«Машины приезжают и за два месяца». Узнали, как «битки» из США сейчас доставляют в Беларусь

«Машины приезжают и за два месяца». Узнали, как «битки» из США сейчас доставляют в Беларусь

В марте из-за введённых санкций можно было, кажется, только обнять белорусский бизнес и заплакать. Фирмы с тех пор пережили экономический и логистический шок. В особенности те, работа которых была завязана на западных рынках. В конце февраля 20 из 25 клиентов компании carsusa.by, специализирующейся на покупке авто на американских аукционах и транспортировке их в Беларусь, поставили заказы на стоп из-за страха рисков. Но уже с июня появился невиданный спрос: люди активно скупают «битки» из США.

Владелец carsusa.by Евгений Михневич рассказал av.by, что происходило с начала марта на рынке и с его компанией и как удалось наладить доставку авто из Америки.

«Около трёх месяцев мы искали решение. И нашли: почти все машины из США добрались до своих покупателей»

— В начале марта вы рассказали av.by, что происходило с доставкой авто из США: из-за введённых санкций все контейнерные морские линии, работающие с портом Клайпеды, запретили перевозку контейнеров в Беларусь. Что изменилось за семь месяцев?

— С того времени, кажется, прошла одна маленькая жизнь. Семь месяцев были насыщены событиями, даже учитывая, что почти три из них мы не имели возможность заказать и купить авто. Март, апрель и май — в это время мы искали выход из сложившейся на рынке ситуации. Наш перевозчик W8 Shipping, с которым мы работали несколько лет, не стал нарушать санкции, образовалась проблема с отправкой авто, и, соответственно, работать далее с ним мы уже не будем.

На момент введения санкций в отношении Беларуси те «битки», которые плыли в порт Клайпеды, приехали к нам. А те, что были уже куплены и ещё не отправлены, зависли. Некоторые из них до сих пор находятся в США.

Причём это касается машин, приобретённых как с белорусских аккаунтов, так и с аккаунтов компании W8 Shipping.

— То есть не все авто, заказанные в феврале, быстро приедут в Беларусь?

— Почти все машины, купленные с белорусских аккаунтов, мы отправили. Автомобили, которые мы приобрели через W8, либо готовятся к отправлению, либо уже в пути. Так, две недели назад отдали клиентам около десяти авто.

Мы в любом случае привезём все машины, ведь несём ответственность за договоры, заключённые с клиентами. Делаем всё возможное, но, к сожалению, некоторые факторы зависят не от нас.

— Каким образом удалось отправить машины в Беларусь?

— После введения санкций экземпляры, купленные на аукционе в США с белорусских аккаунтов, официально запрещено было отправлять в РБ. В теории мы могли бы снова выставить их на аукцион в США и продать, но вывести деньги с белорусских аккаунтов нельзя, так как они заблокированы.

Отправлять машины из США можно было, переделав на них документы. Но таможенная инспекция США всё равно видела, что они куплены с белорусских аккаунтов. Контейнеры разворачивали, давали штрафы. Поэтому какое-то время все боялись их отправлять либо предлагали это сделать, только если клиент сам оплатит штраф. Естественно, на такое никто не соглашался. Многие компании в США предлагали отправить автомобили. Но, как я слышал, они просто брали деньги и не выполняли условия.

И только спустя два-три месяца после введения санкций мы нашли компанию, которая переоформила документы и отправила машины.

— А что с доставкой «битков», купленных с аккаунтов W8? Как решался этот вопрос?

— Компания W8 купленные с их аккаунтов авто решила никому не отдавать. При этом у нас была возможность через нашего нового перевозчика доставить эти машины. Они бы их забрали, но в W8 принципиально не соглашались.

И к тому же заявили, что все авто, приобретённые с белорусских аккаунтов, мы должны каким-то образом забрать с их площадки. А чем дольше они там находились — тем выше чек за простой.

Позже они предложили нам три варианта, как вывезти машины, купленные с их аккаунтов: через Грузию, Литву или Нидерланды. Мы выбрали последнее направление.

То есть перевозчик отправляет машины в Евросоюз — по документам это финальная точка. В Нидерландах они официально растаможиваются. И куда дальше эти автомобили следуют, США уже не волнует. А везут их в порт Клайпеды. Там все документы оформляются на белорусов. И машины благополучно ввозятся к нам. По сути, получилась «новая старая» схема.

— Наверняка расходы на такую перевозку резко увеличились…

— Да, дополнительные затраты — это ориентировочно от 2 500 до 5 000 долларов на официальную растаможку. В зависимости от стоимости, за которую было куплено транспортное средство в США.

Все дополнительные расходы, которые образуются вследствие вновь открывающихся обстоятельств, из-за введения тех или иных правил ввоза, владельцы транспортного средства оплачивают по праву выгодоприобретателя. И 99% из них приняли этот факт, были готовы, ведь прекрасно понимают, что происходит. Однако некоторые в полнейшем недоумении говорили: «А что случилось? Я уже заплатил деньги. И почему должен что-то доплачивать?» Поэтому важно было правильно донести информацию до клиентов.

Большая часть заказчиков согласились везти машины по такой схеме. И не прогадали: стоимость авто из США подросла. Даже с учётом дополнительных расходов они выиграли в цене.

— Были и те, кто отказался доставлять свой купленный автомобиль?

— Да, один из вариантов — продать машину на аукционе и вернуть деньги. Этот способ подходил тем, кто не хотел заморачиваться с покупкой, побоялся работать по новой схеме или не желал ждать.

Кстати, один из «отказников» смог так заработать. В начале года мы купили ему на аукционе Honda Civic за 9 000 долларов, а продать в июне смогли там же за 11 000 долларов.

«Транспортировка из США в Беларусь выросла в цене на 1 000 долларов»

— С июня ваша компания возобновила работу в полной мере. Спрос на американские «битки» снова появился?

— В июне мы нашли новых перевозчиков, которые работают по старой схеме: машины едут из США в Литву, а потом в контейнерах приезжают в Минск. Фактически работаем так же, как и до санкций. Люди ещё раскачивались, присматривались (мало кто понимал, как работает эта схема) и авто не заказывали. Но для тех, кто рискнул в том месяце купить авто на аукционе, машина обошлась в сумму до 30% дешевле, чем если бы они сделали это позже.

С июля и августа, когда стало ясно, что схема рабочая и стоит заказывать машины, в том числе и россияне начали покупать различными методами автомобили из США через Беларусь, поэтому спрос пошёл вверх. Из России ушли дилеры, машины в дефиците, а российские аккаунты на аукционах в США заблокированы. Поэтому едут к нам, выгребают много автомобилей и потом перепродают их в Россию.

— Почём сегодня «биток» из США с учётом доставки в Беларусь? Какова динамика цен относительно начала года?

— В Штатах, как и раньше, можно купить машину за хорошие деньги. Стоимость авто на аукционе плюс цена доставки сейчас существенно не отличаются от этих значений в начале года.

Транспортировка из США в Беларусь выросла на 1 000 долларов. 60% этой суммы забирает перевозка из Клайпеды в Минск.

Сегодня активно покупают авто из Америки. Но если раньше в основном спрос был на Ford Escape и Fusion, то сейчас берут всё подряд — в зависимости от бюджета. На нашей СТО много разновидностей авто по цене от 10 000 до 50 000 долларов.

Но сегмент покупателей с бюджетом до 10 000 долларов отвалился. Чаще берут автомобили до $20 000.

— Ваша компания ремонтирует авто, доставленные из США. Из-за санкций ощутили проблему с запчастями?

— Цены на них выросли. Найти компоненты сейчас сложнее. Но мы это сделаем в любом случае и отремонтируем автомобиль под ключ.

Более того, у нас появилась дополнительная услуга поиска запчастей, если клиент выбирает чинить авто не у нас. Специалист имеет выход на рынок комплектующих Польши и Литвы.

— За какие сроки «битки» доплывают по новой схеме? Как сейчас доставляете авто из Клайпеды?

— На момент начала событий в Украине огромное количество контейнеров, которые плыли в Одессу, из-за военного положения не смогли туда следовать. Их перенаправили в Литву. Это привело к огромной загрузке порта: там просто физически не успевали всё выгружать. Поэтому сроки прибытия машин в Минск затянулись.

Сегодня санкции не позволяют белорусским перевозчикам ехать на территорию Литвы и забирать оттуда контейнеры и машины. Как я уже говорил, мы нашли нового перезвочика, который, как и раньше, доставляет все контейнеры с автомобилями из Клайпеды в Минск. А дополнительные платежи, связанные с простоями, ложатся на перевозчика, клиент не доплачивает никаких денег.

Ситуация со сроками наладилась. Ориентировочно путь машины из США в Беларусь занимает от двух месяцев, если товар плывёт с восточного побережья, в районе четырёх месяцев — с западного.

Однако до сих пор есть множество факторов, влияющих на перевозку. Всех клиентов предупреждаем: если на момент покупки автомобиля и его доставки в мире или стране что-то изменится, например закроют границы, то мы хоть и с дополнительными расходами, но всё равно привезём машину в Беларусь.

Партнёрский материал

carsusa.by — компания, занимающаяся покупкой автомобилей на американских аукционах, доставкой машин в Беларусь, а также комплексным ремонтом под ключ. Бесплатный эвакуатор в пределах города Минска и таможни, скидки на запчасти и ремонт на партнёрской СТО. Имеется собственная автомойка — клиентам дают скидку 50%. За новостями следите в Instagram-аккаунте компании.