МАЗ на батарейках и квадрицикл M1NSK. Что ещё показали на Дне электротранспорта

МАЗ на батарейках и квадрицикл M1NSK. Что ещё показали на Дне электротранспорта

Вчера состоялась выставка, приуроченная ко Дню электротранспорта. Последние разработки НАН и прошлогодние новинки мирового (китайского) автопрома  демонстрировали возле Национальной библиотеки. Пройти мимо мы не могли, поэтому заглянули на огонёк. Рассказываем, что интересное увидели.

Электрический МАЗ: «Комплект батарей стоит $80 тысяч»

Больше всего внимания привлёк среднетоннажный грузовик МАЗ-4381ЕЕ с электрическим приводом. Среди других «экспонатов» он выделялся прежде всего размером, а также бирюзовым цветом.

— Особенность грузовика в том, что он очень похож на дизельный автомобиль. Все узлы максимально унифицированы с дизельной машиной, только вместо бака стоит батарея, а ДВС заменена электроприводом, — рассказали у стенда. — Это экспериментальный образец для проверки технических решений уже со всеми белорусскими компонентами. «Начинка» китайская, а остальное, включая сборку и абсолютное большинство элементов, — наше. В том числе аккумуляторные батареи!

— Построен на грузовом шасси МАЗа. Считаю, это одно из главных преимуществ: потом в эксплуатации и обслуживании на сервисной станции трудностей не должно возникать. В текущем году мы должны продать десять штук, они сейчас изготавливаются по плану. Более того, мы даже выбираем, кому именно реализовать: желающих больше, чем мы можем произвести.

— Запас хода — вещь относительная, ведь каждый производитель делает замеры, как считает нужным. На мой взгляд, корректнее всего устраивать испытания на определённой скорости в снаряжённом состоянии, а не нагруженном. Многое в том числе зависит от стиля езды водителя. Это второй образец, по первому результаты были следующими: при батарее на 90 кВт·ч и электромоторе мощностью 70 кВт полного заряда хватало на 70 км пути, причём целиком загруженного автомобиля. В выставочном варианте уже 180 кВт·ч, поэтому и пробег увеличился вдвое.

— Важно понимать, что зависимость от ёмкости батареи не прямая. Соответственно, на такой АКБ возможно проехать и больше 140 км. Выносливость увеличивается за счёт более широкого использования аккумулятора.

По словам представителей МАЗа, от мощной зарядной станции восполнить энергию батареи удастся за час.

— Быстрая подпитка снижает ресурс АКБ, поэтому её лучше использовать реже. От медленной станции зарядить получится за девять часов. Для конкретно этого образца батарея стоит 80 тысяч долларов — это весь комплект.

Квадрицикл от «Мотовело»: «Пока белорусского здесь ничего нет»

Квадрицикл M1NSK — опытный образец завода «Мотовело», который разработали совместно с китайским предприятием. Называть его можно микроавтомобилем, правда, пока он так не сертифицирован. Ориентировочная цена — 9 900 долларов.

— Есть базовая комплектация автомобиля с кондиционером, подушками безопасности, «автоматом». Дальность хода при полной батарее — 120—150 километров, а на зарядку АКБ потребуется шесть часов. Автомобиль предназначен для городской эксплуатации или внутри цехов предприятия.

— В будущем планируем снижать издержки, из-за чего цена уменьшится. По результатам сертификации мы учтём какие-то требования к доработке тех или иных элементов, поэтому следующие модели будут улучшены.

— На данный момент белорусского здесь ничего нет, но и сборка корпусная, да и образец опытный. В последующем планируется использование покрышек предприятия «Белшина», будут ставиться отечественные аккумуляторные батареи и электропривод, а также рассматриваем шасси выпуска БелАЗа. Модернизировать есть куда.

Вес транспортного средства — до 500 кг, из-за чего оно по классификации ближе к квадрициклу, нежели к автомобилю. Удивительно, но в Китае существует весьма любопытный экземпляр — Arcfox Lite от компании BAIC. Судя по характеристикам, это полноценный электромобиль: на задней оси установлен двигатель мощностью 50 л. с., масса — 895 кг, а максимальная скорость — 110 км/ч. Маленький электрокарчик визуально очень напоминает изделие завода «Мотовело». В общем, судите сами...

Электрокар Sidus A01 и пикап белорусской сборки на батарейках

На мероприятии мы заметили секцию с работниками Национальной академии наук, об электромобилях которой мы уже рассказывали (читаем здесь, а ещё и в этом материале). Времени с момента первого публичного появления «электричек» прошло немало, поэтому возникает логичный вопрос: когда их смогут купить обычные люди?

«Если цена не превысит $10 тыс. — будет спрос». В НАН показали пикап с белорусским «нутром»

Первый белорусский электрический минивэн за $50 000. Кто его купит?

— Буквально сейчас обсуждали с министром вопрос, как наладить мелкосерийное производство: создать десять, двадцать или даже пятьдесят автомобилей. С конкретным заводом пока не определились. Всё-таки мы институт, нет собственных мощностей. Сейчас будем писать заявку и составлять предложение для производителя, который сможет взяться за выпуск наших машин.

— К примеру, к электропикапам Academic Electro есть интерес. Ими интересуются службы доставки, «почтовики». Конкретно эта модель предназначена для работы в парке или зоне отдыха: запас хода — 150 км, а максимальная скорость — 50 км/ч. Тихоходная, компактная и манёвренная машинка. Совместно с МАЗом мы разрабатывали электрогрузовик 4381ЕЕ: тяговый электропривод, батарея и управление ею — наше. Модель пойдёт в серию, и это хороший пример взаимодействия производителя и наших специалистов.

— В этом году у нас должен выйти образец грузового автомобиля на базе китайского шасси JAC, но меньшей тоннажности, чем МАЗ-4381ЕЕ.

Электромотоцикл за $4 000: «Появится заказчик хотя бы на 20 экземпляров — будет смысл»

Пока мы проходили мимо стендов каждой организации — участницы выставки, взгляд невольно зацепился за электромотоциклы с шильдиком Minsk. «ЭлектроМинчик»? Как оказалось, это разработка приборостроительного завода «ОПТРОН» Национальной академии наук РБ. Нам подробнее рассказали об экземпляре.

— У нас производственная организация с научным уклоном, соответственно, есть основные направления и вторичные: занимаемся прикладными механизмами, редукторами, тепличными тележками, пожарными стволами, но также существует небольшой коллектив сотрудников, которые работают с электротранспортом. Организовали лабораторию, где занимаются литийионными батареями: собираем свои АКБ и перебираем батареи от электроскутеров, оказывая услуги населению. Здесь, на нашем стенде, продемонстрирована идея сотрудничества науки и здравого смысла.

Также представитель завода указал на электроскутер СД-1000 с запасом хода на 50 км, после чего мы перешли к обсуждению мотоциклов. Цена — около 4 000 BYN. Стоимость таких байков — порядка 3 500—4 000 условных единиц, однако это расчёты при использовании батареи увеличенной ёмкости более мощным электромотором с запасом на 150 км.

— Если говорить конкретно про мотоциклы, то здесь сейчас находятся опытные образцы. Мы уже второй год изучаем спрос, но даже по участию в выставках понимаем, что направление электромотоциклов представлено пока слабо. Людям интереснее средства индивидуальной мобильности, на которых можно съездить в магазин, не имея водительских прав. Когда появится заказчик хотя бы на 20 экземпляров, будет смысл сертифицировать модель. Выпуск одного мотоцикла сравним с дизайнерским изделием — нерентабельно. Электрические байки серии Red Line спроектированы полностью с нуля. Часть комплектующих — производства минского завода «Мотовело», самого близкого поставщика. Батарею, двигатель и электронику мы делаем сами.

— Есть образцы, которые мы готовы уже выкатить на рынок. Например, электроскутер на базе «Хорс 051». Производитель поставил нам ходовую часть — в неё вклеили маятник, мотор-колесо и наш электропривод. Электроника и батарея — тоже собственного выпуска. В итоге имеем максимальную скорость 65 км/ч и запас хода 60—70 км в зависимости от веса водителя. Сейчас таких скутеров сделана опытная партия в десять штук, и после нанесения VIN-номера отгрузим на реализацию в сеть. Примерная стоимость — 6 000 белорусских рублей.

Собран классно, но есть и «косяки». Проверили, готов ли электрокар Geely Geometry C к зиме

На выставке был представлен также электрический Geely Geometry C. Мы уже делали обзоры на стильный хетчбэк. Как нам подтвердили представители Geely, новая партия Geometry C ожидалась в июне, но так и не пришла, поэтому ждать следующего завоза можно не раньше 2023 года.

BYD Han: «В Китае дают пожизненную гарантию на АКБ»

Минчанин о Chery EQ5: «Когда приехала в Беларусь, разобрал её до винтика»

Китайский «гаджет» за $50 000. Гродненец купил необычный электрокар Xpeng P7

**
Ну а если вы по каким-то причинам не успели побывать на Дне электротранспорта,  то сегодня в столичной «Песочнице» проходит фестиваль электромобилей GREENCARS DAY. Там представят порядка 50 «электричек» — каждая из них доступна для осмотра (в т. ч. можно посидеть и «пощупать»!) и оценки. Приезжайте! «Песочница» (ул. Куйбышева, 45) будет открыта с 12:00 до 20:00.

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram