Почти «волчок». Замерили мощность редкого 24-клапанного Mercedes-Benz 300Е

Почти «волчок». Замерили мощность редкого 24-клапанного Mercedes-Benz 300Е

Главный герой сегодняшнего материала — прекрасно сохранившийся Mercedes-Benz 300E. На первый взгляд седан в кузове W124 не отличается от своих более «уставших» собратьев (разве что состояние иное). Однако это не так. Под капотом «немца» находится легендарный трёхлитровый бензиновый L6 с 24-клапанной ГБЦ, да и «механика» здесь необычная — «шумахерка» с зеркальным переключением передач. Рассказываем, как удалось найти такой редкий экземпляр и в каком он состоянии.

«Замена задней подвески — до 800 долларов»

Для начала сделаем оговорку, что на данный момент немецкий седан принадлежит Алексею Мухлаеву — нашему постоянному эксперту и директору центра антикоррозийной защиты KROWN. Будучи большим ценителем редких автомобилей и процесса их восстановления, он периодически пополняет свою коллекцию.

Mercedes-Benz W124 1991 года мы купили у мужичка в Лиде за $3 850. Можно долго рассуждать, много это или мало, но когда нет рынка для этой модификации, цена не подлежит анализу. Бывший владелец хотел отдать в руки людям, которые смогут сохранить автомобиль.

— Пришлось выкинуть из подвески десять рычагов, а вместо них поставить оригинальные. Не сказать, что состояние было совсем убитое, но «Мерседес» нуждался в обслуживании. Прошлый хозяин ездил достаточно мало — порядка 10 тысяч км в год. Всё остальное время машина простаивала в гараже.

Пробег 31-летнего Mercedes-Benz 300E-24 составляет 293 700 км

— Всю заднюю подвеску мы перебрали и заменили. Она недешёвая, если устанавливать одни оригинальные элементы. А здесь только оригинал, который и должен быть по заводу. В целом можно вложить от 600 до 800 долларов, — уточняет Алексей. — Зато когда поставил, если не влетать в бордюры и ямы, на пять лет забываешь о проблемах по ходовой. Это очень надёжная многорычажная система, которой Mercedes весьма гордился.

— Я так и не выяснил, что здесь за подвеска спереди. Есть два варианта: или Sportline, или специально усиленная конкретно под этот двигатель. Информации о данной модификации мало, поэтому возникают определённые сложности. Передняя подвеска, кстати, вся оригинальная.

Алексей Мухлаев попутно обращает внимание на передние суппорты в 300E-24: они двухпоршневые.

— Это специальные усиленные тормоза — как в спорткарах. Собственно, они принципиально отличают машину от всех других «Мерседесов» на 3,0 литра тех лет. Моторы одинаковы: рядные «шестёрки», только такая версия — на 24 клапана. Соответственно, и мощность разная. Если у обычного 180 л. с., то у этой уже 220 сил.

У модели один-единственный «плавающий» стеклоочиститель

— Нет двух одинаковых старых «Мерседесов» — все различаются. К слову, здесь и комплектация достаточно необычная, — рассказывает владелец. — В Mercedes-Benz позволяли клиенту выбирать те опции, которые ему необходимы. Например, тут есть двигатель, «коробка», фаркоп и… всё. В машине нет ровным счётом ничего: ни стеклоподъёмников, ни кондиционера, ни кожаного салона. Такие вот особенности «Мерседесов» тех лет.

«W124 много ржавых, а этот хорошо сохранился»

Познакомившись с автомобилем поближе, перемещаемся к подъёмнику, где Алексей подробно расскажет о слабых местах модели, а также наглядно продемонстрирует, почему данный экземпляр — живее всех живых.

— С точки зрения коррозии нас поразило, что эту машину никогда не варили и с ней ничего не делали. Да, присутствует ржавчина на элементах подвески, но это стандартная вещь для настолько возрастных автомобилей. Силовая конструкция спереди и сзади ровная, без «гармошки», а это означает, что в ДТП «Мерседес» не попадал. Похоже, кузов царапали несколько раз, перекрашивали весь, кроме крыши и крышки багажника. Но в целом машине повезло.

По словам Алексея Мухлаева, об истинности небольшого пробега можно судить по полностью оригинальному глушителю. Единственная отсутствующая его часть — вырезанный катализатор.

— Какие-то кусочки здесь вваривались, но задняя и средняя банки заводские.  

— Днище автомобиля тоже целое, хотя в 30-летних образцах часто встречаются сквозные дыры. Как мы видим, этот «Мерседес» лишён подобных недостатков. Семь лет назад машина обрабатывалась антикоррозийным составом, но после ничего дополнительно не наносили. А старый засох и потрескался. Когда наши специалисты стали проводить обработку, то автомобиль, как губка, начал впитывать новый состав. Наносить средство пришлось несколько раз, чтобы обе смеси хорошо работали.

— Внутри лонжеронов, в скрытых полостях, мы действительно обнаружили коррозию. Она присутствовала в небольшом количестве, благодаря чему пороги и другие элементы силовой структуры остались целыми.

Как отмечает Алексей, стандартные «болячки» для подобных автомобилей — разрушение шпилек, хомутов, а также места соединений разнородных металлов.

— Области рядом с глушителем сильно теплонагружены, поэтому тоже в первую очередь страдают от коррозии. Как мы видим, здесь отсутствует тепловой экран, а вот небольшие очаги разрушения, наоборот, заметны. И это причинно-следственная связь! — добавляет директор автоцентра. — Традиционно в задней части машины коррозии больше: аэродинамика способствует забрасыванию туда грязи. Здесь пятнышки есть, но поверхностные.

При покупке подобных автомобилей стоит обращать внимание на поддомкратники — они выгнивают по кругу. К слову, в этом «Мерседесе» как раз там обнаружилось единственное место со сквозной коррозией — маленькая дырочка под обшивкой порога.

— Она была совсем некритичная, поэтому мы решили ничего с ней не делать. А зачем? Машина вся в родном виде — не хочется нарушать эту идиллию. Обработали и остановили процесс без кузовного ремонта.

Алексей Мухлаев обращает внимание на заднюю часть «Мерседеса», особенно на места крепления подвески. По его словам, в перевёрнутый стакан вкручивается крепёжный болт, который ослабевает из-за процессов коррозии и может со временем отломаться.

— Кстати, это первое и самое опасное, что может отвалиться в задней подвеске, ведь нарушается силовая структура автомобиля. Здесь стаканы целые. А если места крепления невредимы, то уже можно считать, что машина неплохо сохранилась.

— Пороги — очень больное место этих экземпляров. Они нещадно осыпаются, — без преувеличения говорит эксперт. — Силовую часть порога скрывают пластиковые накладки, под которыми скапливается огромное количество песка, грязи и дорожных реагентов. Да и вообще, они прячут сам порог от взгляда. Бывает, эти накладки отщёлкивают — а под ними и нет ничего.

Поддомкратники представляют собой вваренную в порог трубку. Именно эти круговые сварные швы сильно подвержены коррозии. Снизу расположены поддомкратники для шиномонтажа.

Крыло от испанского «донора» — сверху. Родное заднее крыло — снизу 

— Два крыла и решётка радиатора, снятые с машины 1991 года, куплены в Испании. Причём в идеальном состоянии — почувствуйте разницу наших климатов. Оказывается, до сих пор существует целая индустрия по привозу запчастей! 100 долларов за элемент — и тебе доставят по заказу будто с завода.

— Пластиковая «листва» — и фишка «124-го» кузова, и беда. Под этими накладками скапливается грязь, выгнивают крепления крыла, после чего оно начинает болтаться. Мы уже сняли отсюда старые крылья и поставили свежие.

— Активно выгнивает низ дверей. Ржавчины здесь очень много, но дырок не видно, поэтому мы решили остановить процесс коррозии.

Кроме того, что задние арки в принципе являются местами, склонными к гниению, там тоже есть пластиковая накладка, именуемая «бананом».

— «Бананы» всегда воровали, как и саму «листву». Зачем? Чтобы владелец пришёл на рынок и купил их по цене 50—60 долларов за пару. Тут показательная ситуация: «бананы» прикручены саморезами — под ними необработанный металл, ставший лёгкой целью для коррозии.

Места вокруг антенны и замка багажника выгнивают по кругу. Здесь всё в полном порядке

— По нише для запаски тоже легко определить, проводился ли кузовной ремонт и ударяли ли седан сзади. Заводская краска — есть, «гармошек» и складок — нет.

— Свесы передних лонжеронов ровные и прямые — ещё одно подтверждение, что машина серьёзных ударов не получала. Судя по истории, 12 лет назад в Германии её слегка притёрли, повредив капот и фару.

— Думаю, это авто спасло то, что оно долгие годы ездило по периферии. Наверное, в деревнях не сыплют соль на дороги — других вариантов не нахожу. Хотя Mercedes-Benz W124 находится в топе самых быстроржавеющих автомобилей, этот в очень хорошем состоянии. Собственно, одна из основных причин, почему мы его купили.

«На третьей передаче разгоняется до 150 км/ч!»

И всё-таки самое ценное в данном Mercedes-Benz — его мотор. Двигатель серии M104 с 24-клапанной ГБЦ впервые появился как раз на версии 300Е-24. Это по праву один из легендарных ДВС концерна, относящийся к числу «миллионников». Несмотря на огромный ресурс, агрегат не любит перегрева, а также старого масла, из-за которого страдают маслонасос и маслофорсунки.

— Это предтоповый двигатель для 1991 года. Круче него лишь «500-й» «волчок» — их выпущено всего только 10 000 штук.

Воздушный фильтр для данного мотора стоит 30 долларов

— Двигатель был весь в масле — его отмыли, а после отдали механику полностью перебрать его. Все прокладки заказные, из стандартного почти ничего, поэтому требуется толстый кошелёк и хороший мастер. Мы залили в агрегат мягкую промывку на 1 000 км, провели раскоксовку, после чего М104.980 LH-Jetroniс работает идеально. В общей сложности пришлось потратить 3 300 рублей на устранение проблем по технической части, включая ТО.

— С возрастом такие моторы текут. Собственно, это одна из главных причин продажи «Мерса» прошлым хозяином, — добавляет Алексей Мухлаев. — Двигатель отлично подхватывает и способен работать в широком диапазоне оборотов. А слушать его урчание — одно удовольствие.

Для модели W124 данный мотор получил систему впрыска Bosch LH-Jetronic и систему зажигания EZL.

— Честно говоря, мне говорили, мол, можно покопаться, чтобы сделать из этого «Мерседеса» пушку-гонку. Вернуть былое величие, так сказать. Но зачем? Пока работает само — лучше не лезть. По системе впрыска Jetronic хороших специалистов не отыскать, а если и найдёшь, то не каждому доверишь исправную машину. 

— Ещё этот двигатель работает с механической коробкой от Getrag или мерседесовской, но выпущенной по лицензии Getrag. У неё есть особенность спортивной версии — зеркальное переключение передач. Кроме того, здесь стоит двухмассовый маховик — и это на гражданском автомобиле 1991 года! Он для того, чтобы переваривать солидный крутящий момент 265 Нм, который передаётся от мотора к КПП.

Насечки в виде жёлтых чёрточек на спидометре отображают потолок скорости для каждой из передач

— Сам двигатель высокооборотистый: красная зона у него начинается от 7 000 об/мин. Первая передача — на себя и вниз, вторая и третья расположены по прямой. Всё-таки это самые ходовые передачи на треке. Для лучшего понимания возможностей двигателя: на третьей машина разгоняется до 150 км/ч! По факту на ней можно ездить как на «автомате»: от 20 до 100 км/ч без напряга.

Алексей не исключает, что в будущем дооснастит «Мерседес» другими опциями

— Последние девять лет машину эксплуатировали в пенсионерском режиме, особо не нажимая на педаль газа. Наверное, отчасти из-за экономии топлива. Но расход здесь не такой большой — 13 литров в городском цикле.

«Из 220 лошадей осталось только 190»

Чтобы установить фактическую мощность 24-клапанного мотора, мы отправились к специалистам Auto-Diagnostic. Они произвели необходимую подготовку, после чего сделали тестовые замеры на диностенде.

— Разогнать Mercedes-Benz удалось до 189 км/ч. Замер выполняется на одной передаче, в данном случае на четвёртой, поэтому максимальная скорость в нашей ситуации 189 км/ч, но на пятой будет выше. При этом результаты контрольных измерений получились следующими: наибольшая мощность мотора — 193,9 л. с. при 6 634 об/мин, а пиковое значение крутящего момента — 242 Нм при 4 724 об/мин, что вполне неплохо для 30-летнего авто, — делает заключение эксперт.

— На отметке около 4 800 об/мин есть небольшой провал крутящего момента. Вполне вероятно, что его причиной может быть наличие какой-то неисправности. Для более точного определения проблемы желательно выполнить детальную диагностику под нагрузкой. Однако выявить это под силу только действительно опытному мастеру.

Специалист сервиса подчеркнул, что такие старые автомобили на замер мощности приезжают редко. Также он отметил: увеличить данный параметр малой кровью на этом атмосферном моторе вряд ли получится.

Заводской график замеров на новом Mercedes-Benz 300E-24

**

Завершая беседу о редком Mercedes-Benz W124 300E-24, Алексей Мухлаев отметил, что весной собирается произвести восстановление ЛКП на основе оригинального. По его словам, эта современная технология дешевле и лучше полной покраски автомобиля.

Сразу после съёмки W124 отбыл в гараж, который покинет, когда наступит тёплая и сухая погода. Пока же «Мерседес» отправился в спячку до очередного звёздного часа.

av.by выражает благодарность авторизованному центру антикоррозийной защиты KROWN и Auto-Diagnostic за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen