Лето, как ни жаль, закончилось быстрее, чем всем хотелось. Прощаясь, оно все еще шлет нам редкие письма в виде солнечных дней, но послания эти меркнут перед ликом холодной осени. Год 2018-ый бесповоротно вступил в свою заключительную фазу. Но людям все так же нужны новые автомобили, и рыночные аналитики уже спешат огласить результаты продаж за третий квартал.
Белорусская автомобильная ассоциация на днях обнародовала статистические данные, из которых можно увидеть, что количество приобретенной техники (легковой и коммерческой) у официальных дистрибьютеров в третьем квартале 2018 года составило 14 286 единиц. Объем продаж, таким образом, превышает прошлогодний показатель аналогичного периода на 58% и вдвое опережает статистику 2016 года.
Самыми продающими марками на белорусском рынке были и остаются Renault, LADA и Volkswagen. Какой-то ожесточенной борьбы между этими конкурентами в третьем квартале не наблюдалось. Похоже, авторитета, заработанного тройкой лидеров после громких премьер минувших лет и проведенных недавно рестайлингов, все еще хватает, чтобы привлекать клиентов без боя. Да и целевая аудитория при этом у каждого своя.
Так, за третий квартал 2018 года компания Renault реализовала 3 065 машин, LADA — 2 975, а Volkswagen — 1 851. Если сравнивать с показателями прошлого года, то в процентном соотношении прирост каждого бренда очевиден. Однако в соотношении со вторым кварталом нынешнего года динамика продаж невысока, что говорит о затухании темпов роста.
К счастью или к печали, но данное утверждение характерно не для всех производителей. Народная белорусско-китайская марка Geely после старта своей программы по льготному кредитованию показала феноменальный результат — 913 проданных автомобилей! Напомним, главная новинка конца прошлого года, паркетник Atlas, в 2017-ом был реализован лишь в количестве 45 единиц. Таким образом, динамика бренда на рынке составила аж 1 929%, приблизив его к пьедесталу лидеров! А ведь еще во втором квартале этого года производитель только вошел в ТОП-10.
К слову, остальные дилеры Беларуси, даже те, кто в прошлом году продал лишь по несколько единиц техники, тоже могут похвастаться коммерческим ростом. Исключением стали разве что Chery — 65 проданных единиц в нынешнем году против 82 единиц в прошлом (-21%), да Chevrolet-Niva — 47 против 53 (-11%). BMW, как ни странно, тоже в этом году не был обласкан вниманием: количество проданных экземпляров авто с баварским пропеллером на капоте сократилось ровно вдвое — 80 против 159.
Зато остальные представители премиального рынка чувствуют себя, на удивление, вольготно. Land Rover, Volvo, Porsche, Jaguar и MINI продемонстрировали различный рост продаж. В случае MINI он вообще составил 500%, хотя в пересчете на проданные единицы так и остался небольшим: лишь 12 машин в текущем году против всего 2 — в 2017-ом. А Mercedes-Benz и вовсе оказался в двух шагах от попадания в первую десятку: 170 проданных авто в третьем квартале 2018-го и 12-е место на рынке.
Переходя на личности, то есть на модельный ряд, в лидерах мы видим традиционный VW Polo Sedan — 3 659 единиц (да-да, король все еще на троне), Renault Sandero Stepway/Renault Logan — 2 365/2 363 ед. и Lada Vesta — 2 161 штука. Во второй тройке лидеров значатся «паркетник» Renault Duster (1 935 шт.), упомянутый уже Geely Atlas (1 541 шт.) и универсал Lada Largus (1 498 шт.). Замыкают список народных авто Renault Kaptur (1 469 шт.) и Skoda Rapid (1 272 шт.).
**
По мнению председателя Правления БАА Сергея Михневича, основным катализатором роста рынка в 2018 году являлась доступность условий кредитования и лизинга. А замедление рыночной динамики вызвано увеличением количества отказов физическим лицам в кредитовании и лизинге, которые происходили вследствие ограничений, принятых Национальным банком Республики Беларусь с 1 мая этого года. Также замедление темпов роста продаж вызвано чрезмерным насыщением рынка и снижением потенциального спроса на нем.
Исходя их всего вышесказанного, БАА в 2018 году прогнозирует, что официальные дилеры продадут в общей сложности не менее 53 000 новых автомобилей, что превысит объёмы 2017 года на 56%.