Кёнигсберг — туда и обратно. Путешествие в самый европейский город России

Кёнигсберг — туда и обратно. Путешествие в самый европейский город России

Друзья, в сентябре мы запустили новую рубрику «Автотрип». В ней предлагаем честно рассказать о путешествиях, в которых вовсе необязательно тратить много денег на авиабилеты, бронирование гостиниц и экзотические экскурсии. Достаточно иметь машину и огромное желание открыть для себя маршруты, что запомнятся на всю жизнь. Мы уже получили множество писем с предложением поделиться увлекательным опытом путешествий на автомобиле в разные страны. Часть из них уже опубликована, другие ждут своей очереди. Как правило, наши журналисты лично общаются с героями публикаций (фотограф снимает авто) и на основе услышанного создают свой текст. Но сегодня — нестандартный случай. Наш читатель Сергей прислал на редакционную почту уже готовый материал, подкрепив его хорошими фотографиями. И пусть он не повторяет классическое путешествие на автомобиле, нам очень захотелось опубликовать эту историю. Уж больно она хороша!

Кёнигсберг. Перезагрузка

Иногда самые спонтанные идеи и неожиданные решения удачно воплощаются в жизнь. Так произошло с короткой поездкой, о которой я здесь хочу рассказать. Благодаря ноябрьскому выходному и выпрошенным добавочным двум дням отпуска я получил пятидневный перерыв от дел и забот. Решил провести его с близкими — и желательно подальше от дома. Была необходима полная перезагрузка, а ничто не справляется с этим лучше, чем море. Таким образом, надо было добраться до точки релакса довольно быстро, так как дней мало, а ещё и недорого, поскольку денег тоже негусто.

Как же сузились наши возможности за последние годы! Раньше мы просто прыгнули бы в автомобиль и к вечеру уже любовались балтийскими закатами где-нибудь в Каркле. Мысль о балтийских закатах повела меня дальше, к Куршской косе, Ниде, в которой мы ели вкуснейшего палтуса, Фромборку, где смотрели на могилу великого Коперника и маятник Фуко. Удивительные места! Мои глаза скользнули по карте немного дальше — и упёрлись в Калининград, довольно близкую точку на побережье. Всего пятьсот километров по прямой — это невозможно — или тысяча пятьсот километров по воздуху окольными путями — а вот это без проблем: прямым рейсом от «Белавиа» за адекватные деньги.

 

План составился за 20 минут: перелёт занимает чуть больше двух часов, в Калининграде прямо в аэропорту есть прокат автомобилей, выберем точкой дислокации «старый добрый Кёниг» и оттуда будем совершать вылазки по всей небольшой (100 × 200 км. — Прим. авт.), но довольно интересной Калининградской области. Раньше снять жильё реально было проще простого и с хорошими скидками через всем известный Booking или Airbnb. Сейчас на территории РФ и РБ воспользоваться этими сервисами невозможно. Есть российский «Суточно.ру», но необходима привязка к российской банковской карте и предоплата, что нам не подходило.

 
Поэтому воспользовались приложением «Островок» — бледной копией Booking, дающей, однако, много предложений без предоплат и карт, а также с контактами хозяина жилья. Забронировали двухкомнатные апартаменты в центре, купили билеты на рейс только с ручной кладью. При выборе автомобиля пришлось связаться с техподдержкой, так как требовалась 10-процентная предоплата, осуществить которую мы не могли даже картой «Мир». Договорились без предоплат, ваучер мне выслали на электронную почту. Купили наличных российских, рассчитываться собирались «налом», а также картой «Мир».

В полдень 5 ноября, пережив турбулентность над Балтийским морем и суровый опрос пограничников, мы вдохнули полной грудью тёплый и сырой воздух старинного Кёнигсберга. При бронировании автомобиля с нас дополнительно потребовали два депозита: 1 000 рублей на мойку (если вернём грязную машину) и 5 000 на штрафы (логика тут неясна, штрафы приходят в течение месяца, а карты, на которой можно заблокировать сумму, у нас нет). За саму аренду мы рассчитались картой, а депозиты внесли наличными, так как возврат не прошёл бы после того, как мы вернулись на территорию РБ. Забегая вперёд, скажу, что эти шесть тысяч вернули без проблем при сдаче автомобиля, однако до этого я проследил, чтобы суммы и условия были прописаны в договоре. В своё распоряжение мы получили белоснежную Skoda Octavia 2016 года выпуска c 1.6 MPI и автоматической коробкой передач.

Из окон нашей квартиры открывался эффектный вид на знаменитый калининградский Дом советов — мрачноватую и величественную заброшку, которую собираются вот-вот сносить. Мы заселились, перекусили и запланировали вылазку в город. 

День первый. Несколько пластов истории и могила великого философа

Калининград, насчитывающий более восьми веков истории, не может сейчас явить туристам тот прекрасный лик, который со всем трудолюбием создавали немецкие потомки тевтонских рыцарей, основавших город. Во время Второй мировой войны британские пилоты, впервые в практике применившие напалм, превратили Кёнигсберг в дымящиеся руины. 

Королевский замок — одно из самых ярких и нарядных сооружений, место коронации прусских королей — был разрушен и окончательно снесён в 1969 году. На месте южной части замка стали возводить 28-этажный Дом советов, но его так и не достроили. Теперь по иронии судьбы законсервированные останки дворца и полуразрушенный «совковый» шедевр находятся рядом и представляют собой весьма поучительное и интересное зрелище. Говорят, что знаменитая Янтарная комната, находившаяся в крыле замка среди других произведений искусства, погибла при бомбёжках, а может быть, погребена где-то под землёй в многочисленных подземных ходах.

Рядом, отделённый рекой Преголей, находится остров Канта. Он назван в честь известного философа, нашедшего здесь успокоение и похороненного в величественном кафедральном соборе. О храме есть большое количество информации в интернете, поэтому не буду повторять источники. Он огромный (больше Домского собора в Риге), гармоничный, прекрасно восстановлен. Во время войны размеры и высокие шпили собора спасли его от тотального разрушения — по нему ориентировались бомбившие город лётчики.

 
На соборной башне каждый час играют часы, возле могилы философа застывают туристические группы, здание эффектно подсвечено — это одна из главных точек исторического центра. Рядом с собором есть несколько красивых мостов (один из них даже разводной), по ним можно перейти в недавно построенный новодел — Рыбную деревню, на набережную с кафе, ресторанчиками, гостиницами и магазинами. Здесь мы с удовольствием прогулялись, попили кофе на довольно оживлённом фуд-корте. Мы также поднимались на смотровую площадку в башне-маяке (внутри есть интересное кафе) — оттуда красивый вид на остров и окрестности. 

День второй. Брызги балтийских волн и уроки истории

На следующий день мы запланировали выезд в основные приморские города — Зеленоградск и Светлогорск, а также самую западную точку России — Балтийск. Ко всем городам ведёт вполне качественная магистраль, имеющая подсветку на большинстве участков и скоростной режим с ограничением 110 км/ч. 

Между собой городки соединяются узкими (в две кареты) дорожками, фактически не имеющими обочин, со старыми деревьями по краям. Шоссе явно проложено на местах старых немецких путей сообщения и необыкновенно колоритно, хотя и требует внимательного вождения.

Зеленоградск, бывший курортом под названием Кранц ещё при короле Фридрихе I, встретил нас приветливо — солнцем и лёгким бризом на прекрасном длинном пляже. Балтика, ярко-синяя под хрустальным небом, была ласкова, волны набегали на берег с тихим шипением.


В местном кафе мы отдали должное вкусным десертам и авторскому кофе. Затем пошли на Курортный проспект покупать сувениры и знакомиться с котами. Здесь этих пушистых созданий сделали символами города, и они исполняют свои обязанности со свойственной кошачьей породе снисходительностью. Мы узнали, что в городе введена официальная должность котошефа, встретили и сфотографировали массу «официальных морд».

Светлогорск (бывший Раушен), находящийся примерно в тридцати километрах, показался очень похожим на Юрмалу: те же виллы среди сосен, та же набережная. Очень понравилась канатная дорога, спускающаяся прямо к морю, забавный местный «мохнатый дом». Скажу честно, мы проигнорировали Морской выставочный центр: там нет морских животных и рыб, как в музее на Куршской косе.

Далее нас ждала цитадель Пиллау — нынешний Балтийск. Коренные жители города были депортированы в 1948 году, и город с этого момента стал военной базой. Старинную крепость, построенную в XVII веке шведами, посмотреть не получилось: в неё можно попасть только в составе экскурсии, с заказом через турагентство. Поэтому мы решились на небольшой экстрим — катание на катере по проливу рядом с базой Балтийского флота.

Катание, начиная с прыжка в небольшое судёнышко фактически с причала и заканчивая лихими манёврами бойкого капитана, принесло много ярких эмоций. Стоящие в бухте корабли смотрятся эффектно. Город имеет для меня личную сентиментальную ценность: здесь на военном аэродроме служил мой замечательный дед Петя, пилот самолётов-амфибий — «Каталины» в годы войны, а затем Бе-12 (хорошо сохранившийся экземпляр этого самолёта я обнаружил позже в Морском музее Калининграда). 

День третий. Мощь Баха и шутки о «ценном мехе» 

Советск (он же Тильзит до 1946 года) — город довольно крупный в этой местности, но для туристов интересный фактически лишь одним — изящным мостом королевы Луизы. Стоит проехать 130 км, чтобы увидеть это чудо инженерной мысли начала ХХ века.

Мост практически не пострадал во время мировых войн, до Великой отечественной по нему ходил электрический трамвай, соединяющий берега. Сейчас противоположный берег — это Шилале, литовская территория. Поскольку мост является пограничным переходом, просто так пройти по нему нельзя. Мы постояли на набережной, пытаясь учуять запах икеевских фрикаделек, рассмотрели барельеф королевы Луизы, в советский период заменённый на герб СССР.

Вторую половину дня мы провели в Калининграде, решив осмотреть один из многочисленных (их 15) фортов. Выбрали форт № 11 — Дёнхофф: он самый крупный и интересный, наиболее хорошо сохранившийся и приспособленный для осмотра туристами.


Во время Второй мировой укрепление оказалось в стороне от самых жарких сражений, гарнизон сдался практически без боя. Сооружение удивительное — по сути, шестиугольник, окружённый рвом с водой. Коридоры и казематы идут на нескольких уровнях, сейчас в них тематические выставки, сувенирные магазины и кафе. Проводятся квесты.

 
Изюминкой форта являются кролики — живые кролики, которые «не только ценный мех». Их много, они самых разных пород, весело скачут по склонам и позируют для туристов. Это гениальное решение частных владельцев форта, спасших исторический объект от затопления и разрушения. При свете закатного солнца, благодаря ухоженным травяным склонам крепости, деревьям, отражающимся в воде, снующим ушастым зверькам, всё военное сооружение кажется самым мирным местом на земле.

Вечером мы приобщились к прекрасному — посетили концерт органной музыки в кафедральном соборе. Мы не тонкие ценители классической музыки, но мероприятие рекомендуем всем! 

Огромный инструмент (здесь два довольно больших органа — более шести тысяч труб) потрясающе звучит под старинными сводами, исполняются довольно известные произведения (программу открыл гениальный Иоганн Себастьян). Собор был практически полон, если хотите попасть на хорошие места, то надо приходить немного заранее.

День четвёртый. Музей марципанов и роскошный югендстиль

Музей Мирового океана в Калининграде — это целый комплекс с несколькими судами и подлодкой, доступной для осмотра, а также экспозициями на морскую тему. Музей продолжает строиться — будет корпус «Планета Океан» в виде земного шара, где планируются аквариумы с живыми обитателями.

Нам сильно не повезло, так как мы приехали сюда во вторник: был открыт для посещения только «Витязь» — исследовательское судно, служившее советской науке 30 лет и теперь уже более 20 лет являющееся музеем. С берега можно также пофотографировать другие суда и самолёт Бе-12, о котором я упоминал ранее. С палубы «Витязя» открывается красивый вид на корабли и небольшой порт.

В Бранденбургских воротах города открыт музей марципанов. Это лакомство — вкусный сувенир, который стоит везти из славного Калининграда. Второй по распространённости сувенир — янтарь, магазины которого здесь на каждом шагу. В музей янтаря мы не пошли, предпочтя небольшой янтарный шопинг.

Для послеобеденной прогулки прекрасно подошёл Амалиенау — старый район Калининграда, некогда богатый квартал, застроенный виллами в югендстиле. Это архитектурное направление, зародившееся в Германии в первой половине ХХ века. 


Дома удивительные, часть отреставрирована, некоторые довольно запущенные, но очень живописные. Кажется, что здесь совершенно другое течение жизни. Неподалёку есть старый парк с нарядной кирхой из белого камня.

День пятый. Дорога домой и впечатления от короткого отпуска

Наше возвращение домой прошло довольно гладко, уже в пять вечера мы были на родной земле. Автомобиль вернули без проблем, предварительно помыв (полная мойка обошлась в 300 рублей). Обратный перелёт был лёгким и приятным.

Подводя итоги, мне хотелось бы сказать, что мне Калининград показался самым европейским городом России. Несмотря на депортацию более чем 120 тысяч коренных жителей в середине прошлого века, немецкий дух размеренности и спокойствия остался витать над этими местами. Близость Литвы и Польши, которые калининградцы могли посещать без виз до 2016 года, также оказала своё влияние на ментальность и атмосферу.

Водители здесь вежливы, терпимы и культурны, в заведениях хорошее обслуживание. Есть удачные попытки возрождения богатой истории города и области. Обаяния местности добавляет Балтика и всё, что с ней связано. Однозначно советую для короткого отпуска.

Пара слов об автопарке. Выбор в местных прокатных конторах довольно широк: от «Матиза» до шикарных кабриолетов вроде Mercedes SL. Мы привычно выбирали из бюджетного сегмента, в нём полно машин В- и С-класса за вменяемые деньги. Приглянулась Skoda Octavia с кондиционером. Снаружи цвета различались на разных кузовных элементах. Лобовое стекло — китайское. На одометре было чуть более 100 тысяч километров пробега. Правда, в это не сильно верилось: руль перешит, на сиденьях чехлы. Но по механической части всё в полном порядке, на трассе машина вела себя образцово-показательно. В общем, автомобиль «жизнь видел», но ещё вполне бодр — побегает!


Ну а мы по-прежнему ждём ваших писем! Если вы минувшим летом съездили в интересное автопутешествие и теперь хотите поделиться своим опытом — смело заполняйте форму ниже или присылайте свои истории на news@av.by!

Фото: личный архив героя

Подписывайтесь на наши новости в Telegram