Репортаж с авторынка в Малиновке: «Россиянам дизельные Renault даром не нужны!»

Репортаж с авторынка в Малиновке: «Россиянам дизельные Renault даром не нужны!»

С конца марта мы не появлялись на авторынке. Многие продавцы тогда заметно паниковали: будущее казалось очень туманным, вся надежда была на россиян, которые активно наведывались за свеженькими иномарками. Что ж, лучше времени уже не будет: курс доллара вроде бы стабилизировался, прогнозы немного прояснились, погода для прогулок — просто шикарная.

Ну и не забываем, что у автодилеров дела лучше не стали — новых машин в салонах практически нет. Хочешь не хочешь, а всё чаще приходится обращаться к «бэушке». Какие настроения теперь хороводят в Малиновке и есть ли там российские перекупщики? 

Россиянам нужен премиум, а белорусам — «всё, что дешевле $15 000»

Дорога на авторынок в Малиновке — это всегда русская рулетка: оставишь ты сегодня подвеску на очередной яме или всё-таки повезёт? Благо в этот раз креститься и перебирать бранные слова пришлось не нам: ехали на такси. 

Наш водитель, заприметив стройные ряды свежих иномарок, сильно удивился: «А что, авторынок ещё жив? И кто сейчас здесь торгует — перекупщики?»

Ну почти. В Малиновке действительно давно нет «физиков»: сплошные автохаусы и когда-то поднявшиеся на новый уровень перекупы.

Недалеко — «АвтоМолл «Кольцо» и павильоны с б/у запчастями. Окружает всё это «богатство» сине-жёлтый забор. Предчувствуя, что на сей факт скоро обратит свой взор бригада коммунальщиков с идеологически правильной «чырвона-зялёнай» краской, искренне надеемся, что и дорогу они не оставят без внимания. 

Тем не менее многолетние выбоины покупателей не останавливают: определённо, людей на рынке гораздо больше, чем в конце марта. Все с семьями! Берут с собой не только детей, но и четвероногих друзей. Видимо, чтобы можно было оценить вместимость понравившегося автомобиля, не отходя далеко от обменника.

Казалось бы, продавцам надо ликовать: наконец-то жизнь закипела! Но наш оптимизм разделяют не все. Многие и вовсе уверяют, что это не дела, а так — делишки. Дескать, в прошлые годы покупателей было гораздо больше. Правда это или всё же отговорка, мы так и не узнаем. Но становится понятно одно: про заработки здесь говорить не любят. Более того, некоторые торговцы на любые попытки сделать снимки реагируют достаточно агрессивно. 

— Не фотографировать! 

— Хорошо, не будем. А вы продавец или покупатель?

— Не тот и не другой. Вообще никто. Просто сижу. 

Что ж, приняли такой философский ответ к сведению — и идём дальше. Попутно замечаем, что на рынке как никогда много Honda Civic (примерно столько же, сколько сейчас насекомых на трассе М6, но точно не считали). Интересуемся у одного из торговцев, с чем это связано.

Наши стали брать активно. Особенно если с минимальными повреждениями — с руками отрывают. За последние три недели у меня пять таких машин белорусы купили.

— А мы подумали, что у россиян какой-то тренд на «Цивики» пошёл… Поехали к нам наши соседи в связи с последними событиями?

— Россияне к нам приезжают регулярно из-за падения курса и отсутствия автомобилей на внутреннем рынке. У нас есть свои «постоянники», да и новых лиц хватает. Много людей, которые покупают машину для себя, а не для перепродажи. 

— Какие авто берут россияне? Все по-разному. Вот у меня, например, недавно уехали «Мустанги» — забрали ребята из Москвы. Сказали, что для себя. Но на перегон спорткары тоже приобретают. В основном россияне любят Audi, BMW, Volvo. Неплохо стали относиться к «американцам». Самые продаваемые сейчас — Chevrolet Equinox и Malibu. «Французов» иногда тоже смотрят — Renault Scenic, Espace. По большей части их интересуют машины от $15 000. Белорусов — всё, что дешевле. 

На словах об американских машинах к своему коллеге подключился ещё один продавец. Махнул рукой в сторону белоснежных GMC Terrain и начал активно их рекламировать. 

— Это лучший «паркетник»! Экономичный (до 9 литров по городу), есть девять передач. Отличная машина для нашего народа! Они оцинкованы — я могу хоть сейчас поехать на любой сервис и продемонстрировать вам это на подъёмнике. За последнее время продал 14 GMC: шесть из них разъехались по Беларуси, остальные отправились в Россию. Я «европейцев» вообще не признаю, выступаю за американские машины. Видите: рядом Buick Envision стоит? Вот у меня такой же! Есть даже прикольная опция. Когда пассажир начинает разговаривать, голос компьютера предупреждает: «Не отвлекайте водителя от движения». 

— А как «американцев» сейчас ввозите? Или это то, что осталось с февраля и раньше?

— Сохранились машины, которые мы всё это время ремонтировали. Что-то ещё доплывает. Есть компании, которые нам авто спокойно, без вопросов в порту выгружают, а есть те, кто отказывается сотрудничать по понятным мотивам. Ну и выросла стоимость доставки авто из Клайпеды в Беларусь. В Литве прекрасно понимают, что сейчас на этой ситуации можно подзаработать. Вот и накручивают ценник!

— А на европейских аукционах машины подорожали?

— Однозначно. Причём цены поднялись минимум на €1 500, если, например, говорить о Renault и Opel. В премиум-сегменте стоимость отдельных моделей Audi, BMW, Mercedes могла взлететь и на пять тысяч евро! В Европе сейчас мало машин, спрос увеличивается, а вместе с ним и цены. Из-за падения курса евро для многих цена кажется такой же как раньше. А все потому, что белорусы всегда считали и считают в долларах. Но к концу года они станут ещё выше — это точно. Вот только потянут ли их белорусы?

От рассуждений о будущем нашего собеседника отвлекли две девушки: они активно присматриваются к Equinox. Точнее, уже присмотрелись и готовы «Шевроле» брать. Однако машина на комиссии, поэтому владелец поехал на ближайшую СТО устранять перед продажей найденные во время осмотра нюансы.

Честный перекупщик из Ярославля: «Белорусы точно богаче россиян!»

Мы уже собирались переместиться на другую площадку, но продавец снова нас окликнул:

— Вы про россиян спрашивали — хотите, познакомлю? Это Руслан, честный перекуп из Ярославля. 

Большая удача! Наконец-то лично пообщаемся с тем, на кого в нынешних условиях так возлагают надежды многие продавцы авторынка в Малиновке. Схема, по которой работает наш новый знакомый, прозрачная: купить здесь подешевле — продать там подороже. Классика жанра! Возможно, в процессе приходится немного подшаманить, чтобы авто смотрелось ещё выгоднее. 

— Честно скажу: у меня уже есть на рынке партнёры, к которым я всегда подхожу в первую очередь. Бывает, прогуливаешься по другой площадке, приблизишься к понравившейся машине, а продавец как выскочит! Не то что осмотреть — даже присесть в салон не даёт. Ну не нужны мои деньги — не надо, — бросает камень в сторону хамоватых торговцев Руслан.

Наш собеседник признаётся, что он не «оптовик». Покупает по два-три экземпляра — и то если прибыл с друзьями. 

— Приезжаю в Малиновку регулярно, каждую неделю, — как на работу. Какие автомобили интересуют меня для перепродажи в первую очередь? Что угодно, кроме «французов»!

— А белорусы, наоборот, «французов» любят. А если ещё и дизельный да в универсале…

— А у нас он никому не нужен! Я из города, который находится севернее Москвы. Поэтому у нас все боятся, что зимой дизель прогревать долго придётся. Опять же, где взять запчасти, если что-то в нём сломается? Вы-то ближе к Литве, вам проще! У нас в топе — «японки», хотя других «европейцев» уважают, да и «американцев» тоже. Особенно эксклюзивы: сейчас как раз в почёте Ford Mustang или Chevrolet Camaro. 

Но замечу: есть исключения. Вот у меня клиент всю жизнь на Renault ездит, недавно Kadjar взял.

— А вы как считаете, россиян у нас в Малиновке стало больше?

— Точно нет! Все мои коллеги боятся к вам ехать и рисковать. Говорят, мол, белорусы обманут. Ну и пускай сидят дальше!

— А правда, что россияне богаче? В каком ценовом диапазоне машины для перепродажи берёте?

— Раньше — $20 000—25 000. Сейчас — меньше. У нас продажи очень сильно упали — все перекупщики волком воют! Если у нас что-то берут, то в основном до $10 000. Я вот недавно Toyota Land Cruiser взял, но далеко не свежий. Lada Largus…  Но вот чего не понимаю: почему у вас всё продается, а у нас такой застой? И нет, россияне не богаче: у вас даже кофе в три раза дороже! Цены и на продукты в магазинах выше, и на квартиры... Значит, белорусы могут себе это всё позволить. 

К слову, на сей раз Руслан приехал совсем не за бюджетной машиной. Он в ожидании Tesla X, которую «после обеда должны подогнать знакомые». К сожалению, эту «Теслу» мы так и не смогли своими глазами увидеть, но зато успели обсудить ярославскую инфраструктуру для владельцев «электричек». В данном вопросе в Беларуси тоже однозначно лучше.

— По всей России зарядных станций штук 500 (в Беларуси по состоянию на январь 2022 года 750 ЭЗС. — Прим. ред.). Я сейчас активно прорабатываю тему с электрокарами. Сотрудничаю с одним автосалоном, так мы уже семь-восемь «электричек» привезли. В Ярославле пока только одну станцию зарядки установили. 

«Трёхлеток не будет. Уже скоро» 

Остро для россиян стоит вопрос с валютой. По белорусскому законодательству расчёт у нас может производиться только в белорусских рублях. На слово поверим продавцам, что так и происходит. Но, говорят, из-за этого возникают проблемы.

— Недели две-три назад приехали к нам русские. Хотели у меня брать машину, но за российские рубли! Якобы не смогли их поменять. Конечно, удалились они с пустыми руками. А кому охота с этим курсом возиться? Можно нехило так потерять! — поделился с нами продавец, который пожелал остаться инкогнито. 

Что сейчас происходит на рынке? На некоторых площадках стало больше свободных мест. Но о дефиците ходовых моделей пока говорить рано. Всё так же своих покупателей ждут относительно свежие Passat B8. Цены на «четырёхлетки» — от $21 000. Шестилетняя «Меган» — за $13 700, а четырёхлетний Scenic стоит более $17 000. Двухлетний Ford Escape — почти $24 000. В общем, клиентам выбирать есть из чего.

На глаза попались сразу несколько Range Rover, Porsche Macan (правда, с треснувшим «лобашом») и даже Bentley Continental GT! Цену последнего узнать не удалось: она нигде не указана.  

А вот притаился Jaguar XF. Машину пытаются продать уже год. Но, видимо, не нашёлся на неё ещё тот самый богатенький россиянин. 

— На прошлой неделе было достаточно много наших соседей, — делится представитель площадки. — Сейчас курс отскочил — стало меньше. Берут премиум в районе $20 000—30 000, конечно же! Вот Audi Q8 у меня купили. Из Якутии приезжали за Dodge Challenger. У меня россиян процентов десять от всех покупателей, поэтому не могу сказать, что на них вся надежда. 

— Заводы по всему миру стоят уже три года почти. А белорусы что в первую очередь берут? Правильно, «трёхлетки». Скоро их не будет. В России вы вообще видели цены на Lada или на VW Polo? Нет, ну кто в здравом уме отдаст за «Весту» $18 000 или за «Дастер» 37 тысяч долларов?!

**

Как бы то ни было, все продавцы сходятся в одном: доставка авто с европейских аукционов сильно выросла в стоимости — в два-три раза. Цены на сами машины тоже взлетели, а выбор стал меньше. Однозначно спрогнозировать ситуацию никто не смог. Кто-то уверяет, мол, Малиновка всё переживёт, другие в шутку говорят, что уже «бегут искать другую работу». К концу года автомобили определённо подорожают. На сколько? Это так же непредсказуемо, как и судьба всей белорусской автомобильной сферы. 

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram