Когда "Дядя Вася" выйдет из тени своего гаража?

С 1 ноября вступает в силу указ президента N423, направленный на легализацию отечественного автосервиса в гаражных кооперативах. Выйдут ли гаражные мастера из тени?

Как уже рассказывал «Ежедневник», членам гаражных кооперативов разрешат использовать гаражи, выдаваемые когда-то для хранения личных автомобилей, в качестве мастерских. С соблюдением ряда условий.

Для начала «дяде васе» надо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и подать заявление председателю правления гаражного кооператива. Затем - получить согласие на «гаражный бизнес» у общего собрания кооператива. Ремонт ограничен автомобилями общей массой не более 3,5 т, оказывая его, «дядя вася» обязан уплачивать единый налог.

Услуги СТО включены в перечень бытовых услуг и подлежат сертификации. Сам же «дядя вася» обязан соблюдать нормы Правил бытового обслуживания потребителей, к примеру, - оформлять заказ и выдавать кассовый чек об оплате услуги. Нанесешь клиенту ущерб - придется отвечать по закону.

«Гаражник», продолжающий оказывать услуги в «тени», должен быть готов к наказанию: привлечению к административной ответственности и исключению из членов гаражного кооператива - по решению общего собрания членов гаражного кооператива.

До 30 апреля 2013 года гаражные кооперативы обязаны привести свои уставы в соответствие с законодательством Беларуси, при этом их освободят от уплаты госпошлины за госрегистрацию. Не успеют - штраф в размере до 50 базовых величин.

Планируемые изменения обсудят 29 октября на республиканской конференции «Автосервис Республики Беларусь: перспективы и пути развития». Один из ее участников - начальник управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Валентина Левковская согласилась рассказать, какого эффекта ожидает от работы по новым правилам.

- Не раз приходится сталкиваться с жалобами граждан, которые отдали автомобиль гаражному мастеру, заплатили большие деньги и - остались недовольны качеством ремонта. Позволяет ли закон призвать таких мастеров к ответственности?

- В гаражах никаких документов относительно выполненного ремонта не дают, следовательно, и прав у обратившихся туда автомобилистов нет.

- А что делать, если на легальном СТО не выдали документы, а потребитель уехал со станции, забыв их потребовать?

- Нельзя забывать о таких вещах, как документы, подтверждающие оказание услуг на СТО! Без них очень сложно привлечь мастеров, выполнивших некачественный ремонт, к ответственности. Защитить потребителя в этом случае очень сложно, я бы даже сказала, - невозможно. Юристы общества защиты прав потребителя нуждаются в актах приемки, договорах, документах, подтверждающих оформление заявки, даже чек о приеме денежных средств докажет, что вы обращались на станцию за услугой! Без этого невозможно отстаивать свои права. Поэтому мы и боремся за легальные СТО.

- С 1 ноября - времени вступления в силу указа N432 мастер имеет право работать в гараже при соблюдении ряда условий - довольно хлопотных и неудобных. Куда проще оставить все, как было. Не боитесь, что гаражные мастера так и останутся в «тени»?

- Мы надеемся, что деятельность большинства из них будет легализована. Мастера устали от слова «нелегал», более того, - боятся его. И понимают, что в случае продолжения незаконной деятельности потеряют членство в кооперативе и гараж, им будет закрыт доступ на территорию. Да, нарушители будут, пока указ не заработает в полную силу, но мы надеемся, что их будет все меньше и меньше.

- Каков объем теневой составляющей автобизнеса?

- Никто не ответит на этот вопрос - очень сложно посчитать.

- В разговорах гаражные мастера жалуются на заработки: мол, едва ли не в убыток приходится работать. Известен ли контролирующим структурам их реальный уровень дохода?

- На сегодняшний день разницы между гаражным и легальным СТО почти нет, максимум - 10%. Да, в свое время мастера из официальных СТО уходили в гаражи, но они будут возвращаться. И сравнявшийся заработок - один из главных аргументов принятия такого решения.

- Неужели автомобилисты почувствуют эффект от указа после вступления его в законную силу?

- Да. Прежде всего, это гарантия на выполненные работы и уверенность в качестве.

- А если указ не заработает, к каким мерам прибегнете?

- Мы надеемся на эффект. Да, шероховатости будут, придется менять нормативную правовую базу, но мы надеемся на лучшее.

Ежедневник

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.