«Дорожные реагенты на мойках АЗС не смываются на 100%». Узнали у эксперта, как бороться с загрязнениями на машине

«Дорожные реагенты на мойках АЗС не смываются на 100%». Узнали у эксперта, как бороться с загрязнениями на машине

В народе есть примета: если птичка оставила «след» на машине, это к деньгам. Вероятнее всего, к тем, которые придётся потратить. Ведь птичий помёт — одно из самых агрессивных загрязнений, оно разрушает структуру ЛКП кузова. А какие ещё типы загрязнений опасны для машины и как правильно с ними бороться? Как часто нужно мыть авто и как делать это правильно, случайно не поцарапав кузов? И чтобы ещё и недорого! Журналисты av.by решили разобраться во всех вопросах вместе с приглашённым экспертом на одной из моек сети АЗС «А-100».

«Птичий помёт, сок деревьев — самые агрессивные загрязнения, их нужно удалять практически сразу же»

В обеденное время в субботу на одной из моек сети АЗС «А-100» (на МКАД возле Чижовки) ажиотаж: автовладельцы спешат смыть с кузовов своих машин признаки зимы, да и просто освежить их внешний вид.

Именно здесь мы встречаемся с экспертом в сфере автомоек Александром Гориным, который более десяти лет в этом бизнесе, имеет длительный опыт работы в студиях детейлинга и крупнейших автомоечных центрах Минска. Сегодня мы не только поговорим об этой теме подробно, но ещё и проверим, как справятся с загрязнениями на кузове мойка самообслуживания и портальная мойка. А пока разберёмся с матчастью.

— Все типы загрязнений можно разделить на две категории: органические и неорганические. Первые имеют природное происхождение. Это останки животных, птичий помёт, насекомые, пыльца, сок деревьев, земля, песок и другие. К неорганическим можно отнести краску, битум, металлические вкрапления, колодочную пыль, цемент, известь, реагенты и так далее, — рассказывает эксперт.

Некоторые из этих загрязнений могут серьёзно повредить лакокрасочное покрытие кузова, а другие влекут исключительно эстетические недочёты. Например, битумные пятна, особенно на белых автомобилях, скорее портят внешний вид и в краткосрочной перспективе не несут существенных угроз для ЛКП.

— Органические загрязнения кузова считаются самыми агрессивными по воздействию на его покрытие. И дело не только в том, что их природа сама по себе агрессивна. Эти загрязнения появляются в тёплое время года, и под влиянием высоких температур они, попадая на кузов, проникают в структуру лака и разрушают её. Поэтому рекомендую удалить их, как только они замечены. В этом плане мойка самообслуживания — очень хорошее подспорье для автовладельцев. Например, если вы проехали по трассе, где «словили» насекомых на кузов, не надо ждать неделю — лучше сразу заехать на ближайшую АЗС, — советует Александр.

Но, по словам эксперта, если на кузове появилось небольшое загрязнение, а возможности в тот же миг поехать на мойку нет, лучше удалить его самостоятельно.

— Для таких случае в автомобиле нужно иметь «аптечку»: полотенце из микрофибры и средство для ухода за авто — универсальный квик-детейлер, который и очищает кузов, и имеет лёгкие защитные свойства. Важно создать лубрицирующий слой перед тем, как протирать поверхность.

— Например, в птичьем помёте очень много абразивных частиц. И если начать тереть по сухому, то останутся царапины. В очистителях для авто есть ПАВы, которые как бы обволакивают загрязнения и помогают им отсоединиться от поверхности. А микрофибра впитает в себя всю грязь. В крайнем случае можно развести немного автошампуня в воде. Но ни в коем случае не использовать средство для мытья посуды, антижир и так далее! Это абразивные вещества, которые повредят кузов.

А вы уверены, что правильно моете свой автомобиль?

Александр рекомендует мыть машину примерно раз в 10—14 дней вне зависимости от погодных условий и в целом по мере загрязнения.

— К сожалению, мы живём не в самом благоприятном климате, а на наших дорогах очень пыльно и грязно — жуткая смесь из грязи, пыли, технических жидкостей, песка, битума, асфальтовой и резиновой крошки. И всё это на большой скорости буквально врезается в кузов. А лакокрасочное покрытие является пористым материалом, в него всё норовит попасть. Потому и важно регулярно его мыть и чистить, даже если визуально кажется, что всё в порядке.

По словам эксперта, для избавления кузова от лёгких загрязнений достаточно будет использовать мойки самообслуживания, которые сейчас активно популяризируются. Но как правильно на них мыть авто? Разберёмся на примере мойки АЗС «А-100», а на тест возьмём «Фольксваген Венто» эксперта.

Внешний вид авто до процедур на мойке самообслуживания

— Для начала стоит прочитать инструкцию. Ведь на мойках могут быть разные системы. А если непонятно и есть вопросы, лучше обратиться к техническому персоналу. Это лучше, чем сначала заплатить, а потом стоять и разбираться, — говорит Александр и приступает к процессу.

В частности, на этой мойке самообслуживания всего пять программ. Почему именно столько и как это работает, нам рассказывает менеджер АЗС «А-100» Алексей Корольков:

Менеджер АЗС «А-100» Алексей Корольков

— Совместно с водой под высоким давлением подаётся шампунь — на грязь одновременно происходит и химическое, и кинетическое (ударное) воздействие. Активная пена — для удаления сильных загрязнений, так как в ней больше всего концентрации химического средства. Затем происходит смыв пены, нанесение воска и обмыв деминерализованной водой. В целях повышения качества мойки используемая на МСО вода подогревается до оптимальных температур согласно требованиям производителя химии. Для безопасности клиентов в зимний период на МСО установлена система подогрева полов, препятствующая образованию ледяной корки, чтобы клиент смог безопасно передвигаться вокруг авто в процессе мойки. А на АЗС № 2 сети «А-100» в качестве допуслуги установили автомат по продаже бахил — так автовладельцы защитят свою обувь от брызг.

Поскольку капот — это самый горячий элемент, к нему стоит приступать в последнюю очередь. Эксперт рекомендует начинать мыть авто с правого или левого крыла и двигаться в противоположную сторону.

— Наносим химию снизу вверх продольно. Если делать наоборот, во-первых, пена будет стекать вниз, а так сложнее проконтролировать, где кузов помыт, а где — нет. Во-вторых, есть так называемый эффект двойного срабатывания. Загрязнения на кузове находятся неравномерно, а снизу их больше всего, поэтому нужно сначала смыть их снизу и переходить наверх. Таким образом, очищающая пена сверху стекает вниз и ещё раз «поработает» на нижних частях. Смывать пену нужно сверху вниз, но не хаотичными движениями, чтобы не было пропусков и чтобы сэкономить время и деньги.

На мойках самообслуживания, как правило, давление воды снижено — так потребитель случайно не повредит кузов. Но всё равно Александр предупреждает: не стоит приближать пистолет максимально близко к авто, пытаясь отмыть загрязнения. Следует держать устройство на расстоянии. Также на пистолетах есть специальные прорезиненные наконечники, однако прикасаться ими к кузову не рекомендуется для безопасности.

— Замечаю, что некоторые автовладельцы при бесконтактной мойке пользуются губкой, но это категорически не рекомендуется делать в целях безопасности и кузова, и человека. А ещё нельзя превышать время контакта химии с кузовом.

Важное правило с учётом грядущего летнего сезона — ни в коем случае нельзя мыть автомобиль, когда он горячий. 

— Если машина долго стояла под палящим солнцем, лучше дать ей остыть или обдать её обычной водой перед тем, как наносить пену или шампунь. Если же наносить сразу пену, она может быстро высохнуть и привести к повреждению ЛКП из-за химического ожога.

Как отмыть реагенты и соли и нужно ли протирать кузов насухо?

А что насчёт химии, использующейся на мойке самообслуживания? Александр утверждает: один из минусов любой автомойки в том, что потребители не знают, какие именно средства применяются. И добавляет:

— Известно, что это щелочные составы, а щёлочь не является биоразлагаемым веществом. И если это очень агрессивный состав, то могут повредиться элементы декора авто: пластик побелеет, а хром помутнеет.

Менеджер АЗС Алексей, в свою очередь, комментирует это так:

— На всю химию, используемую на наших мойках, есть сертификаты ЕАЭС. Активная пена сама по себе является самым щадящим вариантом, хорошо отмывает различные загрязнения. К тому же все средства в безопасной дозировке. Перед тем как её установить, мы проводим испытания, консультируемся с поставщиками. задача МСО — поддержание кузова автомобиля в чистом виде. С определёнными типами загрязнений, в том числе в зависимости от времени их нахождения на кузове авто, не всегда можно с первого раза справиться. Это стоит учитывать при мойке авто.

Тем временем «Фольксваген Венто» Александра Горина уже чистенький стоит на парковке. Но эксперт решает проверить, насколько хорошо удалились «зимние» загрязнения после мойки самообслуживания. Мужчина протирает кузов обычной салфеткой.

По его словам, отмыть машину в целом после зимы довольно непросто. И вот почему: 

— Зимой дорожные службы посыпают дороги реагентами и всякими смесями, которые остаются на кузове авто и негативно влияют на ЛКП. И если на кузове есть хотя бы малейший скол (а скорее всего, их много), реагенты проникают в него. Под воздействием влаги начинается химический процесс, приводящий к коррозии. Реагенты имеют свойство наслаиваться. К сожалению, они не смываются на 100% щелочными составами. Для этого нужны очистители на основе растворителей или терпенов. Статические загрязнения бесконтактно не отмываются. Для их удаления рекомендуется портальная или ручная мойка.

Среди автовладельцев есть мнение, что после мойки кузов лучше протереть насухо. Что скажет на это эксперт?

— Делать так нужно только микрофибровым полотенцем, ведь та же искусственная замша может оставить царапины на кузове. А ещё лучше добавить к процессу очиститель.

«Это не щётки повреждают кузов, а грязь и песок на нём»

Помимо боксов моек самообслуживания, АЗС «А-100» также предлагает автовладельцам портальную мойку. Её мы решили протестировать на Volkswagen Polo нашего фотографа Алисы.

Внешний вид авто до процедур на портальной мойке

Принципиальное отличие портальной мойки в том, что она контактная, то есть щётки и специальные мойщики колёс чистят кузов машины. Человеку нужно только поместить туда автомобиль, вставить карточку, нажать кнопку «старт» и подождать десять минут.

С одной стороны, считает Александр, портальная мойка более качественная по сравнению с мойкой самообслуживания. Однако есть и минус: поскольку машины имеют разные габариты и геометрию, щётки не смогут залезть во все места и очистить их.

Кстати, есть ещё один вид моек — туннельная. Она функционирует на АЗС № 23 «А-100». К преимуществам её можно отнести то, что в конструкции предусмотрено мытьё днища, если выбрать нужную программу. Особенно после зимнего периода — это маст-хэв, говорит специалист.

Эксперт вспоминает о заблуждении автовладельцев, якобы щётки могут повредить ЛКП кузова.

— Но опасность не в самих щётках. Если долго не мыть автомобиль и приехать на мойку с большим количеством загрязнений, то они и станут причиной повреждения ЛКП. Поэтому советую предварительно смыть песок и грязь самому.

Прежде чем автовладельцу самостоятельно приступать к мытью автомобиля у себя дома или на мойке самообслуживания, нужно сначала понять, с чем он имеет дело.

— Не все загрязнения можно удалить самому. Например, полностью убрать битум смогут сольвентные очистители; металлические вкрапления — реакционные средства; цементные или известковые — кислотные. Если автовладелец замечает загрязнения, которые никак не поддаются чистке, не нужно старательно пытаться их оттереть. Лучше обратиться к профессионалам и отвезти свой автомобиль на ручную мойку. Да, это дороже и дольше, зато будет гарантия безопасности от нежелательных повреждений. В идеале это делать стоит хотя бы раз в полгода.

Автомобили после мойки самообслуживания (слева) и портальной мойки (справа)

Автовладельцы сами выбирают, что для них важнее, будь то время, затраченное на мойку, экономия и другое. Давайте посчитаем затраты:

 

  • - мойка самообслуживания на АЗС «А-100» — 7 рублей в среднем;
  • - портальная мойка на АЗС «А-100» — от 13—16 рублей;
  • - ручная мойка — от 30 до 70 рублей (по Минску).

Для тех, у кого есть частный дом, существует вариант приобрести мойку высокого давления, которые сейчас стоят от 200 рублей, и набор дополнительных щёток и средств.

Партнёрский материал

«А-100» — это сеть белорусских АЗС с высоким качеством топлива, включающая сервисы моек самообслуживания, а также сеть автоматических моек. Компания основана в 1994 году, и это первая в Беларуси сеть АЗС с белорусским капиталом. 

Каждый день мы вдохновляемся самыми лучшими решениями, стараемся использовать лучшие технологии и сырьё, современные подходы и нестандартные решения для обеспечения комфорта наших клиентов. 

«А-100» — больше, чем АЗС.