характер, архив av.by

— Вот и получилось, что рассчитывали взять дорогой автомобиль, поработать над ним и кататься, а в итоге никаких процедур не потребовалось — сел и поехал. Вдобавок после разговора американец выслал новому хозяину ещё и второй ключ.

Это очень редкое исключение. Как правило, бывает как раз наоборот. Повторюсь: «топляка» не берите — шансов угадать маловато, а вот риск просто потерять свои накопления и распрощаться с мечтой о хорошей машине очень велик. Если получилось у соседа, совсем не значит, что гарантированно повезёт и вам. Даже если вы восстановите неудачный экземпляр (заведомо за большую сумму денег), продать его выгодно не получится: «утопленников» у нас боятся как огня. А если хотите оставить себе, то сразу готовьтесь к нескончаемым «горит check», «что-то не работает», «не включается» и пр.

— Как сейчас обстоят дела с доставкой машин из США?

— На данный момент есть одна проблема: из-за большого потока автомобилей порты переполнены, площадки тоже, некуда растаривать пришедшие контейнеры. Машины в итоге стоят в них по три недели. Вдобавок не хватает перевозчиков, а белорусские компании вообще на могут работать в Европе. Те, кто пошустрее, успели открыть фирмы в Польше, Литве и купили тралы на европейских номерах, но их недостаточно.

— Нельзя не отметить, что значительно выросла и стоимость доставки: если раньше было 300—350 долларов за машину, то сейчас берут 900 у. е. Увеличился и срок проведения банковских переводов: прежде деньги доходили за один-два дня, а теперь в банках предупреждают, что минимальный срок получения перевода — неделя, по факту же — все две. Ввели ещё и ограничения по сумме: меньше 10 тысяч долларов за машину перевести невозможно. Мы об этом сразу предупреждаем клиентов.

— Раньше наблюдался спад количества заказов авто из США, а сейчас определённо наметился подъём. Связан он с тем, что сильно выросли цены на машины, особенно в РФ. Многие из наших соотечественников решили: это отличная возможность подзаработать. Либо свой старый транспорт продают в Россию, а сами заказывают себе что-то посвежее из Америки, либо целенаправленно для «продажи задорого» и пригоняют оттуда.

В настоящее время белорусы отдают предпочтение SUV-моделям. Если до этого мы импортировали 70% седанов и 30% кроссоверов, то сейчас всё наоборот. Бывает, сложно загрузить автовоз-«восьмёрку», поскольку все восемь машин — «паркетники», они просто не вмещаются. Тогда приходится искать кого-то, чтобы поменяться местами хотя бы с одной компактной «четырёхдверкой».

Фото: Copart, архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram