«Покупка байка с пробегом 60 000 км — дело рискованное». Рассказываем, как выбрать свой первый мотоцикл

«Покупка байка с пробегом 60 000 км — дело рискованное». Рассказываем, как выбрать свой первый мотоцикл

«Отличное состояние, за эту цену лучше не найдёте!» — гласит чуть ли не каждое второе объявление о продаже мотоцикла на «вторичке». Но мы хотим напомнить золотое правило любого покупателя: доверяй, но проверяй! Как это сделать, если вы буквально вчера получили категорию А? Вместе с мастером Павлом Беспаловым мы составили подробный гайд по выбору первого (или, наоборот, далеко не первого) мотоцикла.


А если вы уже нашли тот самый байк, при виде которого у вас горят глаза, — теперь вы будете знать, за счёт чего и насколько сильно можно сбросить стоимость. 

Бит или не бит — вот в чём вопрос  

Если вы ещё не надели розовые очки и не опьянели от сладкой цены продавца, то точно заметите, что мотоцикл роняли. Стёртое покрытие на поверхностях и ручках при падении на месте — ещё не повод бить в набат: подкрасится же! А вот если царапины длинные и под углом, значит, байк был участником аварии или его бросали на скорости. В этом случае можно не отделаться косметическим ремонтом: как минимум погнулась выхлопная труба или «паук» — металлический каркас, на котором держится весь пластик.

— Повод ли отказываться от покупки, если продавец не скрывает факта аварии? Зависит от цены и того, сколько он готов уступить. Если в продаже есть аналогичная модель, которая не падала и стоит столько же, конечно, лучше отправиться за ней.

— Следующий критерий выбора — рама: она должна быть прямой. Как это определяется? Нужно присесть напротив байка и посмотреть, не стоят ли колёса домиком. Если покупаете мотоцикл на аукционе — тоже обращайте внимание на подобное. Колёса гнутые или разорванные — явно есть проблемы.

Выпрямить раму (если это вообще можно сделать) — 2 000—3 000 рублей. Такая особенность часто встречается не только у спортивных моделей, но и у чопперов. Они тяжёлые, поэтому при лобовом столкновении сразу гнётся рама. Честно говоря, мотоцикл с данным нюансом лучше вообще не брать. Если обратитесь к непроверенным мастерам, неизвестно, как они его исправят: при ближайшем повороте можно улететь в дерево. Так что здесь вопрос не цены, а безопасности. 

Шины 

— Резина живёт не больше пяти лет, потом она становится дубовой. Поэтому нужно обращать внимание на дату её выпуска — она указывается прямо на шинах.

— Если вы видите, что срок эксплуатации подходит к концу, то будьте готовы: скоро её придётся менять. Сколько сейчас стоит хорошая резина? От 600 до 900 рублей. Конечно, самый дешёвый «ноунейм» выбирать не следует. Это должен быть известный бренд. Например, Michelin или Avon. 

Второй важный фактор — высота протектора. Она должна быть как минимум 2—2,5 мм. На шинах есть специальный индикатор износа — ориентироваться можно хотя бы на него. Хотя лысую резину и так видно — например, как в этом случае на фото.


Цепь и звёзды 

— Обратите внимание на износ зубьев на звезде. Также мотоцикл нужно прокатить — цепь должна распрямляться на тех участках, которые звёзд не касаются. Перетянутая или, наоборот, слишком расслабленная цепь — тоже повод задуматься: покупать ли? Определить это можно по люфту (зазору, провису): в нормальном состоянии он находится в пределах 25—55 мм. 

— С одной стороны, перетянутая или расслабленная цепь — это проблема, которую можно легко исправить. Но с другой — в каком она состоянии, если её продолжительное время неправильно эксплуатировали? Например, перетянутая цепь ведёт к проблемам с подшипниками (непрофессионал этого не увидит на осмотре). Замена одного — от 100 и до 3 000 рублей, если понадобится разборка двигателя, иные прокладки… Новая цепь и звёзды с учётом стоимости работы — около 500—600 рублей.

К слову, пока Павел демонстрировал нам подшипники, выяснилось, что наш «подопытный кролик» — мотоцикл Yamaha YZF 600 Thundercat — явно долго простаивал в гараже: на болтах старая ржавчина. Причём именно на тех, до которых ещё нужно постараться добраться, поскольку заметные крепления — чистые. Поэтому при покупке лучше провести осмотр всех возможных болтов и резинок. 

Вилка

У каждого пера есть определённая рабочая зона. Если на ней имеются ржавчина или вздутия, они начнут царапать пыльник и сальник, туда станет проникать пыль, она постоянно будет течь. Перебрать вилку стоит примерно 300 рублей, но их придётся «выкидывать» каждый год! А если вся эта система в нормальном состоянии, то туда нет необходимости лезть как минимум лет пять. 

— Ржавая рабочая зона пера и последующая течь — распространённая проблема байков из Америки, где мотоцикл до аукциона лет 15—20 стоял у кого-нибудь в гараже ненужный. В этом случае необходимо быть готовым к тому, что на замену обоих перьев уйдёт около 1 000 рублей. А если с ними подобная ситуация, то стоит провести детальный осмотр и остальной части мотоцикла — там наверняка наберётся работы ещё на $600. 

Тормозная система 

— У каждого класса мотоцикла она работает по-разному. Например, у спортбайков тормоза очень чувствительные: слегла нажимаешь нужную ручку — он мгновенно замедляется. У дорожного мотоцикла или чопперов побольше ход ручки. Если рычаг проваливается, значит, с тормозами что-то не то: стоит неподходящая ручка или тормозную жидкость давно пора менять.

Понажимали рычаги на месте — следует проехаться на байке с небольшой скоростью и ещё раз проверить все тормоза. Про цены говорить в этом случае сложно: стоимость в зависимости от конкретной проблемы сильно варьируется. Например, перебрать суппорты с  ремкомплектом — 55 рублей за работу + $20—100 за запчасти.

Тормозная жидкость меняется раз в два года. Но лучше проверить её специальным тестером (новый — от 100 рублей): если в ней влаги больше нормы, то время обратиться на СТО. Работа по замене тормозной жидкости стоит 17 рублей за суппорт. На спортбайке, например, их три, поэтому и услуга будет втрое дороже. 

Сразу упомянем и о замене масла — работа стоит 30 рублей. Павел рекомендует использовать Repsol (около 45 рублей за литр).

А теперь переходим к тормозным дискам. Толщина новых — 4,5 мм, и она должна быть во всех местах одинаковой. Как только диски стираются на полмиллиметра, их пора менять. 

Каждый диск стоит рублей 500 + 100 за работу. Но это вопрос безопасности, который в первую очередь касается спортивных байков. Если для туристического мотоцикла лёгкий перебор по износу дорогой прощается, то на «спортé» последствия могут быть плачевными. 

Двигатель

Человек без опыта вряд ли сможет определить, насколько двигатель жизнеспособен. Поэтому просто обращайте внимание, как байк заводится. С пол-оборота — отлично. С трудом и посторонними звуками — повод хорошенько задуматься: перебрать мотор будет стоить от $100 минимум. 

— К слову, я при покупке или осмотре мотоцикла сразу кладу руку на двигатель. Если он тёплый, то понятно, что байк заведётся и поедет. Трудности могут возникнуть, когда он пару дней постоит в гараже. Поэтому, опять же, проверять мотоцикл нужно при холодном моторе.

Что касается пробега, то покупка байка с 60 000+ км — дело относительно рискованное. На этом сроке службы чаще всего требуется замена дорогостоящих механизмов, например цепи ГРМ. 

— Европейцы после такого пробега стараются от мотоцикла избавиться и просто купить новый, чтобы с этим всем не возиться. А у нас и рады: покупают байк по дешёвке, ТО не занимаются и просто убивают транспорт. 

Аккумулятор 

От аккумулятора также зависит то, как мотоцикл заводится. Лучше проверить его вольтметром или прибором, который показывает степень изношенности. Японские агрегаты, как правило, живут около десяти лет. Китайские — один сезон. Популярные немецкие Bosch — от трёх до пяти лет.

Убить плохой эксплуатацией за год можно любой аккумулятор, а стоит он от 150 рублей. Поэтому уточняйте у продавца, как он хранился зимой и не разряжался ли полностью.

— Двигатель вращается аккумулятором с частотой 300—400 оборотов в минуту. Но новичок этого никогда в жизни не услышит, поэтому лучший совет по выбору мотоцикла, который можно дать, — советоваться перед покупкой с подборщиком.

Система охлаждения

Существует три её вида: воздушная, воздушно-масляная и водяная. При первом типе нужно обращать внимание на то, чтобы целыми были рёбра на цилиндре. Их могли повредить, например, при неаккуратном ремонте.

— Если система водяная, то следует смотреть, чтобы на радиаторе не были загнутыми ячейки. Он должен быть чистым, необходимо, чтобы вовремя включался вентилятор. 

Топливный бак

— Загляните в топливный бак и обратите внимание на то, есть ли коррозия. Если ржавчина пошла — она будет попадать в топливную систему, которую каждый сезон придётся чистить. 

Избавиться от ржавчины раз и навсегда вряд ли получится. А если не почистить вовремя топливную систему, байк заглохнет где-нибудь за городом. И придётся ещё думать, как его к мастеру доставить. Бак, конечно, можно поменять, но понадобится потратить время на поиск подходящего на разборках.

**
В завершение беседы команда Павла напомнила о главном уроке, который можно дать начинающему байкеру: нельзя приобретать мотоцикл на последние деньги! Даже если он отлично выглядит внешне, но куплен с рук на «вторичке», то его нужно сразу же отправить на ТО. Иначе где-нибудь на трассе может порваться цепь или заклинить колодка — на большой скорости это грозит серьёзными последствиями.

Так что сразу готовьте мастеру около $150, чтобы такого не допустить. А какие ещё проблемы он заметит во время техобслуживания и осмотра — остаётся только гадать. К слову, если вы новичок, то дополнительные $500 уйдут на качественную экипировку (если пропустили — почитайте). В общем, покупаете байк за $1 000 — отложите столько же, чтобы точно быть уверенным в своей безопасности. 

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram