Куда исчезают железные кони?

Каждый год в столице бесследно исчезают сотни транспортных средств — и в то же время множество похищенных и с измененными номерами узлов и агрегатов авто всплывает при регистрации и снятии с учета в УГАИ ГУВД. Из более 4000 машин, осмотренных в минувшем году, 63 находились в розыске, еще на 70 материалы были направлены в Интерпол. Кроме того, 12 водителей предъявили поддельные техпаспорта, у 258 транспортных средств был изменен номер кузова. В 2005-м ситуация не лучше — за первые месяцы выявлено более 30 авто с "перебитыми" номерами кузовов. Несколько человек узнали, что стали "счастливыми" обладателями средств передвижения, находящихся в розыске. О неприятностях такого рода корреспондент газеты "На страже" беседует с начальником отдела по раскрытию краж и угонов автотранспорта УУР ГУВД Андреем Микуличем. — Андрей Владимирович, насколько обострилась проблема для столицы? — За последние два месяца совершено 89 краж и угонов, в 43 случаях преступникам не удалось уйти от заслуженного наказания. Рынок сбыта краденых авто до недавнего времени находился преимущественно в России, где на машинах с белорусскими номерами можно было ездить по доверенности. Только после введения там запрета на эксплуатацию транспортных средств с регистрацией в РБ этот канал удалось прикрыть. Сразу изменились и виды похищаемых "рысаков": если раньше "спросом" пользовались в основном иномарки 1992 — 1995 годов выпуска, то сейчас — российские старые авто и потрепанные иномарки, в большинстве случаев идущие на разборку. — Получается, что теперь владельцы новых шикарных автомобилей могут спать спокойно? — Не совсем так. Сейчас с такими машинами возникла проблема несколько иного рода — так называемые "страховые мошенничества". К примеру, купил человек за границей дорогой автомобиль. В Беларуси ставит его на учет и вдруг узнает: законно приобретенное имущество числится в базе розыска Интерпола. Что же получается? Немец продает свою поднадоевшую четырех — пятилетнюю машину. Затем, обычно спустя пару месяцев, заявляет о ее краже и получает страховку. Одновременно транспортное средство попадает в базу розыска... — Что же в этом случае делать владельцу? — После проверки по этой автомашине вносятся изменения в учетно-регистрационные документы. А транспорту суждено в течение нескольких лет, пока его данные не снимут с базы розыска, оставаться при нынешнем хозяине без права снятия с учета и выезда за границу. Он, конечно, может рискнуть — например, поехать в одну из стран ближнего зарубежья, однако никто не даст гарантии, что это завершится благополучно. Терпеть подобные ограничения придется долго: дорогие машины обычно стоят на учете больше пяти лет, более дешевые — примерно такой же срок. — Что за люди воруют машины? — Как правило, это граждане, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. В большинстве случаев — несовершеннолетние. Существует проблема ложных доносов об угонах — во избежание уголовной ответственности за управление транспортом подшофе либо совершенное ДТП. Виновники аварий скрываются с места происшествия и вскоре заявляют о пропаже машины. Приходится терять много времени, сил и средств, доказывая, что преступления не существовало. — Как еще зарабатывают деньги преступники от автобизнеса? — Часто приходит в прокатную контору гражданин, предъявляет поддельные документы и получает машину, как правило, 2001 — 2003 годов выпуска, а потом продает. Был у нас случай, когда ловкач увел таким образом два авто, одно из которых так и не было найдено. Существует еще вариант: человек действует по первому плану, только потом, не скрываясь, заявляет, что машину у него похитили. Первопричина таких преступлений в том, что в прокатах не проверяют как следует документы клиента. В итоге, даже если злоумышленники установлены, автомобили так и не удается обнаружить. Промышляют этим не только белорусы, но и литовцы, россияне, немцы. Берут у себя на родине в прокате дорогие авто и заявляют у нас о краже. Только прибывают сюда на поезде, успев сбыть машину на границе с Россией. В результате страховой компании ничего другого не остается, как выплатить прокатной конторе страховое возмещение. — Как легализуют авто с преступным прошлым? — К сожалению, у нас нет уголовной ответственности за торговлю документами на несуществующую машину. Даже если она попала в аварию, разбита — не будет снята с учета в ГАИ и, по документам, продолжает ездить. Вот вам и канал легализации нерастаможенных автомобилей из Литвы, а также похищенных в Германии и Польше. Широко распространена кража госномеров. "Под них" изготавливаются документы, подбирается за границей "железный конь", перегоняется в другую страну и продается. В этом году подобных случаев еще не было, а в прошлом очень много хороших машин шло в РФ — Псков, Смоленск, затем — Санкт-Петербург и дальше уже "до самых до окраин". Откуда только не возвращали наши авто — из Карелии, Казахстана... — Есть ли надежный способ при покупке не попасть на "паленый" экземпляр? Можно ли застраховаться от этого, приобретая машину, например, в автосалоне? — Конечно, это гарантия. Но ведь большинство людей покупает транспортные средства на рынке и по объявлениям! В первую очередь надо обязательно проверять подлинность всех документов. Кроме того, присутствовать с бывшим хозяином при снятии авто с учета, если этого не было сделано ранее, приезжать на сверку номеров. Это даст уверенность в том, что нет обмана. Стоит с опаской относиться к предложению продавца приобрести приглянувшуюся машину по доверенности без снятия с учета. Должно насторожить и то обстоятельство, что у автомобиля только одна регистрация с момента пересечения границы и он больше ни разу не ставился и не снимался с учета, не проходил сверку в ГАИ. Конечно, если машина год-два эксплуатировалась в республике, то есть надежда, что она "чистая", хотя, помня о "страховых мошенничествах", ни в чем нельзя быть уверенным на сто процентов. Вероника ФИЛИПОВИЧ, [LINK=http://www.av.by]"На страже"[/LINK]

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.