Полвека на ходу. Пожарный Mercedes-Benz 710, который до сих пор «в идеале»

Полвека на ходу. Пожарный Mercedes-Benz 710, который до сих пор «в идеале»

Месяц назад мы рассказывали про раллийный «Москвич», в который было вложено много сил и средств, чтобы превратить советскую классику в гоночный автомобиль. Сегодня — другой случай. Белорусская компания приобрела редкий Mercedes-Benz 710. И без того хорошо сохранившийся грузовик энтузиасты отреставрировали, сделав его «первым номером» своего автопарка. О машине, процессе восстановления и впечатлениях от раритета — в нашем материале.

Легенда во главе современного автопарка

Несколько месяцев назад компания ProLiv, перевозчик наливных грузов, всерьёз занялась поиском Mercedes-Benz 710. Казалось бы, зачем крупной организации, у которой целый парк автоцистерн, раритетный грузовик прошлого века? Однако во главе угла стояла не финансовая логика или холодный расчёт, а концепция: автомобиль должен стать лидером современного автопарка.

— Mercedes-Benz LAF 710 — наша гордость. Мы его купили из большого уважения к старым автомобилям. Конкретно эта модель — легендарная и надёжная, не чета сегодняшним грузовикам. В странах третьего мира такие до сих пор используют, между прочим, — рассказывает генеральный директор компании. — Подходящие варианты искали долго: и во Франции, и в Германии. Но экземпляры в хорошем состоянии попадались крайне редко.

— Это живая история, радующая не только работников фирмы, но и каждого, кто видит автомобиль.

Закончив вводный рассказ, руководитель компании передал слово Максиму, мастеру по приёмке, который занимался подбором и последующим восстановлением Mercedes-Benz 710.

— Когда родилась идея сделать такой проект, естественно, стали думать о способах его воплощения. Растаможка для подобных авто получается очень большая, плюс нарушена сейчас логистика, поэтому здравым решением стала покупка у местных коллекционеров. Подходящий вариант нашли в Бобруйске — экземпляр 1980-х годов, однако нас не устроило его состояние — был слишком «уставший». Правда, когда я поделился с коллекционером задумкой, он сразу ответил: «Знаю, что вам нужно. Есть у меня такой „Мерседес“».

— Спустя пару дней я поехал смотреть машину. Как только увидел её вживую, вопрос был лишь один: когда можем забрать? — вспоминает Максим. — С коллекционером договорились поддерживать связь и делиться результатами работ. Думаю, он доволен, что отдал автомобиль в наши руки: всё-таки мы сюда вложили не столько деньги, сколько любовь.

— А как этот Mercedes-Benz в принципе оказался в Беларуси?

— Автомобиль в качестве гуманитарной помощи передали от пожарной службы Австрии ещё в девяностых годах. Видимо, в Европе он был не нужен. Не похоже, чтобы им активно пользовались и в Беларуси, потому что коллекционер, прошлый владелец, покупал его на базе хранения МЧС с пробегом всего 31 тысяча километров. Машина была на консервации, за счёт чего хорошо сохранилась.

«Мотор в отличном состоянии: завёл с полуоборота и поехал!»

Визуально данный Mercedes-Benz схож с бескапотными грузовиками, и поклонникам советского автопрома может напомнить легендарную «Шишигу». Правда, первое впечатление будет обманчивым: машина имеет переднемоторную компоновку. Под капотом находится рядная «шестёрка» — дизельный двигатель ОМ-312 объёмом 5,7 литра.

Найти оригинальный значок Mercedes-Benz (верхний) — задача со звёздочкой

— Справедливости ради: автомобиль — даже не совсем обычная «710-я» модель, — замечает Максим. — Формально это пожарный Mercedes-Benz TLF8T, построенный на базе полноприводного «710-го» грузовика.

Отдача 5,7-литрового двигателя по нынешним меркам невысокая — всего 100 лошадиных сил, однако для своей эпохи грузовик имел неплохой запас мощности.

— Сразу после покупки мы заменили все технические жидкости, но сам по себе мотор без вмешательств находился в отличном состоянии. Завёл с полуоборота и поехал! Всё, что есть в этом автомобиле, работает: каждый фонарик светится, а рычажок переключается.

У грузовика подключаемый полный привод и самоблокирующийся задний мост. Механическая коробка передач — на пять ступеней, а также есть вал отбора мощности для привода пожарного насоса.

— Здесь установлен компрессорный усилитель на тормоза. Резина — тоже оригинальная, на которой машина ездила в шестидесятых! На передней оси — Continental, а сзади — Michelin. Для нас было принципиальным сохранить заводское состояние грузовика. Покрышки восстановили, и, как видите, они отлично смотрятся.

— В машине есть такие решения, которые действительно удивляют для 1966 года, хотя, по сути, она простая до безумия. Например, запуск двигателя с кнопки. В некоторых современных легковушках это вообще опция за дополнительные деньги!

— Согласно концепции нашей компании, весь транспорт в автопарке должен быть белого цвета. Естественно, после покупки мы стали перекрашивать «Мерседес». Использовали лакокрасочный состав для современных грузовиков: применялись кислотная грунтовка, окрашивание в два слоя, дорогостоящие антикоррозийные составы — всё по технологии, чтобы сохранить его первозданное состояние.

— После покраски занялись перетяжкой сидений, потолка и восстановлением салона. Запарились сильно! Искали в интернете и старых книгах фотографии, как с завода выглядел интерьер. Даже перфорацию дверных карт делали под оригинал.

— Много информации не дошло до наших дней. Например, не удалось найти схемы проводки, которую перекладывали. С другой стороны, такие автомобили делали максимально простыми, поэтому опытный электрик интуитивно разберётся.

— По сути, из всех вещей, которые мы делали с автомобилем, всего несколько отличают его от заводского состояния. Это современное моторное масло, свет от новых «Мерседесов» и задние брызговики.

«Никакого гидроусилителя — тренируйте руки»

По словам собеседника, на трассе немецкий грузовик потребляет около 15 литров дизтоплива на «сотню». С аппетитом, да ещё просит добавки! В условия современного городского трафика машину не погружали — опасная затея.

— Стоит признать, что труд шофёра в середине прошлого века был адским. Никакого гидроусилителя — тренируйте руки, называется. Педали очень тугие, передачи включаются с большим трудом, а стояночный тормоз затянуть и снять сможет только крепкий мужчина. Советский ЗИЛ и рядом не стоит!

Спицевое колесо руля — не для красоты. Если прокручивать его вправо или влево, включаются поворотники. Потянешь на себя — заработает клаксон

— Пока я ехал из Бобруйска после покупки автомобиля, очень сильно устал. Крейсерская скорость «Мерседеса» — 60—70 км, но при этом невероятно тяжело им управлять. В нашей компании его водить способны двое: генеральный директор и я, — смеётся Максим. — Это не «Тесла», где руль мизинчиком можно крутить!

«Барашек» на стене открывает обдув ног встречным ветром. Переключатель слева — дальний свет фар, расположенная под углом педаль — подкачка омывайки

— Хотя дорога из Бобруйска вышла непростой, впечатлений не только мне, но и посторонним людям машина принесла немало. Все сигналили, моргали «аварийкой», фотографировали — никто не остался равнодушным.

Кнопка, с которой заводится грузовик

Переключатель, заглушающий двигатель

Своеобразный подсос для запуска мотора в сильный мороз

— Во многом сложности возникают не столько с управлением «710-м» «Мерседесом», сколько с пониманием, как он работает, — признаётся мужчина. — Специфическое зажигание: вставляешь ключ, а заводишь с кнопки. Глушить машину тоже нужно отдельным переключателем — выключить фазу. Омыватель ножной — водитель должен подкачивать ногой жидкость из бака.

По центру — рычаг стояночного тормоза. Не для слабаков!

— Эргономики здесь нет вообще, а вот практичности — хоть отбавляй. Правда, не по современным меркам. Если в дороге хочешь лёгкий сквознячок, то открываешь «барашком» диффузоры — и тебе подует в ноги. В остальном автомобиль сделан качественно: за столько лет руль и оптика даже не потрескались. Современным машинам такое может лишь сниться!

Пожалуй, один из самых интересных вопросов: а сколько стоит такой раритет? Конкретную цифру в компании называть отказались, уточнив, что за автомобиль иностранцы уже предлагали 50 тысяч евро, причём когда проект ещё не был закончен. Рассуждать о финальной стоимости вложений бессмысленно, но сумма за результат, на наш взгляд, может вплотную приблизиться к 100 тысячам евро. Настолько сегодня ценны экземпляры в состоянии «как будто вчера с завода».

**

Представители компании отмечают, что теперь раритетный Mercedes-Benz займёт почётное место на постаменте, где будет виден проезжающим рядом с офисом водителям. В будущем грузовик также попадёт на выставки и автомобильные фестивали.

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram