Lada в лидерах, Geely — догоняет. Названы автомобили, которые белорусы покупают чаще всего

Все, теперь 2018 календарный год можно официально считать закрытым, потому что вчера состоялась итоговая конференция БАА. Результаты оглашены, продажи подсчитаны, лидеры рынка ждут награждения. Не станем больше тянуть и прежде, чем 2019 год бесповоротно вступит в свои права, расскажем, как год 2018-ый стал определяющей вехой в истории белорусского автомобильного рынка и почему.

Кто здесь король?

 

«2018 год мы пережили на мажорной ноте, — открывает конференцию председатель правления БАА Сергей Михневич. — Когда в 2017-ом нас спрашивали о прогнозах по приросту рынка, мы отводили глаза, что-то говоря про скромные 10 %. В итоге прогноз на прошлый год мы пересматривали трижды. Прирост в 54 % является историческим максимумом для автомобильного рынка Беларуси. Он оказался неожиданным не только для нас и автодилеров, но даже и для самих производителей».

Действительно, цифра в 52 835 проданных автомобилей в Беларуси за 2018 год впечатляет. При этом основная часть купленного белорусами транспорта — легковые авто. Доля коммерческих автомобилей скромна — всего 4 018 единиц (7,6 %).

«У всех представленных на белорусском рынке игроков мы зафиксировали примерно одинаковое соотношение продаж: в 2018 году доля физлиц составила 59 %, а юрлиц — 41 %, — комментирует Михневич, — тогда как в 2017 году это соотношение распределялось 55 % на 45 %. И то, что юрлица, несмотря на возросшее количество физлиц, активно проявили себя в ушедшем году, является одной из главных причин роста рынка. Это произошло потому, что стабильная экономическая ситуация в стране дала возможность директорам предприятий более оптимистично смотреть в будущее и обновлять свои автопарки. Ведь предыдущие три года кризиса привели к их сокращению, а на новые автомобили формировался «отложенный спрос». Таким образом, 2018 год стал годом восполнения этого спроса».

На пьедестале бессменных лидеров также произошла рокировка: Lada со своим седаном-бестселлером Vesta потеснила Volkswagen и вышла на второе место. А вот за Renault — традиционное первенство. Но эксперты говорят, что так будет не всегда. К тому же, согласно статистике, на пятки им наступает белорусско-китайский бренд Geely, чья новинка, кроссовер Atlas, практически в одиночку дала ошеломительный прирост в 1 158 %, или 2 315 автомобилей, проданных внутри страны. В нынешнем году эта цифра будет расти.

«Скачку продаж в первую очередь мы обязаны нескольким игрокам на рынке. Это Lada, чья Vesta лидировала среди моделей своего класса, за счет чего бренд добился второго места в общих продажах. И белорусско-китайский производитель Geely, безусловно, ставший открытием года. Влияние этих двух брендов сегодня очень велико», — говорит Михневич.

Согласно статистике, в легковом В-классе лидирующая Vesta за год разошлась тиражом в 5 269 экземпляров, показав прирост аж в 776 % по сравнению с 2017 годом. За нею Volkswagen Polo — 4 908 авто (и скромные 25 %) и Renault Logan — 3 250 (41 %). Остальные 15 брендов, играющие в этом сегменте, суммарно продали 8 709 автомобилей.

В С-классе перемены не столь радикальные, даже предсказуемые. На первом месте Nissan Almera — 940 единиц и 72 % прироста. На втором — Skoda Octavia 628 проданных экземпляров (+44 %). А вот продажи Jetta просели аж на 30 %, отправив Volkswagen на третье место с 295 проданными авто. Но здесь все очевидно: в конце апреля 2018 года в Нижнем Новгороде с конвейра сошли последние экземпляры Jetta на платформе PQ35 с заводским кодом Typ 5C6.

Что касается более дорогих авто, то продажи D-класса исчисляются уже сотнями, а E-класса — вообще десятками. Так, в первом случае пьедестал почета делят Toyota Camry (305 ед.; +42 %), Mazda 6 (162 ед; -2 %) и VW Passat (98 ед; +7 %). А во втором в лидерах остаются Mercedes-Benz E-class — 48 единиц и +4 %, BMW 5 series — 46 единиц и -58 % и дебютировавший в минувшем году Lifan Solano — 43 проданных авто.

У востребованного среди белорусов SUV-сегмента показатели более высокие. Так, в 2018 году прирост рынка в классе SUV-B составил 5 986 автомобилей, среди которых основное признание пало на Renault Sandero Stepway, Hyundai Creta и Lada Xray. Продажи класса SUV-C оказались и того больше — 11 758 единиц, среди которых Renault Duster, Geely Atlas и Renault Kaptur — в лидерах.

У премиальных классов SUV-D и SUV-E показатели поскромнее, но все же более высокие, чем у седанов. Так, в первом сегодня господствуют Nissan X-Trail, Skoda Kodiaq, Mitsubishi Outlander. Во втором — Audi Q7, Toyota LC Prado и BMW X5. А класс пикапов наших сограждан практически не интересует: суммарные продажи Mitsubishi L200, Toyota Hilux, Volkswagen Amarok не набрали и полусотни единиц.

«Хорошую динамику показали автомобили китайских брендов, — резюмирует Михневич. — Бренд Geely, повторюсь, тут удивил особо. Очевидно, что рынок будет расти в сегменте дешевых седанов и внедорожников. При этом мировые тренды отражаются и на нас: SUV-сегмент сейчас популярен как в ценовом классе до $15 тысяч, так и выше $30 тысяч».

Начали за здравие…

 

«Анализируя причину роста рынка, хочу особо отметить доступное финансирование кредитования, — объясняет столь сильную рыночную динамику в 2018 году Сергей Михневич. — Те возможности, которые были представлены на нашем рынке с начала 2018 года, позволили сделать доступной покупку нового автомобиля для наших граждан. И впервые для нашей страны приобретение новой машины оказалось более выгодным, нежели ее покупка на вторичном рынке. В силу этого покупатель получил целый комплекс дополнительных услуг как по финансированию, так и по обслуживанию. Качество сервиса и сопутствующих услуг по этой же причине выросло на порядок».

При этом специалисты отметили, что в настоящее время количество автомобилей на тысячу жителей в Беларуси составляет всего 5 единиц. Это соответствует уровню слаборазвитых европейских стран. На развитых рынках этот показатель начинается от 30-ти и выше. А, к примеру, в России — 10 авто; в Польше — 13. Хуже нас в этом плане пока приходится только Украине — 2 авто на тысячу жителей, и Болгарии — 4 автомобиля. Получается, что Беларусь в этом списке третья с конца.

«Декабрь 2018 года демонстрирует незначительный прирост, что уже стало для нас первым тревожным звонком. Как и сами автодилеры, мы ожидали совсем других показателей. Все-таки продажи предыдущих лет показали, что декабрь всегда лучше ноября минимум на 40 %. Однако прирост декабря 2018-го оказался не больше 10 %. Не исключено, что люди затаились перед Новым годом в ожидании дополнительных скидок на автомобили. Однако на наш взгляд, исходя из общей статистики, машины бюджетного класса приобретались в таких больших объемах только из-за того, что дилеры их продавали в кредит. Причем у большинства клиентов не хватало денег даже на первоначальный взнос. Это и говорит о том, что большого прироста рынка в 2019 году не произойдет, ведь доходы нашего населения не растут такими высокими темпами», — сообщает Михневич.

Среди других причин, которые могут негативно сказаться на росте белорусского автомобильного рынка, председатель правления БАА отметил рецессию экономики России и десятипроцентную инфляцию российского рубля:

«Гаданием на валютных курсах мы заниматься не будем. Но если белорусский рубль будет девальвироваться к российскому рублю, то цены, безусловно, вырастут. Да и дилеры искусственно сдерживать ценовой скачок вряд ли смогут. Распродав склады с продукцией 2018 года, они будут вынуждены продавать авто 2019-го модельного года по новым ценам. Не сочтите это за рекламу, но так оно и будет. Эти авто будут дороже на 5-10 % (в зависимости от бренда). И темпы роста этих цен тоже могут быть разными (кто-то поднимает их разово, кто-то — поквартально). Эта переменная также будет влиять на покупательскую способность и рост рынка в ближайшем будущем», — добавил он.

Новый Duster и дизельный универсал SW Cross в Беларусь не привезут

 

Как выяснилось, 2019 год будет довольно скуп на новинки. К примеру, представители Volkswagen отметили, что все громкие премьеры у них запланированы на следующий, 2020 год. А в наступившем продажном сезоне бренд планирует познакомить белорусов с VW Arteon и новой Jetta. Хотя будет это, опять же, лишь с наступлением следующей зимы — в январе/феврале 2020 года.

Руководство Geely, напротив, настроено решительно. В этом году брендом планируется произвести порядка 22 тысяч автомобилей, 18 тысяч из которых уйдет на экспорт в Россию. На местном рынке Geely также прибавит обороты: в планах открыть еще 4-5 автоцентров и презентовать наконец-то публике турбированный Atlas. О ценах и комплектациях никто предусмотрительно не распространяется — держат интригу. Но уже сейчас известно, что на «механике» этой модели точно не будет. Всего же доля Atlas от суммарного производства составит 60 %.

«Основная причина отсутствия нового Duster в Беларуси, прежде всего, — в локализации, — говорит представитель Renault. — Этого принципа придерживается наша компания. Поэтому новый Duster, который продается в Европе, существенно отличается от того, который мы видим, например, под брендом Dacia. Когда он появится здесь — вопрос времени. Хотя мы импортируем автомобили отовсюду, сама компания определяет, какие авто и на каком рынке более востребованы. Зато в будущем году планируется презентация нового SUV, который в Беларуси появится одновременно со всем остальным миром».

«Важно понимать, что в первую очередь Vesta SW Cross нацелена на российский рынок, — отвечает представитель Lada, на вопрос о появлении в Беларуси полноприводного универсала с дизельным мотором. — А там не востребован дизельный универсал, которого так хотят здесь. И я сомневаюсь, что завод когда-нибудь наладит выпуск такой версии: слишком мелкие масштабы. Что касается полного привода, то наибольшая часть кроссоверов, проданных в таможенном союзе, — моноприводные. Поэтому большой необходимости в нем тоже нет. Но, подобно Xray Cross, у SW появилась система изменения настроек автомобиля, которая позволяет получить возможности полноприводной машины. Кроме того, Lada готовит полноприводный SUV-С, но в продаже он появится не раньше 2020 года».

**

 

«С уверенностью сказать, что белорусский авторынок сегодня на подъеме, мы не можем. Его температура пока далека от благоприятной. Надеемся, что ситуация будет выравниваться, ведь темпы экономического роста пока благоприятны. И наши надежды на сохранение позитивного сценария велики, а значит, рост в 10 % в 2019 году вполне досягаем», — подвел итог встречи Сергей Михневич.

Читайте также: