«Производственный дефект — сто штук на миллион». Что убивает форсунки Common Rail

«Производственный дефект — сто штук на миллион». Что убивает форсунки Common Rail

В прошлом материале мы чуть ближе познакомились с устройством ТНВД системы Common Rail. Сегодня речь пойдёт о форсунках. Потеря мощности, троящий мотор, плохая заводка автомобиля — это лишь часть проблем, которые возникают при неисправностях топливной системы. Почему форсунки выходят из строя, во сколько обойдётся ремонт и как предотвратить поломку, расскажут специалисты ООО «Топливный сервис авто».

Как это работает

Для начала рассмотрим принцип действия форсунки Common Rail. При поступлении сигнала от ЭБУ к форсунке управляющий элемент (электромагнит или пьезокристалл) не взаимодействует напрямую с механизмами внутри неё. Игла открывается за счёт гидравлической силы воздействия топлива.


Попадая в отверстие форсунки, топливо по каналу высокого давления устремляется в самый низ, к игле. Так возникает давление в верхней и нижней частях форсунки, но топливо всё ещё не может проникнуть в цилиндр, потому что гидравлической силы недостаточно для того, чтобы поднять шток с расположенной на нём пружиной и иглу.


При подаче на форсунку электрического импульса происходит сброс давления через центральное отверстие жиклёра, которое закрыто шариком. Когда давление падает, сила воздействия на шток клапана уменьшается, а сила гидравлического давления на пояске иглы превышает давление в управляющей камере форсунки, за счёт чего игла открывается, через сопловые отверстия топливо распыляется в цилиндры. Такое управление посредством клапана мультипликатора позволяет форсунке максимально быстро открываться и закрываться. Данного эффекта нельзя добиться прямым воздействием на иглу.

— Common Rail — это система высокого давления, разработанная Bosch достаточно давно. Она начала внедряться в легковые и грузовые автомобили в последние 20 лет, —  говорит специалист Сергей. — Первое поколение способно создавать давление до 1 600 бар, второе — уже до 2 200 бар. Давление образуется за счёт ТНВД, далее форсунки отвечают за впрыск топлива в цилиндры. Всё рассчитывается с помощью сложных алгоритмов ЭБУ. Блок ориентируется на подачу воздуха, работоспособность свечей, такты сгорания в камерах, датчики распредвала, коленвала — то есть на большую совокупность элементов. Также учитываются режимы функционирования автомобиля. 

— Как производитель форсунок Bosch занимает примерно 60—70% рынка легковых авто, а грузовых даже больше — в районе 80%. Заводской брак, согласно статистике Bosch, — сто штук на миллион. Производственный дефект крайне низкий. Конструктивно система в принципе одинаковая, независимо от производителя. Единственное отличие — это исполнение: техническое изготовление элементов, изготовление корпусов форсунки.

На что жалуетесь?

— Самые частые претензии владельцев при неисправности форсунок — это троящий мотор и плохой пуск двигателя. Если в автомобиле постепенно пропадает тяга, появляется излишняя дымность и увеличивается расход топлива — виной тому распылители форсунки. Чаще всего это связано с естественным износом. При неисправности клапана сброса топлива будет появляться стук в форсунке. Как следствие — плохая заводка автомобиля.

— Для диагностики форсунку устанавливают на проверочный стенд, который расскажет о детали всё: покажет работу и распылителя, и обратного клапана, благодаря чему специалист делает определённые выводы. А уже при разборке форсунок можно понять, почему именно произошло, например, разрушение обратного дросселирующего клапана. Каждый из элементов может выходить из строя по конкретной причине. Чаще всего это попадание мусора, стружки или естественный износ.

— Подмёрз фильтр, перестал выполнять свою функцию, вся грязь из бака попала в форсунки — они вышли из строя. Металлическая стружка появляется вследствие естественного износа, это обычно временной фактор. Трущиеся элементы в определённый момент нарушают цементацию поверхностей — появляется стружка. В легковых автомобилях, например Mercedes-Benz, Nissan, Volkswagen, Volvo и других, это происходит ориентировочно на 200—250 тысячах километров пробега, в грузовых — на 400—500 тысячах.

Распылитель форсунки Bosch VAG 2.0 TDI

Распылитель форсунки Bosch VAG 2.0 TDI

— Common Rail — именно та система, на которую не влияет температура окружающей среды. Все предыдущие имели подобную зависимость. Единственное, что способно произойти зимой, — замерзание уплотнительных элементов, шлангов и трубок. При высоких отрицательных температурах из-за замерзания и повреждения этих элементов может возникать завоздушивание системы. Пузырёк воздуха при давлении в 1 600 бар создаёт эффект детонации, из-за чего в форсунке может сломаться клапан или заклинить распылитель.

Цена обслуживания и ремонта:

 

  • — ремонт форсунки легкового авто — 300—400 руб.;
  • — ремонт форсунки грузового авто — 400—550 руб.;
  • — замена распылителя — 250 руб.;
  • — замена клапана — 280 руб.

— Что касается топлива, то в последнее время оно стало значительно лучше. Это видно и по объёму работы, и по самим деталям. Ещё лет пять-шесть назад при разборке форсунок можно было наблюдать ржавчину и механические частицы внутри. Сегодня чаще всего причиной поломки становится однократное попадание мусора из-за того, что не соблюдали регламент замены топливного фильтра или использовали некачественное горючее. Добавки в дизтопливо негативно сказываются на работе системы. В самой форсунке обнаружить следы керосина или антигеля невозможно: они вымываются соляркой под высоким давлением. Но такими экспериментами в наше время уже можно не заниматься. 

**

— Для профилактики желательно раз в два года производить чистку топливного бака или хотя бы сеточки топливозаборника. Там скапливается основной мусор, при отсутствии необходимой фильтрации все частицы попадают в насос и форсунки. Замена топливного фильтра раз в десять тысяч километров — это само собой разумеется. Не имеет большого смысла снимать ТНВД и форсунки для профилактики при исправной системе.

— Топливная система либо работает, либо нет. Она так устроена, что очистка и смазка производятся самим дизельным топливом. Если какие-то неисправности всё-таки возникли, необходима комплексная проверка. В практике у нас был случай, когда в форсунках обнаружили… творог! Водитель при увольнении залил в топливный бак 40 литров молока, и эта смесь приобрела консистенцию, напоминающую творог. Да, и такие интересные находки встречаются. 

аv.by выражает благодарность ООО «Топливный сервис авто» за помощь в подготовке материала 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen