Продать «бэушный» автомобиль порой бывает очень непросто. Виталий, владелец рестайлинговой версии Range Rover III 2007 года выпуска, перепробовал практически все известные способы: разместил объявление в интернете, ставил авто на комиссию на площадке столичного автохауса, возил на смотрины к дилеру и перекупам. Все тщетно. На прошлой неделе он даже стал героем нашей рубрики «На подъемнике», где специалисты сервиса проверили внедорожник и вынесли свой вердикт.
Похоже, последняя инстанция — рынок? «А может, реально отвезти машину на авторынок, поставить $10 400 и продать за "десятку"?» — подумал Виталий. Мы только «за» любые эксперименты, тем более владелец согласен приехать из Марьиной Горки в субботу, простоять на рынке полдня и выслушать все предложения.
«Есть машина, помогите её продать»
Этот Range Rover был куплен Виталием четыре года назад у друга, который пригнал авто из Европы в 2010-ом перед поднятием таможенных пошлин.
«Это рестайлинговая версия Range Rover III 2007 года выпуска, — презентует машину владелец. — С пневмоподвеской, 6-АКПП и 3,6-литровым дизельным агрегатом. Комплектация здесь неплохая: есть кожаный салон, заводская тонировка, подогревы сидений, лобовое стекло с подогревом, аудиосистема Harmon/Kardon, четырехзонный климат-контроль и многие другие опции, необходимые для комфорта. Машину эксплуатировал мало, зимой вообще практически не ездил, а последний сезон она простояла в гараже. В общем, Range Rover больше использовался как автомобиль выходного дня. Для постоянных поездок был Ford Mondeo, а сейчас — Opel Astra H, поэтому за четыре года на внедорожнике я проехал всего 40 000 км. В настоящий момент пробег чуть больше 360 тысяч».
Продать машину Виталий задумал еще год назад: захотелось купить супруге автомобиль попроще и поновее. «Если бы не срочная надобность вложить деньги в бизнес, то не выставлял бы его на продажу», — сообщает герой. Но машина уже снята с учета, а мужчина не первый месяц пытается подыскать ей нового владельца, за это время успев столкнуться с реалиями авторынка.
За время продажи таяла не только уверенность, но и стоимость. С 12 тысяч долларов пришлось опускаться все ниже и ниже. В интернете цены на эту модель аналогичного года выпуска и с дизельным мотором варьируются от $10 000 до $14 900. У Виталия самое низкое ценовое предложение по рынку.
«По сути, отдаю машину за ту сумму, которой не хватает для покупки рабочей техники. Жалко расставаться, но ничего не поделаешь, — объясняет владелец. — Когда снизил цену почти до 10 тыс. долларов, позвонили два человека. Один товарищ просто задавал много вопросов, а потом не приехал. Второй человек был настроен серьезнее, даже возил Range Rover на диагностику. Но в итоге решил посмотреть еще варианты, чтобы сравнить с моей машиной».
С перекупами тоже ничего не сложилось. Когда цена за внедорожник была еще $11 тысяч, те активно звонили, присылали смс-сообщения, по телефону были согласны забрать его за указанную цену. Однако при встрече шли на попятную и уговаривали отдать за 9 тысяч долларов…
«Когда в интернете увидел рекламу одного минского дилера с предложением срочного выкупа, то подумал, что "официалы" предложат честную цену. И что вы думаете? По телефону я назвал все имеющиеся недостатки, в ответ на это специалист предложил $11 тысяч. По приезде на следующий день мне озвучили цену на $2 000 дешевле! Зачем же так обнадеживать?» — сокрушается владелец 12-летнего Range Rover.
И это еще не все. На площадке крупнейшего автохауса Виталию с ходу предложили $9 500. Пока что это максимум. Но почему бы не попробовать продать чуть дороже? По машине владелец ничего не скрывает, тем более недавно она была на СТО и у мужчины на руках имеются акты осмотра и компьютерной диагностики. Впрочем, об этом можно почитать в одной из наших прошлых статей.
«Отдам за $10 000. Жалко, но ничего не поделаешь»
В «Малиновку» мы приезжаем к 9 утра, оплатив стоянку на местной площадке (15 рублей).
С парковкой долго не мучились и поставили машину там, где было свободное место: рядом с въездом на авторынок, осторожно втиснув габаритный силуэт между «бэхой» и Skoda. Само собой, внимание мы привлекли.
Правда, сразу перекупщики оценивают пожилого «аристократа» издалека, не торопясь подходить к его владельцу. Может, выжидают подходящий момент? А тем временем боевой настрой Виталия на высоте! Крепкой рукой на бумажном листе он отмечает год выпуска, объем мотора, тип КПП. В графе с ценой указывает $10 400. С торгом. Мол, на рынке люди всегда торгуются — куда же здесь без этого? Святое дело!
В некоторых рядах машины настолько близко жмутся друг к дружке, что между ними едва ли можно пройти. На самом въезде будет намного свободнее. Однако ранним утром ситуация иная: автомобили подъезжают один за другим; их с фанатичным усердием моют, натирают, полируют, всячески подготавливая к продаже.
Раз покупателю необходим товарный вид, вот продавцы и стараются — рядом с машинами приготовлены канистры с водой, химией, моющими средствами и комплектами тряпок. Полная боеготовность! Некоторые натирают панель полиролью и надраивают диски так, что даже хорошо подержанная иномарка начинает выглядеть лучше нового VW Polo из салона.
Виталий перед поездкой на рынок машину тоже помыл, но без фанатизма, как это делают местные профи. В салоне по-мужски смахнул тряпочкой дорожную пыль, оставил на листке свой номер телефона, а сам решил прогуляться по рынку и посмотреть, как обстоят дела у конкурентов.
Считается, что в весенний период до майских праздников спрос на автомобили самый высокий. Так что самое время и себя показать, и на других посмотреть.
Естественно, взгляд Виталия притягивает припаркованный неподалеку от нас Range Rover 2010 года выпуска. Из любопытства подходим ближе. Шаблонная надпись гласит следующее: один владелец, хорошее состояние, но цена — $22 400! Продавца на месте не оказалось, поэтому Виталий заглядывает внутрь через стекло водительской двери и не сдерживается от комментария: «Мне не нравится такой салон, в котором черная кожа комбинируется с деревянными вставками и дверными картами кремового цвета. По-моему, одинаковый черный цвет смотрится лучше».
Внимание белоруса также привлекают Toyota Camry и Corolla «свежих» годов выпуска. Если не получится купить новый автомобиль, возможно, наш герой готов прицениться к этим моделям 2014-2015 годов. Виталий удивляется количеству европейских «малолитражек», которых на рынке полным-полно, но взгляд все равно цепляется за старую Toyota Land Cruiser — такие брутальные автомобили владельцу Range Rover нравятся больше.
Возвращаемся к своему внедорожнику и ждем покупателя, устроив «дежурство» неподалеку от машины. Но тот упорно не шел. Точнее, к 11 часам люди-то стали активно подтягиваться, однако неспешно прогуливались между рядами и подставляли лицо весеннему солнцу.
Поверьте, убедить покупателя, что видавшая виды машина — именно то, что ему нужно, подобно искусству. Вперемешку звучат голоса, но слух вылавливает до боли знакомые выражения вроде «оригинальный пробег», «не бита, не крашена», «сервисная история», «из Европы». Из некоторых автомобилей начинает звучать веселая музыка. Все громче и громче…
Если гора не идет к Магомету, то…
Поскольку спустя час-полтора «активных» продаж заинтересованных среди покупателей и здешних перекупов не обнаружилось, решаем позвать к машине парочку представителей местного рынка. Пусть оценят. Может, что-то дельное посоветуют.
Первый обошел машину кругом и указал на явные недостатки. «Такая дорогая машина, а покрасили некрасиво, — критикует сотрудник автохауса. — Посмотрите на эти переходы, которые полировкой не уберешь». Виталий сознается, что некоторые элементы красили из-за сколов и «жуков» и делалось все относительно недорого у знакомого гаражника.
В ДТП Range Rover не был, только притерли переднюю дверь. «По-хорошему ее надо полностью перекрашивать, чтобы убрать все нюансы, — миролюбиво советует продавец. — Треснувшую кожу в салоне тоже надо подкрашивать, сделать химчистку. Это ведь статусный автомобиль. Если внутри слой пыли в 2 см, в него никто не захочет сесть, не то что купить! Посмотрите на эти пузырьки на кромке крышки багажника — она проржавела изнутри».
Вердикт для Виталия неутешительный: чтобы Range Rover продать, его надо «облить», подготовить к продаже. Неужели цена не решает? «Простые люди любят глазами, а если внешний вид отпугивает (неважно, стоит авто 3 или 15 тысяч долларов), такую машину вряд ли купят, — глаголят прописные истины на авторынке. — Сесть и ничего не делать — вот чего нынче хотят покупатели. Мало кто отважится купить машину и еще месяц-два ее доводить до ума».
Местный специалист прикидывает потенциальные вложения во внешний вид: тысяча долларов на покраску кузова плюс пара сотен на замену лобового стекла и бокового стеклопакета на водительской двери из-за трещинки. «Если все это сделать и привести в порядок салон, то за свои $12-13 тысяч она уедет. Но это цена навскидку. Даже перекупы не захотят связываться с ней за "десятку", так как нужно провозиться минимум месяц и не факт, что она потом дороже продастся. Такие машины, как Range Rover, покупают с солидным золотым запасом. Может, за 9 тысяч ее и возьмут, — предполагает мужчина. — Только на одно водительское кресло придется потратить 70 долларов. А как начнешь щепетильно заниматься, так 1,5 тысячи уйдет — и глазом не успеешь моргнуть. Ну а если она "на коленях", так вообще устанешь вкладывать деньги».
Виталий пробует защищаться: «С перечисленными нюансами я согласен, но и цена невысокая для этой машины, соответствует состоянию. Может, перекупам и не так выгодно, как бы им хотелось, но запас по деньгам для вложений тут есть».
Тем временем зовем на оценку еще одного сотрудника местной площадки. Тот с ходу определяет крашеные элементы, обращает внимание на дверные ручки с наплывом, кривые зазоры и сверлит взглядом кузов: «Цвет у него интересный: здесь дверь в металлике, здесь — черный под лаком, здесь — больше зерна… Куда ни глянь, на каждом элементе дефекты. Самый большой нюанс — это "жуки" на крышке багажника. Нужно срезать там "шпаклю" и все перекрашивать».
Если говорить о цене, то мужчина сомневается, что кто-то заплатит «десятку» за 12-летний Range Rover. Может быть, 9000 долларов? «Это уже ближе к реальности», — считает он. К полудню по рынку стал разноситься заманчивый запах фастфуда. В ближайшем ларьке готовят блинчики и шаурму, и мы идем на небольшой перекус, пока наша машина греется под весенним солнцем.
Увы, никто не подошел к автомобилю и спустя 2 часа. «Люди не интересуются, потому что нет внешнего вида», — раскрыл нам глаза один из здешних продавцов, когда мы пожаловались на дефицит внимания.
Тем временем часами сидеть в салоне «Рэнджа» стало скучно, поэтому переставили «аристократа» в другое место и решили сами идти в наступление. Заглянув в местные комиссионки, мы убедились, что не все горят желанием брать 12-летний Range Rover на комиссию.
— А что за машину вы продаете? Range Rover? Да не дай бог! Может, еще и 4,4-литровый? — живо интересуется молодой мужчина.
— С таким еще ездить можно. 2,9-литровый дизель — редкостное г...о, 4,4 — еще хуже, — проводит ликбез местный продавец.
— Сколько хочешь? — в лоб спрашивает он. — Смысла на рынке стоять просто нет. Вы людей не убедите. 2007 год, 10 тысяч? Не продадите! Я бы ставил $9 200 и отдавал за $8 800.
— Да вы что! В автохаусе предлагали $9 500, — тут же удивленно парирует Виталий.
— Ну так зря не отдали — гнет свою линию продавец. — Такие машины на рынке не продаются. Контингент, который к нам заглядывает, могу описать одной цитатой: "Пятро, добры конь — трэба браць!" Это примерно то, что мы слышим. Так что с рынка она не уедет, разве что по звонку из интернета.
Еще один краткий комментарий прилетел из соседней комиссионки: «Неинтересно». На одной площадке все же предложили оставить автомобиль на комиссию и посмотреть, что же будет. «Привози, возможно, мы его и пристроим, — говорят в автохаусе. — Это лучше, чем он будет стоять в огороде. А тут хотя бы люди ходят. Цену менять не нужно, все равно придут и будут торговаться».
Любопытства ради заехали даже на сверку номеров, чтобы узнать, сколько предложат местные перекупы. Те сразу открестились со словами: «Дорогая машина для нас. Может, есть что дешевле да постарше?»
Шел, споткнулся, увидел — и купил Range Rover!
Люди-то вроде бы ходили, но все как-то мимо. Когда один из мужчин замедлил шаг и на пару секунд задержался, явно интересуясь машиной, у Виталия екнуло сердце. Увы, напрасно: тот быстро скользнул взглядом по ценнику под лобовым стеклом и, не задав ни единого вопроса, продолжил свое беззаботное шествие по авторынку.
Такая «абыякавасць» со стороны посетителей рынка Виталия слегка озадачила. Вон двое молодых парней чуть не свернули головы, сканируя взглядом громоздкий внедорожник. Еще одна группка мужчин прошагала мимо, отпуская между собой шуточки и удивляясь такому солидному гостю на местном рынке.
У продавцов рядом есть свое видение ситуации. «Приходят за одним, а покупают совершенно другое. Вот реальный пример: продали Range Rover 2008 года за $22 тысячи, — делятся на одной площадке. — Цена такая, потому что у него были идеальное состояние и очень хорошая комплектация. Причем купили такие люди, что в жизни не подумал бы, что они могут позволить себе эту машину. Поверьте, та парочка вообще не планировала покупать именно Range Rover. Просто люди пришли на рынок, чтобы что-то купить. Как тут спрогнозируешь спрос?»
Стихийность в покупках автомобилей, похоже, стала тенденцией. За чем конкретно приходят люди, не угадаешь. Некоторые просто гуляют, смотрят, прицениваются. Другие вроде бы определились, что купят Renault Laguna, а уезжают на Buick Encore. Таковы реалии нынешней «вторички», о которой нам рассказывали в один из последних визитов на старейший авторынок страны.
Одно из правил: отдавай сразу, если дают реальные деньги
Миновало полдня, силуэт реального покупателя так и не появился рядом с нашей машиной. Смена дислокации не сильно изменила ситуацию. Машиной больше интересоваться не стали, только один мужчина подошел и попросил открыть капот. Посмотрел, развернулся и растворился среди блуждающих по рынку людей.
С каждым часом энтузиазм владельца Range Rover ослабевал, и Виталий было даже задумался: а не отдать ли его автохаусу, где предложили реальные $9 500? И все же решил еще подождать: «Конечно, я понимаю, что это не Opel Astra и что не каждый готов купить такой автомобиль. Но я прошу за него вполне адекватные деньги».
Некоторые продавцы уверены: в таком виде продавать машину на рынке бессмысленно, проще разместить объявление в интернете и ждать. Другие считают, что и с такими нюансами за «десятку» может найтись покупатель, который не испугается и будет готов вложить время и деньги. «Как повезет — вот и весь ответ, — твердят в один голос опытные перекупы. — Если будут давать реальные деньги, отдавай и даже не думай».
Продаете автомобиль и готовы к экспериментам? Предлагаем поставить ваш автомобиль на площадке одного из столичных авторынков и принять активное участие в его продаже. Будьте готовы честно рассказать о машине, ее состоянии и торговаться. Ограничений по маркам, возрасту и пробегу автомобилей нет. Пишите нам на news@av.by и присылайте ссылку на объявление в каталоге av.by. Будем рады вашим письмам!