— Комплект летних покрышек — Belshina Artmotion — я купила ещё в начале марта! Цена вопроса — 397 рублей. Говорят, самые ходовые размеры быстро разбирают, потом их просто не будет, — делится со мной фотограф Алиса, пока мы движемся в сторону авторынка на Малиновке. Она из тех, кто думает наперёд, — и среди павильонов с шинами уже лавируют автомобилисты, предпочитающие, подобно ей, обо всём позаботиться заранее. Но пока окончательно не растаял снег в подворотнях, посетители только прицениваются, задают вопросы, щупают да поглаживают круглые и чёрные...
Бывает, что-то берут, но нечасто: горячий сезон, считают торговцы, в лучшем случае откроется через недельку-другую. А вот в павильоне «Белшины», что на столичной улице Тимирязева, история совсем иная — там пик продаж колёс начался уже в субботу.
«Лето» подешевело минимум на 20%
— Что насчёт качества «Белшины»? Сколько стоит? — интересуется мужчина у продавца на авторынке.
— По качеству как и российский Cordiant. Это оптимальный вариант. Цена — 120 рублей за колесо, — неспешно отвечает тот.
Потенциальный покупатель внимательно рассматривает покрышки, щупает протектор, даже постукивает пальцами по боковине и... ретируется! Но недалеко: в раздумьях останавливается у павильона, размышляя: взять колёса сейчас или ещё подождать?
Рядом проходят двое мужчин, в каждой руке несут по шине. Кладут покупки в багажник — эти товарищи к лету почти готовы. Тому, что сезон сухих дорог скоро наступит, есть ещё одно свидетельство — уже «переобувшиеся» машины на шиномонтаже. Правда, пока их лишь единицы.
— Зимой белорусов на рынке почти не было, обращались в основном россияне. Если бы не они — положили бы зубы на полку! Сейчас людей больше, но массовой торговли колёсами нет, пока только единичные случаи. В среднем продаём пять-шесть штук в день, — описывает обстановку на авторынке Владимир. — Если и берут летние, то потому, что зимние уже совсем плохие. При этом посетители интересуются всем товаром, предлагаемым нами, но активно покупать начнут где-то через неделю — может, две. Пока на улице лёд, а ночью ещё бывает мороз, рано говорить о сезоне.
Нынешней весной, по словам торговца, резина, особенно летняя, обойдётся владельцам точек дешевле, чем в прошлом году. Связано это с постановлением Совмина «О системе регулирования цен», согласно которому максимальная надбавка импортёра на шины для легкового автомобиля не должна превысить 20%, а торговая надбавка — 30%. А значит, и обычные водители могут выиграть в деньгах.
Так, например, за одно колесо российской компании Cordiant в типоразмере 195/65 R15 Владимир просит 105 рублей. Импортные Кormoran или Nokian тех же параметров обойдутся уже в 140 рублей, а корейские покрышки Nexen — в 150 рублей за штуку. Стоимость одной шины именитого Continental и вовсе пугает — 190—200 рублей! Последний вариант, впрочем, выберет сегодня «один из тысячи».
— В основном белорусы предпочитают Cordiant и Belshina. Россиянам же сильнее нравятся китайские бренды — и подобных предложений на рынке хватает. С большего же спрос остался таким же, каким и был, — говорит Владимир.
Выбирают недорогие, но качественные!
— Принципиальной разницы между тем, что интересовало автомобилистов раньше, и тем, что привлекает сейчас, нет. Всё зависит от доходов населения. Некоторые готовы платить немалые деньги за премиум-качество. Например, за Michelin и Continental. Но таких покупателей мало, — добавляет Дмитрий, другой продавец на авторынке. — Около 60—70% моих клиентов останавливаются на стартовом сегменте — это белорусские и российские шины.
Причём вторые в некоторых позициях уступают по качеству белорусским, однако именно ими рынок завален больше, чем какими-либо иными предложениями. Есть ещё один неплохой, крепкий середнячок — колёса из Сербии (Tigar, Kormoran, Taurus) и Турции (Petlas). Кто-то покупает сразу комплект, другие берут парами. Бывает, что и по одному колесу — если старая покрышка порезана или испорчена.
Водители, продолжает торговец, привыкли к определённым товарам и выбирают то, что хорошо знают. Поэтому в Малиновке из сезона в сезон представлены примерно одни и те же бренды. Хозяевам павильонов нет смысла предлагать что-то новенькое, сверхъестественное. Но неужели санкции не сказались на ассортименте?
— Они влияют только на ценовой диапазон, а в целом всё как было, так и осталось. Никаких кардинальных изменений нет. У нас на рынке выбора более чем хватает. Это и корейские шины, и европейские, и российские, и белорусские. Всё закупаем в Минске. Много «китайцев» — кто-то «переобувает» машину исключительно в них. Зависит от того, на что рассчитывает человек и какая сумма у него в кармане, — поясняет мужчина.
Продавцы в один голос заявляют: пока рано ждать клиентов, да и те, что приходят, с деньгами расстаются вяло. Дмитрий согласен: ничего необычного на рынке, который иной раз становится местом притяжения для многих автомобилистов, пока не происходит.
— У нас, конечно, есть ожидания от нового сезона. На данный момент летние шины приобрели только семь процентов, максимум десять. То есть основной поток людей ещё впереди, — считает собеседник.
Модель |
Рынок, цена в руб. за 1 шт. |
Интернет, цена в руб. за 1 шт. |
195/65 R15 |
||
Kormoran Road Performance |
120 |
149 |
Cordiant Sport 3 |
105 |
113 |
Tiger High Perfomance |
120 |
150 |
Continental UltraContact |
190 |
210 |
Belshina Artmotion BEL-283 |
120 |
109 |
«Не факт, что бэушные колёса дешевле новых»
«Хочется „переобуться“ дёшево и сердито» — наверное, это основной запрос, с которым белорусы приезжают на авторынок. И если на новых шинах сэкономить не получается, берут подержанные. Тут главное поспешить: первый забирает лучшее — таков уж закон в сфере «бэушки». Желающие приобрести к теплу полноценный комплект именитого бренда, состоящий из четырёх колес, могут не успеть: с приближением тепла остаются только «одиночки».
— Сейчас сложнее привезти зарубежные товары: у нас нет возможности поехать и выбрать что-то интересное себе, а от чего-то отказаться. Что поступает, то и продаём. Тут как повезёт! Хорошие вещи мы получаем нечасто, и их сразу разбирают, — вводит в курс дела Пётр. — Это история не одного дня. В прошлом году покрышки не отличались качеством, а ранее была пандемия — такая же ситуация. Мы уже к подобному привыкли.
Некоторые ищут летнюю «обувь» для машин в интернете. Но лучше, уверен мужчина, если владельцы легковушек прибудут в офлайн-точку, своими глазами посмотрят на товар, потрогают и покрутят в руках реальную шину.
Модель |
Рынок, цена в руб. за 1 шт. |
Интернет, цена в руб. за 1 шт. |
205/55 R16 |
||
Matador MP 47 Hectorra 3 |
130 |
— |
Cordiant Comfort 2 |
120 |
— |
— Судя по прайсу Belshina, новые колёса подешевели, причём неплохо. Но даже без этого ещё не факт, что подержанные стоили бы меньше. Если они произведены хорошей фирмой и качество не вызывает нареканий, цена может быть одинаковой. Но есть интересный нюанс: когда стоит выбор между новым «китаем» и брендовым, отлично сохранившимся «Мишлен», скорее всего, человек остановится на втором варианте, считая, что так лучше, — говорит Пётр.
«У нас уже пик продаж»
Раньше на рынке в Малиновке располагался павильон «Белшина». Теперь его здесь нет, поэтому купить отечественные покрышки можно в торговом центре «АвтоГрад» (Тимирязева, 114/7). И если в Малиновке затишье, то в Ждановичах — буря: желающих сменить шины к тёплому времени года не счесть!
— Торговал бы я один — наверное, задохнулся бы в потоке покупателей. Ещё вчера ажиотажа не было, люди заходили, приценивались, но покидали магазин с пустыми руками. А уже сегодня утром (суббота, 18 марта. — Прим. авт.) от них отбоя нет. За пару часов мы обслужили 18—20 человек. И это только начало, так что можно объявлять сезон открытым, — радуется Сергей Владимирович.
Ассортимент в магазине большой. Есть и востребованные новинки. Например, у Belshina в типоразмере 235/60 R15, который раньше у нас не выпускали, и 245/45 R18. Среди белорусов с машинами среднего класса по-прежнему популярны покрышки 195/65 R15 (106 рублей за штуку), 205/55 R16 (130 рублей), 225/45 R17 (151 рубль).
Модель |
Рынок, цена в руб. за 1 шт. |
Интернет, цена в руб. за 1 шт. |
225/45 R17 |
||
Tigar Ultra High Performance |
190 |
202 |
Nokian Tyres Nordman SZ |
240 |
237 |
Kormoran UHP |
190 |
170 |
Покупают посетители как сразу комплект, так и по одному колесу, парами, а иногда все пять — чтобы была запаска. Разве что оптом приобрести здесь нельзя. Как и рассчитаться картой рассрочки — оплата сразу банковской карточкой или наличными.
— Сложно сказать, изменился ли спрос на шины за последний год, но по отношению к «Белшине» он постепенно растёт. Белорусский производитель по продажам опередил Кormoran и Tigar, чувствуется, что на нашем рынке он занимает лидирующие позиции. Тот, кто раньше предпочитал импорт, попробовал отечественные покрышки и не разочаровался. Даже сегодня была ситуация: пришёл мужчина, сказал, что шесть лет назад покупал у нас шины. Попросил такие же! Словом, любит их наш народ, — заключает Сергей Владимирович.
Каролина Губаревич
Если у вас были проблемные ситуации с покупкой или эксплуатацией шин либо вопросы с гарантией — пишите нам на news@av.by. Будем разбираться!