Кто на главной дороге, тот всегда прав? Пояснения и примеры экспертов

Немало аварий случается из-за того, что автомобилисты, выезжая на главную дорогу, не пропускают водителей, которые уже движутся по ней. В результате столкновение может произойти прямо на перекрестке или чуть дальше. Виновник в такой ситуации очевиден, как бы он ни пытался оправдываться. Но всегда ли прав водитель, ехавший по главной дороге? Была ли возможность у него затормозить и избежать дорожно-транспортного происшествия? С этими и другими непростыми вопросами с целью установления фактических данных о дорожно-транспортном происшествии может помочь разобраться автотехническая экспертиза. В ходе нее эксперт применяет специальные познания, в том числе в области математики, механики, компьютерной графики.

Примером из экспертной практики поделился начальник сектора автотехнических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области, старший лейтенант юстиции Александр Сергеевич Радовский:

— В Витебской области произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого были повреждены два автомобиля. Суть ситуации заключалась в следующем. Автомобиль Rover пересекал главную дорогу, автомобиль Lada двигался по главной дороге по направлению слева направо в сторону перекрестка. При повороте направо Rover выехал в полосу движения Lada, и произошло столкновение. Прибывшие на место происшествия сотрудники ГАИ, разобравшись в ситуации, составили протоколы в отношении обоих водителей за нарушения правил дорожного движения. Водитель автомобиля Lada не согласился с этим, считая, что, двигаясь по главной дороге, при пересечении перекрестка он ехал по правилам дорожного движения и ничего не нарушил. Решив выяснить, соответствовали ли его действия и действия водителя второго автомобиля в момент совершения дорожно-транспортного происшествия техническим требованиям Правил дорожного движения, водитель Lada обратился в управление Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области за проведением автотехнической экспертизы.

Приступив к ее выполнению, эксперт изучил исходные данные в момент совершения ДТП: тип дорожного покрытия, профиль участка дороги, состояние дорожного покрытия, сведения о нагрузке автомобилей, их техническом состоянии и скорости. По показаниям водителя автомобиля Lada, расстояние между автомобилями в момент въезда Rover в полосу движения Lada составляло 16 м. Водитель же Rover утверждал, что это расстояние было 23 м.

Используя нормативно-справочные данные и применив необходимые формулы, проведя расчеты, эксперт определил, что остановочный путь автомобиля Lada в данной дорожной ситуации равен 36 м. То есть величина остановочного пути автомобиля Lada больше величины расстояния между автомобилями в момент занятия Rover полосы движения Lada, следовательно, водитель автомобиля Rover, двигавшийся по второстепенной дороге, при выезде на главную дорогу должен был руководствоваться требованиями пункта 108 Правил дорожного движения: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения». То есть действия водителя не соответствовали требованиям 108-го пункта Правил дорожного движения.

Термин «уступить дорогу» регламентирован пунктом 2.76 Правил дорожного движения: «Уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения».

Далее эксперт с использованием специализированной программы графического анализа в координатах «время — расстояние» смоделировал варианты дорожной ситуации при указанной начальной дистанции между автомобилями — 16 и 23 м. В результате было установлено, что водитель автомобиля Lada располагал технической возможностью предотвратить столкновение с автомобилем Rover путем применения экстренного торможения во всех рассматриваемых вариантах. Следовательно, действия водителя автомобиля Lada не соответствовали требованиям пункта 87.2 Правил дорожного движения: «При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства».

Судебные эксперты призывают участников дорожного движения быть предельно внимательными и контролировать обстановку на дороге, в том числе при пересечении перекрестков. Выезжая со второстепенной дороги, не стоит пытаться проскочить перед едущим по главной дороге транспортом. А следующим по главной дороге водителям лучше быть более внимательным, даже если на этом отрезке нет знаков, требующих снизить скорость. Так больше шансов заметить выезжающего с пересекающей дороги автомобилиста, поясняют в ГКСЭ.

Фото: ГКСЭ, архив av.by

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.