Lada Vesta AMT: что скрывает вазовский «робот»?

Простая, как русская песня, роботизированная КПП Lada Vesta 21827, она же «Лада АМТ» (ВАЗ-2182), представляет собой, по сути, обычную «механику» от «восьмерки», к которой добавили ЭБУ, не сильно заморачиваясь с настройками. Какого происхождения «умная» часть РКПП, чем готова удивить трансмиссия и как с ней жить? В рубрике «ProЖелезо» разбираемся в тонкостях инженерной мысли вместе со специалистами столичной СТО Workauto Павлом Курдой и Леонидом Азаровым.

Незамысловатая история

Данная КПП устанавливается на широкий ряд моделей АвтоВАЗа: Vesta (Sedan, Cross, SW Cross), Granta (Cross, Liftback, SW, Hatchback), Priora (Sedan, SW, Hatchback), Kalina и Kalina 2 (SW, Cross), XRAY (Hatchback). Впервые коробка увидела свет в 2014 году на легендарной Lada Priora. Эта трансмиссия функционирует только в паре с 16-клапанными двигателями (коих немного у АвтоВАЗа) с рабочим объемом 1,6 и 1,8 л. Первая модификация коробки имела индекс 21826, после модернизации в 2016 году название сменилось на 21827.

 — На подъемнике Lada SW Cross 2017 года с пробегом 84 000 км. Можно сказать, долгожитель, — замечает Леонид. — В среднем на ремонт РКПП «Весты» приезжают на отметке в 50 000 км. Десятки подобных автомобилей с данной трансмиссией пережили испытание такси, при этом не весьма успешно, отсюда и статистика. В чем секрет такой предсказуемой «ломучести»? Ответ кроется в конструкции. Стараюсь говорить непредвзято: разработка коробки началась и... закончилась. А действительно, зачем изобретать, когда можно доработать недоработанное? Если без лирики, то конструкция коробки «Лада АМТ» представляет собой 5-ступенчатую «механику» от ВАЗ-2108 с исполнительными механизмами включения сцепления и переключения передач, разработанными концерном ZF, а именно подразделением SACHS.

Везение или техническая грамотность конструкторов?

— Владелец данной «Весты» жаловался на вибрации и подергивания, — отмечает Леонид. — Пробег 84 000 км без замены сцепления — это рекорд среди подобных авто. Возвращаясь к опыту ремонта машин, работавших в такси: чаще всего замена сцепления производится на 30 000 км, если водитель старался перевыполнить план. В случае неагрессивной езды необходимость в новом сцеплении возникает к 50 000 км. При этом не стоит думать, что на таких пробегах коробка умирает. Как показывает практика, после замены сцепления КПП выхаживают до 100 000 км и более. В целом проблем в данной трансмиссии не больше, чем у аналогичных корейских или немецких собратьев, хотя ставить в один ряд классический вазовский «робот» и преселективный агрегат априори неверно. Проще говоря, конструкция АМТ 21827 безнадежно устарела. Но стоит пожать руку создателям, наделившим версию 21287 режимом качения. В предыдущей (21286) он отсутствовал, что доставляло массу неудобств в пробках. Именно этот режим сделал схожими поведение РКПП и классического гидротрансформатора.

Корзина сцепления РКПП до демонтажа

На подъемнике

— Нам попался достаточно скучный случай, — отмечает Павел. — Замене подлежит комплект сцепления, а в остальном все исправно. Будут заменены диск сцепления, корзина и выжимной подшипник. Общая стоимость комплектующих составит примерно 350 руб. Согласитесь, это весьма гуманный ценник в сравнении с той же DSG, однако комфорт и ресурс далеко не те. Вазовская РКПП в силу своей конструкции — одна большая уязвимость. Отсутствует гидропривод, одномассовое сцепление принимает на себя непомерные нагрузки, потому резкие разгоны или долгая езда в натяг приблизят скорую кончину сцепления. Каждый раз, как только водитель перестает жать педаль тормоза, коробка отпускает сцепление, автомобиль приходит в движение. При сильном износе, как в данном случае, будут ощущаться рывки, подергивания, толчки.

Диск сцепления автомобиля на 84 000 км пробега 

 Заметны явные повреждения диска сцепления 

Посиневшая сталь — очевидный признак перегрева

Актуатор включения передач неремонтопригоден, подлежит замене

— Среди самых распространенных поломок стоит выделить актуатор включения и переключения передач, — отмечает мастер. — Внутри актуатора включения находятся пластмассовые шестерни, которые, увы, неремонтопригодны. В случае выхода из строя узел меняется целиком. Стоимость запчасти начинается от 500 руб. Ситуация с актуатором переключения немного более радужная: он подлежит ремонту и не всегда требуется замена.

— Проблемы с электрикой случаются нечасто, но периодически имеют место. В самых каверзных случаях коробка просто перестает реагировать на команды. Чтобы подобной неприятности избежать, рекомендуется проводить адаптацию каждые 20 000 км. В процессе находятся крайние точки сцепления, коробка обучается и, как следствие, мягче переключает передачи. Своевременные переключения передач, ровные обороты двигателя (без скачков и выходов в красную зону) обеспечивают плавность работы, сравнимую с традиционной АКПП. Звучит немного абсурдно, однако перед сервисным опытом любые доводы бессильны.

— Следующая наиболее важная позиция — регламент замены масла. Рекомендуемый интервал — 50 000 км. Валы и шестерни восьмерочной коробки не адаптированы к условиям работы роботизированного комплекта — проще говоря, им куда легче ужиться с левой ногой водителя, которая не будет держать коробку в постоянном напряжении. Соответственно, свойства смазочных материалов теряются и необходимо их регулярное обновление.

Как вылечить AMT?

— На сегодняшний день существуют две жизненно важные рекомендации для данного типа трансмиссии, — отмечает Леонид. — К сожалению, могут возникнуть вопросы с заводской гарантией. Во-первых, перед вводом в эксплуатацию рекомендуется замена масла в полном объеме. Вязкость заводского масла не выдерживает никакой критики! Оно чересчур водянистое, что неизбежно приводит к скорой поломке РКПП. Следующий пункт — прошивка. Заводское ПО, мягко говоря, не настроено. При более-менее резкой езде сцепление недожимается, передачи включаются или слишком поздно, или рано. Страдают синхронизаторы, сцепление — в общем, вся механическая часть. Решается этот вопрос установкой кастомной прошивки. На сегодняшний день существуют два вида прошивок, рекомендуется финальная версия 3.0. Они постоянно дорабатываются и улучшаются, поэтому важно следить за обновлениями.

В руке мастера выжимной подшипник

Как правильно выбрать трансмиссию и ездить на Lada c AMT?

— При покупке подержанного образца обращайте внимание на поведение РКПП перед посещением сервиса, — рекомендует Павел. — Проверьте плавность трогания с места, переключение с первой передачи на вторую. Не должно быть ударов, толчков и вибраций. Вибрации — это первое свидетельство износа сцепления. Толчки, подергивания — показатели неисправности актуатора. Если подобных признаков не наблюдается, можно смело ехать на сервис для более детальной диагностики.

— В процессе эксплуатации АМТ от АвтоВАЗа стоит придерживаться рекомендаций, применимых, как ни странно, к вариатору. Никаких резких разгонов и стартов. Любителям потягать прицеп на любимом универсале придется пересесть на «механику», так как РКПП не терпит даже малейших пробуксовок! Был период, когда на Lada устанавливались двигатель и КПП от Renault. Вот в то время претензий к работе было гораздо меньше, а ресурс трансмиссии достигал 200 000 км. Так вот, эта разработка не имеет ничего общего со своим предшественником. Стоит принимать ее такой, какая она есть. Кстати, с ноября 2019 года выпуск Lada Vesta с АMT прекратился и машины начали поставлять с вариатором Jatco JF015E — тем самым, который чаще всего встречается на Nissan Juke. Пошло ли это на пользу автомобилю — каждый сделает выводы сам.

Оригинальный ремкомплект: диск и корзина сцепления

Стоимость обслуживания и ремонта:

  • стоимость корзины сцепления  — от 200 руб.;
  • стоимость диска сцепления — от 105 руб.;
  • стоимость выжимного подшипника — от 56 руб.;
  • стоимость актуатора включения — от 500 руб.;
  • стоимость ремонта актуатора переключения — от 200 руб.

Вывод экспертов

— АМТ для Lada — это неплохой вариант в сочетании «цена — качество», — резюмируют специалисты. — Конструкция коробки незамысловата и вполне ремонтопригодна. А вот говорить о надежности трансмиссии однозначно нельзя. Заявленные производителем 150 000–200 000 км данная КПП выхаживает редко. Чтобы продлить жизнь агрегату, стоит весьма внимательно подходить к процессу эксплуатации (исключить экстремальные нагрузки, следить за стилем вождения, регулярно обновлять ПО). Общее впечатление за период общения с подобной трансмиссией можно описать так: страшно просто и предсказуемо недолговечно.

 аv.by выражает благодарность СТО Workauto за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.